Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
БиблиотекаАрхив публикаций ]
Распечатать

[Андрей и Симеон Деонисьевичи Мышецкие]. Поморские ответы (вопрос первый) [древлеправославие]


Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита

Вопрос 1
Сперва просим сказать нам: имели ли все православные христиане в Киеве и Москве от крещения всей Российской земли до времени царя Ивана Васильевича и до времени Патриарха Никона православную веру?

Ответ 1
Православная вера – богопредана нам через апостолов и св. Отцов

Так как православная вера, а именно вера во единого Бога, прославляемого в Троице и исповедование единого воплотившегося от Троицы Сына Божия в двух природах, божественной и человеческой, прославляемого в едином составлении впервые воссияла от Исуса Христа, как говорит о том Иоанн во Святом Писании, гл. 1, зач. 2, Бога не видел никто и никогда, только Единородный Сын в лоне отчем. И  [вера] была проповедана священными Его учениками и апостолами на всю вселенную, а уяснилось и усветлилось богоглаголивыми Отцами святыми богословами в их богодухновенных сочинениях. А противящаяся православной вере еретическая тьма была отгнана всесвященными соборами многочисленных святых Отцов. Апостольская же православно-кафолическая вера еще светлее прославилась и утвердилась в искушениях.

Святые русские сохранили неповрежденной веру на Руси

И так прославленная Священными Соборами православно-кафолическая вера от святой восточной греческой Церкви по всей России всеблагодатно воссияла при великом князе Владимире и повергла в безвестностьзлую и темную ночь идольского беснования. И вот от того времени восприняли православную христианскую веру православные христиане всей России и как драгоценное сокровище сохраняли, принимая друг друга и последуя святым. Так священные архиереи и иереи и боголюбивые иноки, также как и великие князи и цари и светлый всероссийский синклит и воинство, и прославленные Богом многочисленные чюдотворцы Святой Руси, и все православные российские народы от князя Владимира до патриарха Никона православно, единогласно и безраздорно всесоборно и всецерковноберегли православную христианскую веру и усердно охраняли древнее святогреческое церковное предание от нововведений. И если в переводах и писаниях появлялись какие-то недостатки, то они исправляли их. И если от этих ошибок процветали вдруг какие-то новые и противные [православию] учения, то они отвергались и обличались. Об этом мы скажем в третьем ответе.

Есть много свидетелей твердости и неизменности веры и чинов на Руси

Впрочем, тогда российская Церковь всесоборно, православно и без раздоров соблюдала православную святую греческую кафолическую веру. И свидетели сему святороссийскому православному церковному согласию – многочисленные святые российские чудотворцы во времена всесвятороссийского благоверия вплоть до патриарха Никона, спасшиеся в Российской Церкви друг другом и прославленные Богом в нетленным мощах, знамениях и чудесах. И от времен князя Владимира до светлейшего царства Иоанна Васильевича и во время его царствия и потом воссияли великие богопрославленные святые. Свидетели святороссийскому правоверию – во все времена приезжавшие от восточной Церкви священники: от Иеросалима, Цареграда, от Синайской горы и из афонских монастырей. Немало их было и во время царствования Иоанна Васильевича, и во время царя Феодора Иоанновича [приезжал] святейший Иеремия, патриарх Цареградский с прочими, и во время царя Михáила Феодоровича [приезжал] святейший патриарх святого града Иеросалима Феофан с прочими. Все они свидетельствовали и очень похваляли хранимое в России благочестие, о чем свидетельствуют их грамоты в Кормчей книге. Свидетели сему святороссийскому правоверию – российские летописцы, степенная и гронограф и прочие истории и повествователи о русской святости, которая проявляет непременно содержащееся в российской Церкви благочестие. Не только российские историки, но и историки окрестных государств свидетельствуют, например Матвей Стриковский, знаменитый летописец славянских древностей, живший во время царя Иоанна Васильевича в четвертой книге, глава 3, свидетельствует: "И от того времени (т.е. от кн. Владимира) русский народ в христианской вере под властью патриарха Константинопольского и с таинствами греческими твердо и непоколебимо пребывает".

По этой причине и ввиду таких свидетельств весьма недостойным доверия кажется нам мнение людей, говорящих, что будто бы "до патриарха Никона в Российской Церкви изменили предания, чины и уставы восточной Церкви и установили нововводные еретические предания", например, о [сугубой] "аллилуйя", о печатании креста на просвирах и о прочих церковных содержаниях. А главное – о [сложении] пальцев при крестном знамении. И как только можно верить этим измышлениям?!

Разбор мнения никониан о "извращении" веры и обычаев в Древней Руси

Если бы мы приняли с самого начала от греков креститься тремя перстами и благословлять через изображения букв "х - с", "и-с" и прочие учения из новопечатных книг,
- и если бы в том утвердилась Россия, как бесчисленное множество священного и монашесткого чина, так и великие князья, синклит, воинство и весь народ,
- если бы все они были утверждены креститься тремя перстами,
- и если бы также крестились [издревле] и греки, часто приезжавшие в Россию,
- и если бы в восточной Церкви проклинали вместе с новопечатными книгами тех, кто крестится не тремя, но двумя перстами,
- и если бы такое твердое убеждение стали бы когда-нибудь в России колебать и переучивать священнический и иноческий чин, князей, синклит, воинство и простой народ отбросить древнее и утвержденное, а новое (по-ихнему) двуперстное – воспринять, какое было бы по всей России смущение и волнение?!

Не только Россия, но и окрестные государства узнали бы такое смущение – этого бы не допустили великие князи и цари, не потерпели бы архиереи, весь священнический и иноческий чин, не промолчали бы святые российские чудотворцы, не вынесли бы все православные российские народы.

Абсурдность предположения об "изначальном троеперстии".

И если бы к тому было большое принуждение от каких-то начальников, для всех было бы огромное страдание, тогда бы остались бы хранители такого их всецерковного содержания и обличители якобы "нововводной ереси" [двуперстия], были бы частые обличения этой [реформы] от восточных патриархов! Но ничего подобного в России не видно и не слышно и никем из летописцев не повествуется.

Более того: отовсюду видно единогласный обычай всероссийской Церкви креститься двумя перстами: от древних святых и чудотворных греческих и российских икон, и от святых старых церковных книг, и от согласного всецерковного обычая и установления, сохранившегося даже до патриарха Никона. И от [самого факта] Никоновых реформ, и от твердости древлеправославных [христиан] ясно является весьма крепкий и несокрушимый и единогласный обычай (содержание) креститься двумя перстами и прочие обычаи Святой Церкви, в которых Россия согласно и православно утверждается и всеми познается как правоверная.

Посему, древлеправославные христиане всецерковно и святоотечески исповедуя священное таинство святой Единосущной Троицы и воплощения Сына Божия как в богословии Святого Писания, так в церковных таинствах и действиях (знаменованиях) и в перстосложении при осенении крестным знамением, и соблюдая иные древние церковные предания, имеют православно православную веру.

(продолжение следует)

(с) пересказ с ц.-сл. яз. Портала-Credo.Ru


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования