Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
05 мая 17:35Распечатать

Игорь Вольфензон. ИНТЕГРИЗМ В СОВРЕМЕННОМ КАТОЛИЧЕСТВЕ. Корни, раскол, лефевристы в России


1. Корни

Католическая церковная история почти не знает понятия "раскол". Если в Православной Церкви расколы – достаточно частые явления, то главной бедой Церкви Западной всегда являлись ереси. Фактически первый пример истинного раскола на Западе мы имеем лишь в XIX веке, когда группа клириков, не признавшая решений I Ватиканского Собора, образовала существующую и доселе общину старокатоликов.

Католическая Церковь встретила XX век, находясь в состоянии тяжелейшего застоя. Фактически прерванный Vaticanum I лишь начал реформу, которую нужно было завершить (вспомним, что предшествовавший I Ватиканскому Тридентский Собор состоялся за два века до него – для Католической Церкви ситуация, прямо скажем, неординарная). Антицерковные настроения, обильно проявляемые в массах, были вызваны в первую очередь крайней удаленностью Церкви XIX века от "простецов". Латынь как литургический язык, несомненно, была великолепна, но то, что она была единственным литургическим языком, ставило непроходимый барьер между священником, свободно на ней говорившем, и прихожанами, знавшими едва ли Pater Noster и Angelus, чего для полноценного участия в Мессе явно недостаточно.

Собственно, одной из главных целей богослужебных реформ II Ватикана и было завершение того, что начали и не сумели по не зависящим от них причинам завершить отцы предыдущего Собора – упростить в разумных пределах обряд литургии, сделать его язык понятным, привлечь прихожан к адекватному участию в процессе богослужения.

Практически при первых же попытках обсуждения литургической реформы стало ясно, что однозначного мнения по этому вопросу среди собравшегося священства нет. Выделилось две партии, одна из которых активно поддержала провозглашенную Иоанном XXIII и Павлом VI идею реформы, а другая настолько же активно принялась настаивать на полном от таковой отказе. Во главе последних стоял кардинал А. Оттавиани, пользовавшийся немалым авторитетом в Церкви. Его последователи, группа, именующая себя International Coetus Patrum (Международное Сообщество Отцов) и были теми, по отношению к кому был впервые применен термин "интегристы".

Все же сторонники антиреформаторской идеологии оказались в меньшинстве, и в 1969 году реформа была утверждена Соборной конституцией Sacrosanctum Consilium. Впрочем, следует заметить, что для лиц, приверженных старому обряду, была оставлена возможность испросить индульта – особого папского разрешения на служение по тридентскому канону. Таковой индульт был дарован, например, большей части священников Уэльса и Корнуолла, и многим иным клирикам в личном порядке. Любому священнику, помимо этого, разрешалось проводить тридентские богослужения частно, "в домашних условиях".

Церковные власти надеялись, что недовольных новыми порядками удастся все же удержать от раскола. Посему им в 1970 году было разрешено организовать собственную священническую конгрегацию, члены которой могли бы наряду с новой Мессой служить и старую. Во главе интегристов к тому моменту встал архиепископ Марсель Лефевр.

2. Братство св. Пия X. Раскол

Сейчас невозможно отрицать, что II Ватиканский Собор повлек за собой далеко не только благие последствия. Своего рода "разгул" либерализма в Церкви, начавшийся после него, не мог не вызвать недовольства среди лиц, склонных к традиционализму. Наиболее дальновидные из них, впрочем, прекрасно понимали, что взрыв либеральных и частью откровенно маргинальных течений в Церкви был неизбежным следствием "отпущенных поводьев". Учитывая, что пятьдесят лет до этого в Церкви царил строжайший режим, это вполне можно было понять.

Увы, Братство св. Пия X, возглавляемое архиепископом Лефевром, подобного благоразумия не проявило. Скорее, напротив: его члены неоднократно выступали с резкой критикой католического священноначалия, перенося свое недовольство поступками и идеями отдельных пылких либералов на Курию как таковую. Конфликт нарастал, и в конечном счете за административное непослушание архиепископ Лефевр был запрещен в служении, а Братство Пия Xофициально распущено.

Среди последователей Лефевра было немало весьма достойных клириков, заслуженно пользовавшихся уважением. Начинающийся раскол грозил стать самой большой проблемой для католичества 80-х годов. Поэтому, несмотря на то, что Братство наотрез отказалось распуститься и продолжало проводить богослужения и проповедовать свои идеи, Св. Престол неоднократно делал попытки к примирению. Нынешний Папа с самого начала своего понтификата поставил возвращение лефевристов в лоно Церкви одной из основных своих целей.

Для того, чтобы преодолеть начинающийся разброд и шатания, было предпринято немало усилий, причем, как казалось сначала, предпринято небезрезультатно.

Во-первых, 3 октября 1984 года Иоанном Павлом II был подписан индульт, разрешающий проведение богослужений по старому обряду с разрешения любого епископа (то есть теперь стало не обязательно обращаться в Рим за разрешением в каждом конкретном случае; достаточно стало собрать инициативную группу мирян, достаточно большую, чтобы из нее можно было составить полноценный приход, найти адекватного священника, и получить дозволение на проведение обрядов у местного предстоятеля). То есть таким образом оказалась устранена причина одной из главных претензий интегристов к церковному руководству – затрудненность официальной регистрации общины, желающей совершать тридентские Мессы.

Затем, в 1987 году, кардинал Ганьон посетил знаменитую лефевристскую семинарию в Эконе и участвовал в тамошнем богослужении, более того – председательствовал на нем, тем самым наглядно демонстрируя, что Папа не полагает лефевристов лишенными благодати священства.

И, наконец, 5 мая 1988 года облеченный Св. Престолом надлежащими полномочиями кардинал Иосиф Ратцингер, который сейчас является главой Конгрегации по делам вероучения, и Марсель Лефевр подписали примирительный протокол, который, казалось бы, окончательно ставит точку в запутанных отношениях интегристов и сторонников обновления.

То, что произошло потом, иначе как "конфузом" назвать как-то не получается. Буквально через месяц после подписания протокола, в конце июня 1988 года, Лефевр и его собрат епископ Антонио де Кастро-Майер рукоположили четырех епископов, не имея на то папского мандата. Стоит заметить, что Ватикан как раз в это время решал вопрос о законном предоставлении Лефевру подобной привилегии (права на проведение хиротонии), и вопрос уже фактически был решен положительно, то есть право на проведение по крайней мере одной хиротонии Лефевру было бы дано в ближайшем будущем. Но ждать он не захотел.

Результатом действий Лефевра и де Кастро-Майера было отлучение их обоих и рукоположенных ими епископов от Церкви; полное непризнание новохиротонисанных епископов; и выход из Братства св. Пия X ряда священников, возмущенных произошедшим.

Эти клирики получили прощение Рима и составили священническое Братство св. Петра, в основном аналогичное и по уставу, и по обрядности Братству св. Пия. Оно существует до сих пор и опекается папской комиссией "Ecclesia Dei". Несмотря на внутренние раздоры и – зачастую – непонимание более классических церковных организаций, Братство св. Петра живет и развивается, наглядно демонстрируя то, что внутри церковной ограды возможно существование традиционалистических настроений, и что традиционализм сам по себе не противоречит церковному учению.

Что же касается Братства св. Пия X, то отлучение его основателей окончательно расторгло узы, связывавшие его со Святым Престолом. Сами лефевристы объясняют странные действия монсеньора Марселя тем, что он был уже в весьма преклонных летах, опасался беспоповщины, которая могла возникнуть в его движении после его смерти, и опасался, что Ватикан просто не успеет утвердить его право на хиротонию.

На настоящий момент лефевристы – достаточно многочисленная и сильная организация. В Братстве св. Пия состоят четыре епископа и четыреста священников, как сказано выше, у них есть собственная семинария в Эконе. Главой Братства сейчас является один из рукоположенных Лефевром епископов, Бернар Фелле. Наиболее сильны они на территории Франции, где издается в немалом количестве их периодика.

Судьба большинства радикальных противников реформы, не консолидировавшихся с Лефевром, но также порвавших с Церковью, еще более печальна. Среди них наиболее известны седевакантисты, полагающие, что Папы Иоанн XXIII и Павел VI своими действиями отлучили себя от Церкви и лишили себя права называться понтификами, а Папы Иоанн Павел I и Иоанн Павел II, так как были возведены на Престол, по их мнению, без соблюдения надлежащих процедур, также незаконны. Ergo Престол свободен (откуда и название данного движения, произошедшее из лозунга sedes vacantum est – "Престол свободен"). Седевакантисты, собственно, не являются единой группой, представляя из себя ряд более или менее крупных сект, зачастую крайне недоброжелательно настроенных по отношению друг к другу.

Естественным следствием подобного отношения седевакантистов к вопросу папства стало избрание антипап, которых благодаря крайней раздробленности данного течения сейчас существует около десятка; наиболее авторитетны из них епископ Клементе Домингез Гомес, именующий себя Григорием XVII, и капуцин о. Люциан Пульвермахер, объявленный Папой под именем Пия XIII.

Заметим, что лефевристы напрямую не утверждают, что нынешний Папа и его ближайшие предшественники незаконны, и Престол вакантным все же не почитают.

3. Лефевристы в России

Католическая Церковь в России по вполне понятным причинам была достаточно долго оторвана от остального католического мира. Поэтому многие тенденции, сохранявшиеся в ней до последнего времени, порядком устарели.

Новый обряд начал полноценно вводиться в Русской Католической Церкви только в 90-х годах. И почти сразу эта Церковь подпала под влияние очень многих идей, которые в "Большом мире" отгорели уже полвека назад – то есть идей "радикально либеральных". Очень многим из старых прихожан это казалось диким. Это дало разнообразным маргинальным ультратрадиционалистическим группам плодородную почву для деятельности. Этим не преминули воспользоваться и лефевристы.

Впрочем, большого успеха они достичь не смогли. Сейчас существуют две лефевристских общины мирян, в Москве и в Минске. Обе они не имеют собственных священников и окормляются приезжими клириками, которые несколько раз в году служат тридентские Мессы в домовых часовнях, принадлежащих этим общинам. На настоящий момент пастырем этих общин является о. Вернер Готтфрид Бёзигер, член Братства св. Пия.

Московская община ведет себя в целом довольно доброжелательно по отношению к каноническим католикам, за исключением о. Бернара Ле Леаннека, настоятеля прихода св. Людовика, которого она неоднократно обвиняла едва ли не в святотатстве и разграблении храма. Зато представители этой общины достаточно часто появлялись на библейских чтениях, организованных московской группой терциариев-доминиканцев.

Московские лефевристы издают альманах "Покров", в котором публикуют статьи на социальные, экклезиологические и церковно-исторические темы. К чести данного альманаха стоит отметить, что в нем достаточно долго публиковались переводы глав из "Суммы теологии" св. Фомы Аквинского, причем переводы весьма профессионально выполненные.

Единственный лефевристский священник, обитавший в Москве, о. Андрей Езерский, выпускник эконской семинарии, несколько лет назад перешел в православие и примкнул к одной из "неокатакомбных" Церквей (Истинно-Православная Церковь – Московская митрополия, во главе с митрополитом Вячеславом (Лисовым)). Сейчас он руководит состоящей под юрисдикцией митр. Вячеслава православной общиной латинского обряда во имя св. Григория Двоеслова.

Также существует сетевой альманах "Крестоносец", издаваемый Э. Пучкиным, который, хотя и не объявляет себя лефевристом, но, судя по материалам альманаха, весьма сочувственно к ним относится.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования