Назначая епископа Илариона (Алфеева) на пост главы ОВЦС МП, бывший руководитель Отдела, разумеется, отдавал себе отчёт в том, какие задачи предстоит решать крупнейшему и влиятельнейшему ведомству Московской патриархии в ближайшие годы. Собственно, сам факт появления иерарха-интеллектуала, дипломированного доктора престижного западного университета в роли начальника ключевого церковного ведомства содержал в себе указание на восстановление церковного "министерства иностранных дел" практически с теми же задачами, которые ОВЦС имел в позднесоветский период. Впрочем, если рассматривать назначение епископа Илариона уже не сквозь призму фактов его индивидуальной биографии и/или личных качеств верного последователя "единственно правильного курса", а с точки зрения институциональной необходимости, обусловленной внутренней логикой самой корпорации РПЦ МП, то возврат к прежней управленческой схеме выглядит также вполне обоснованным. Московская патриархия не утратила намерений возглавить "православный мир", ведь для того она и создавалась "великим вождём, учителем и другом трудящихся всего мира товарищем Сталиным". (Вождь трудящихся всего мира и без всемирной Церкви – это, пожалуй, ленинская недоработка, которую Иосиф Виссарионович должен был исправить.) Бурно начавшееся патриаршество Кирилла (Гундяева), как нельзя кстати, открывает возможности для разного рода манёвров на поприще межправославных и вообще внешнецерковных контактов, позволяя реанимировать позиции патриархии на поприще, к которому не проявлялось интереса на протяжении более чем трёх десятилетий. Нынешнее внешнеполитическое положение РПЦ МП, союзниками которой среди Церквей-сестёр, и то с большими оговорками, остались лишь Иерусалимская, Сербская и Грузинская, является довольно зыбким, к тому же оно ограничено календарным признаком. Многолетнее одиночество РПЦ МП в православном мире явилось прямым следствием краха так называемой "мировой системы социализма" и последовавших за ней евроинтеграционных процессов в Восточной Европе и на Балканах. Нынешнее российское внешнеполитическое ведомство помогает РПЦ МП, в отличие от советских времён, уже без стеснения, щедрой рукой. Однако геополитическое положение сегодняшней России уже не в состоянии обеспечить Московской патриархии автоматическую поддержку Церквей-сестёр. В Чистом переулке, памятуя о великой исторической миссии русского православия, такое положение дел вряд ли могут признавать соответствующим высоким идеалам. Там могут, конечно, делать вид, что ничего страшного не происходит (малосведущей пастве и самодовольным чиновникам можно, разумеется, бесконечно рассказывать про уникальную Святую Русь, которой не нужен никто), но реальность событий мирового масштаба иногда всё же спускает на грешную землю. Тогда затаенные обиды прорываются в публичное пространство. Последний раз такое недовольство было выражено не далее как позавчера за кулисами всемирного межрелигиозного форума и не где-нибудь, а в столице дружественного России Казахстана. Представлявшего РПЦ МП протоиерея Всеволода Чаплина "удивило", "что на церемонии открытия форума, где выступали представители Ватикана и Всемирной лютеранской федерации, не было предоставлено слово представителям Православных Церквей, которые в наибольшей степени представлены в Казахстане и Центральной Азии", и что глава делегации РПЦ МП для оглашения приветственного слова самого (!) Патриарха Кирилла получил время к концу второго заседания, уже после того, как выступили представители разных христианских общин, исламского мира и даже после международных чиновников. Так что РПЦ МП легко быть первенствующей и традиционнейшей в России, тогда как на мировой арене ее нынешнее положение весьма незавидно. У современного ОВЦС МП произошло "отмирание" функций контактёра-координатора с представителями и институтами власти внутри России. Сам митрополит Кирилл в бытность главой ОВЦС МП любил подчёркивать мысль о выходе его Отдела за рамки собственно "внешней политики". Но в реальности "отмирание" это совершилось самым что ни на есть естественным образом, и намного раньше, чем то подтвердила последняя реорганизация структуры управления РПЦ МП, произведённая новым Патриархом. Митрополиту же Кириллу в качестве главы ОВЦС было выгодно выделять статус главного после Патриарха переговорщика с властями, этакого местоблюстителя при живом предстоятеле, против чего, надо сказать, в руководстве РПЦ МП никто не возражал, хотя в реальности вопросы епархиального уровня давно решались исключительно на местах, а Синодальные отделы в центре самостоятельно готовили и подписывали соглашения с российскими министерствами без оглядки на ОВЦС и её "всесильного" руководителя. Просто оказалось, что сама структура многочисленных общецерковных отделов, которые были созданы в постсоветский период с равнением на образец ОВЦС, совершенно не согласуется с епархиальной схемой управления, где правящий архиерей не только "Бог, царь, воинский начальник", но с недавних пор ещё и судья в одном лице… Не зря же руководитель Миссионерского синодального отдела архиепископ Иоанн (Попов) недавно пожаловался на невозможность ведения общецерковной (!) миссии в других епархиях. "К сожалению, - заявил в интервью корреспонденту "Благовест-инфо" Юлии Зайцевой архиепископ Иоанн, - некорректная, огульная критика вынудила нас отложить осуществление многих программ. Мы всегда стремимся, чтобы было единство в Церкви, а если кого-то что-то смущает и он еще не научился корректно, по-церковному мысли свои выражать, а уже дает какие-то оценки, причем крикливые такие, чуть ли не революцию подозревать и т.д., - то мы решили, что надо искать какие-то другие пути. Полемика приведет к нежелательным результатам, потому что у нас больше привыкли к таким, знаете, большевистским способам вести дискуссию. Сразу же ярлыки приклеить, сразу же в противники записать. Такой совдеповский способ мышления только настоящей церковностью может быть преодолен. Люди не слышат друг друга, не хотят понять. В спорах, даже если ты будешь цитировать св. отцов, но это будешь ты цитировать, скажут, что ты еретик. Поэтому мы решили немножко отложить". Сегодня, чтобы заниматься от имени РПЦ МП межправославными контактами, в отличие от времён самой первой попытки конструирования православного Ватикана с центром в Москве, необходим антисталинизм. Это, если угодно, базовое условие, без которого невозможны никакие серьёзные переговоры. Это тест на лояльность той системе мироустройства, к которой так или иначе принадлежат все официальные православные Церкви. И его накануне объявленных визитов к главам православных Церквей нового московского предстоятеля будущий главный переговорщик РПЦ МП успешно прошел. Сомневаться в том, что архиепископ Иларион думает о Сталине как-то иначе, нет никаких оснований. Но это же самое обстоятельство не отменяет объективного "сталинского генезиса" РПЦ МП. Так что однажды сказавшему "А" архиепископу Илариону когда-нибудь придётся произносить и "Б"… |