Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
30 июня 13:10Распечатать

Иеромонах Игнатий (Крутиков). АПОСТАСИЯ ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ. Болезни православия не повсеместны и не так беспросветны, как считает опальный епископ РИПЦ Дионисий (Алфёров)


Позвольте поделиться некоторыми размышлениями по поводу статьи уважаемого епископа Дионисия (Алфёрова) "Кому служит земная Церковь: Христу или Самой Себе?" (Часть 1, часть 2, часть 3).

Что и говорить, мы живем в сложное как никогда время. По причине умножившихся греховных соблазнов и разного рода нестроений всё труднее становится сохранить живую веру в Бога и верность заветным крещенским обетам. Да, как ни печально, приходится признать актуальным в наши дни призыв: "Христиане – будьте православными! Православные – будьте христианами!" Думается, общая оценка состояния православия, некоторые диагнозы болезненных явлений в современной церковной среде даны епископом Дионисием верно. Речь идет, к примеру, о склонности к саморекламе, самозамкнутости, преобладании "отрицательного богословия" (т.е. "против" кого-то и чего-то) над "положительным", явном недостатке церковных знаний и т.д.

Всё это есть, но, на мой взгляд, во-первых, болезни эти не повсеместны, а во-вторых, не в таком преувеличенном и беспросветном виде, как пишет уважаемый автор. Христианин, уклонившийся от внешней апостасии так называемого официального православия, сталкивается с апостасией внутренней, кипением разрушительных греховных страстей, которые и являются точкой приложения тёмных сил, видимых и невидимых, по расшатыванию и опорочиванию истинного Православия. Во все времена Отцы Церкви возвышали свой обличающий голос, но вместе с обличением воодушевляли недугующих, вселяя в них надежду на исцеление. Вот глас вопиющего Златоуста: "У нас от того, что нет никого совершенно здорового в вере, но все больны, – одни более, другие менее, – никто не в состоянии пособить лежащим. Так, если бы кто со стороны пришел к нам и хорошо узнал и заповеди Христовы, и расстройство нашей жизни, то не знаю, каких бы ещё мог он представить себе других врагов Христа хуже нас...". И он же врачует больные души елеем любви: "Для меня нет ничего дороже вас – не дороже даже и этот свет. Тысячи раз я желал бы сам лишиться зрения, если бы только через это можно было обратить ваши души, – так спасение ваше для меня приятнее самого света. <…> Мне кажется, я летаю (от радости), когда услышу о вас что-нибудь хорошее".

Из-под пера владыки Дионисия вышло множество прекрасных статей. Но, как мне кажется, в последней его работе преобладает несколько самоуверенный "догматический" тон, временами граничащий с неправдой. Так, владыка Дионисий пишет: "Если бы в деятельности осколков РПЦЗ были обыкновенные человеческие грехи, а не грехи к смерти, они не развалились бы так быстро и необратимо. Один из признаков Церкви Христовой, о котором вспоминают все православные, это неодолимость Церкви вратами ада. Но раздробление Церкви за несколько лет на десяток осколков... Что это как не признак её одолённости силами ада, которая вытекает из её внутренней несостоятельности и богооставленности?".

Хорошо, "помянем дни древние", "поучимся в делах рук" великих иерархов Церкви. Профессор В.В. Болотов в своей истории древней Церкви пишет о борьбе с арианством следующее: "Общение с арианами, пререкание соборов, подорвало в верующих доверие к своей иерархии, и, не умея разобраться, кто из епископов православный и кто арианствует, масса требовала внешнего надежного признака для своего руководства в этом важном решении (и это при живших тогда святителях Афанасии, Василии, Григории и др.– и. И.). Таким критерием и представлялось общение с западными, так как народу было известно, что на западе ариане не имели силы. Раз по указанию западных, масса пойдет за известными вождями, пробудится корпоративный дух и в самих епископах. Они поймут, за какою группою будущее. До сих же пор каждый считал и себя центром приблизительно такой же важности, как и всякого другого. За множеством отдельных мелких течений не видно было того основного русла, по которому направляется жизнь Церкви. От этого епископы и по причинам неважным прерывали общение со своими собратьями". Несколько похожая на нашу ситуация, не правда ли? С той разве только разницей, что у нас теперь нет ни Афанасия, ни Василия, ни Григория, ни того надежного внешнего ориентира, которым долгое время служила цельная ещё Русская Зарубежная Церковь. Осмелится ли кто-нибудь из здравомыслящих сказать, что в то святоотеческое время Церковь была одолена вратами ада, хотя налицо "множество отдельных мелких течений"? Поэтому не будем поспешны в беспросветных выводах.

Из общения с духовенством и верующими различных течений Православия в наши дни остается надежда, что со временем всё же возможно объединение этих течений в единое русло. К этому будем стремиться и об этом будем просить Бога. Как пишет далее профессор Болотов, св. Василий Великий поставил задачей своей жизни восстановление единства Церкви. Преодолев, казалось бы, непреодолимое, он подготовил это событие, не дожив до него нескольких месяцев. На Антиохийском Соборе осенью 379 г., где присутствовало около 150 епископов, общение с Западом стало свершившимся фактом.

Думаю, что нет необходимости перечислять здесь все "категоризмы" из статьи владыки Дионисия – получился бы слишком большой объем. Как сказал профессор Иван Ильин, "для философствующего и учительствующего писателя сомнение в состоятельности и верности своего духовного опыта является первой обязанностью, священным требованием, основой бытия и творчества; пренебрегая этим требованием, он сам подрывает свое дело и превращает философское искание и исследование в субъективное излияние, а учительство – в пропаганду своего личного уклада со всеми его недостатками и ложными мнениями".

Вместе с тем, считаю необходимым заметить, что в наши дни всё больше укореняется однобокий, а значит искаженный, взгляд на личность. Если человек чем-то нам не неприятен или неугоден, мы подчас стремимся подчеркнуть в нем отрицательные черты, забывая или не желая видеть в нем положительные. Повторюсь еще раз, что владыкой Дионисием написано множество полезных статей апологетического, исторического, патриотического характера. Ещё сравнительно недавно некоторые из тех, кто сейчас публично злословит его, отзывались о нём и о его приходе в Угловке совсем в ином, положительном тоне. Укоризны и злословие с разных сторон в течение нескольких лет могут душевно надорвать любого человека. Если владыке Дионисию необходима поддержка в эту трудную минуту, пусть он знает, что есть немало людей, относящихся к нему с прежним уважением.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования