Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
24 июня 15:11Распечатать

Кира Элбакян. МУЗА ПЛАЧА. К 120-летию со дня рождения Анны Ахматовой


120 лет со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой исполнилось 23 июня 2009 года.

В первой трети ХХ века – "серебряном веке" русской поэзии - было много прекрасных поэтов, и среди них две замечательные женщины – Марина Цветаева и Анна Ахматова. Судьбы их, творческий метод, суть произведений, взгляды на век и происходящие события различны, но обе они – гордость русской литературы, русской культуры. Каждая из них по-своему отразила своё время. И для нас, живущих в XXI веке, образ той эпохи во многом складывается из образов их произведений.

Анна Ахматова родилась в Одессе в семье морского офицера Андрея Горенко, вскоре семья переехала в Царское Село, где Ахматова провела почти 15 лет. Писать стихи Анна начала с 11 лет и со временем стала частью "Петербургской ветви" поэзии "серебряного века". Выйдя замуж за поэта Николая Гумилева, некоторое время увлекалась акмеизмом  - ХХ век славился необычайно широким разнообразием поэтических направлений.

Выпустив свои первые книги "Вечер" (1912), "Четки" (1914), Ахматова сразу стала знаменитой. Критик Н.Недоброво в 1915 году в своей статье уже писал о возникновении поэзии "ахматовской школы". Далее последовали книги "Белая стая", "Подорожник", "Anno Domini MCMXXI".

Анна Ахматова – лирический поэт, плотная ткань её образов переброшена через бездну подтекста, через недосказанность и таинственность переживания.

Одни глядятся в ласковые взоры
Другие пьют до солнечных лучей,
А я всю жизнь веду переговоры
С неукротимой совестью своей.

Лирика Анны Ахматовой многозначна по содержанию, гармонична, строга и классична по форме, особенно, если вспомнить, как ниспровергались каноны поэтического искусства в то время. И хотя она на закате жизни писала о "соре", из которого растут стихи, сора в её стихах не было. Чеканность строк, строгость рифм, глубина образов, ритмическое богатство, отклик на события века – все признаки и особенности Большого Поэта.

Марина Цветаева назвала Анну Ахматову "Златоустой Анной", "музой плача" и далее: "О маленькой книжке Ахматовой можно написать десять томов – и ничего не прибавишь… Какой трудный и соблазнительный подарок поэтам – Анна Ахматова!"

Я давно не верю в телефоны,
В радио не верю, в телеграф,
У меня на всё свои законы,
И, быть может, одичалый нрав.
Всякому зато могу присниться
И не надо мне лететь на "Ту",
Чтобы где попало очутиться,
Покорить любую высоту.

Значительными произведениями зрелой Ахматовой являются "Реквием" (1935-1940) и триптих "Поэма без героя" (1940-1962), в которых дается пронзительный образ эпохи, времени, России:

Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе… Не забыть!
Буду я как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.

Разве нам не понятно, о чем это?

А веселое слово – дома – никому теперь не знакомо,
Все в чужое глядят окно.
Кто в Ташкенте, кто в Нью-Йорке,
И изгнания воздух горький -
Как отравленное вино

Ахматова прожила почти 77 лет, на её долю выпали ранняя слава, потом забвение, расстрел мужа, многократные аресты единственного сына, печально известное постановление партийных властей о бездуховности её поэзии, снова многократно усиленная слава, признание её заслуг перед поэзией и в России, и во всем мире, посмертное устойчивое внимание к её творчеству, непрекращающаяся работа литературоведов по оценке её поэзии и прозы, в особенности её исследований об А.С. Пушкине.

Творчество Анны Ахматовой – одно из высоких и значительных достижений русской литературы.

Довольно мало известно об отношениях Анны Ахматовой с религией. Вера было очень закрытой сферой её жизни. Мало что можно почерпнуть об этой стороне её души и из её стихов. На эту тему она предпочитала больше молчать. И совершенно непонятно, на чём основывал свою оценку Ахматовой большевистский идеолог последнего сталинского призыва Александр Жданов, прилепивший ей в своем докладе в 1948 году оскорбительный ярлык: "полумонахиня, полублудница, которая мечется между молельней и будуаром". Одинаково ложно и то, и другое. Но, слава Богу, есть люди, к имени и памяти которых грязь не липнет. В истории мировой поэзии Анна Ахматова останется - как великий поэт, а Жданов – как вошь, паразитирующая на великих именах: Ахматовой, Зощенко, Прокофьева, Шостаковича… Ахматову будут помнить всегда, а имя Жданова будет известно со временем только тем, кто будет изучать кровавую историю позднего сталинизма.

Ахматова написала в конце своих лет в 1958 году:

Здесь всё меня переживёт,
Всё, даже ветхие скворешни,
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелёт…

Тут можно с Анной Андреевной поспорить. И человек не вечен, и ветхие скворешни рано или поздно развалятся, но поэт жив, пока его стихи читают и помнят наизусть. И в своих стихах Ахматова проживёт ещё очень долго – надеюсь, века…


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования