Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
10 июля 16:14Распечатать

Евгений Левин. ЕВРЕЙСКОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ В ОПАСНОСТИ. Израильский национально-религиозный лагерь не просто неоднороден, но находится на грани раскола


Некоторое время назад в одном из тель-авивских пригородов состоялось достаточно заурядное событие – слет вожатых молодежного религиозного движения "Эзра". По традиции на подобные мероприятия принято приглашать известных раввинов. Не нарушили традицию и на этот раз. В качестве почетного гостя на трибуну был приглашен раввин Иегошуа Шапира, возглавляющие армейскую иешиву г. Рамат-Гана.

Обычно официальные и духовные лица, приглашенные выступать на подобных церемониях, ограничиваются общими словами и благими пожеланиями. Однако раввин Шапира решил пойти другим путем. Обращаясь к молодежи, он решил раскрыть им глаза, заявив, что в недрах национально-религиозного лагеря зреет страшная угроза – неореформитское движение, бросающее вызов божественной природе Торы и приемственности еврейской традиции.

По словам р. Шапиры, главная опасность состоит в том, что во главе новых обновленцев стоят богобоязненные евреи и даже раввины, отличающиеся глубокими познаниями в Торе и скрупулезно соблюдающие предписания еврейского закона. Поэтому внешне распознать опасность очень трудно. Однако богобоязненность, по мнению р.Шапиры, не должна вводить в заблуждение, поскольку первые реформисты XVIII - начала XIX века тоже по большей части не нарушали предписаний Закона.

Кто же, согласно версии р.Шапиры, является скрытым врагом подлинного еврейского благочестия? Не желая скрывать страшной правды от молодежи, раввин перечислил их поименно. В первую очередь гнев обрушился на религиозных феминисток, добивающихся максимально возможного в рамках еврейского права равноправия. Отдельно была упомянута синагога "Шира хадаша", где женщин, наравне с мужчинами, вызывают к чтению Торы (в большинстве ортодоксальных синагог это не принято). Досталось также либеральным ортодоксальным раввинам. Так, рабби Шапира подверг резкой критике своего коллегу Юваля Шерло, дающего галахические консультации верующим геям. По мнению Шапиры, поступая подобным образом, а тем более, делая это на их территории (р. Шерло несколько раз бывал в иерусалимском "Открытом доме", координирующем жизнь столичной гей-общины), он фактически дает легитимацию их грешной жизни.

Наряду с "Эзрой" в Израиле есть еще несколько молодежных религиозных движений, старейшим из которых является "Бней Акива". Причем если в "Эзре" существуют отдельные отряды для мальчиков и девочек, то "Бней Акива" не придерживается принципов раздельного воспитания. Как нетрудно догадаться, для рава Шапиры последнее также является признаком отклонения от норм еврейского благочестия.

С точки зрения еврейских религиозных норм, едва ли не каждый из аргументов уважаемого раввина можно подвергнуть серьезной критике. Совместные молодежные движения еще в XIX в. были одобрены величайшими раввинами германской ортодоксии – Ш.Р.Гиршем и А.Гильдесгеймером. Вопрос о том, можно ли вызывать женщин к Торе, серьезно обсуждается в современной галахической литературе. Многие раввины по разным причинам возражают против этого, однако есть уважаемые религиозные авторитеты, которые не видят в этом серьезной проблемы.

Наконец, что касается геев и лесбиянок, в свое время уважаемые раввины не гнушались давать галахические консультации самым разным людям, включая воров, контрабандистов и сутенеров (нередко разрешавших свои споры у раввинов, в соответствии с Законом Торы). Ровно так же можно сказать, что р. Шерло и его коллеги, работающие с гей-сообществом, просто выполняют свой профессиональный долг.

Однако те или иные галахические нюансы в данном случае вторичны. Независимо от того, насколько справедлива критика р. Шапиры в каждом конкретном случае, его выступление глубого симптоматично и говорит о том, что израильский национально-религиозный лагерь не просто неоднороден, но находится на грани раскола.

Собственно говоря, в политике этот раскол произошел уже давно. Мы уже писали, что накануне последних выборов в Кнессет попытка выставить единый религиозно-сионистский список закончилась ничем. И в итоге национально-религиозный лагерь в праламенте представляют две партии – правоцентристский "Еврейский дом", входящий в правительство, и оппозиционное "Национальное единство", для которого нынешний премьер Б.Нетаниягу оказался слишком "левым" (так же, как для Пуришкевича, Маркова-второго и прочих думских черносотенцев слишком "левыми" были даже А.Столыпин и граф Коковцов).

Однако различия касаются не только политических взглядов на будущее Иудеи и Самарии, но и многих других, гораздо более фундаментальных, вопросов. Одно "крыло" национально-религиозного лагеря заинтересовано в максимальной интеграции в современное израильского общество и хочет жить в соответствие с буржуазными нормами среднего класса, сообразуя их с требованиями еврейского Закона. Другое – напротив, тяготеет к ультраортодоксии и стремится свести влияние современных израильских ценностей к минимуму.

Проявляется это в самых разных вещах. В том числе и в отношении к женскому равноправию и месту женщины в обществе. Для "либералов" эгалитарное общество - более-менее самоочевидная норма. Вторые стремятся максимально восстановить традиционную патриархальную структуру. Разумеется, поскольку речь идет о религиозных евреях, обе стороны оперируют не социологическими концепциями, а ссылками на мнения еврейских религиозных авторитетов со времен Талмуда до наших дней. Однако конфликт в данном случае, в первую очередь, - идеологический и лишь во вторую - канонический.

Разумеется, в национально-религиозном лагере есть достаточно сдерживающих факторов, затрудняющих окончательный "развод". Во-первых, религиозный Израиль - это одна большая семья. Так что оба "враждующих лагеря" связаны многочисленными семейными, дружескими и профессиональными узами. Во-вторых, по отдельности оба лагеря недостаточно сильны, чтобы играть серьезную роль в израильской политической жизни – то есть участвовать в разделе обещственного пирога. Соответственно, если религиозным сионистам не удастся действовать сообща, они и дальше будут сдавать свои позиции другим ортодоксальным группам.

Но вместе с тем, резкое выступление р. Шапиры (равно как не менее резкая реакция на него некоторых политиков более либерального толка) свидетельствуют, что разногласия очень глубоки. Поэтому возможно, что через какое-то время "вол и трепетная лань" при всем желании не смогут оставаться в одной упряжке и вынуждены будут "пойти каждый своим путем".

Евгений Левин, Иерусалим,
для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования