Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
19 июня 14:51Распечатать

Валерий Никольский. СВЕТСКОЕ ДИВО. Директор института Хамбо-ламы Итигэлова продемонстрировала абсолютно внебуддийский характер выставленного в Иволгинском дацане "феномена"


Точно так же, как в советское время любые мистические картинки – например, мавзолей "вечно живого" вождя на главной площади страны или свадебный кортеж у памятника этому вождю – воспринимались в контексте внерелигиозном, носили формально атеистический характер, то в наши дни подобные события – скажем, почитание умерших на Пасху или замена числа 666 на какое-либо другое – рассматриваются в массах как имеющие религиозное происхождение.

Так случилось и в отношении "феномена", который в качестве "неиссякаемого" тела в течение последних семи лет представляет в своей вотчине председатель Буддийской традиционной сангхи России (БТСР) Дамба Аюшеев. Поскольку волею светских чиновников, после считавшегося значимым в плане армейской подготовки полета в Гудермес, бывший куратор советских студентов в Буддийском университете Улан-Батора занял место Хамбо-ламы, все его инициативы стали соотноситься с буддийской традицией. Однако самая известная из них с самого начала вызывала очевидные сомнения.

После презентации в марте 2005 года в стенах Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) проекта, который сам Дамба Аюшеев назвал "феноменом Итигэлова", возникло прочное впечатление, что этот проект берет своё начало в буддийской практике. Именно в этом контексте данный феномен комментировали разные духовные наставники, в том числе в ноябре 2007 года – и духовный наставник Тибета Далай-лама XIV. Тем более ценно, что выступившая на завершающем мероприятии "Дней традиционного российского буддизма" в Москве, прошедшем 20 мая 2009 года в Музее имени Николая Рериха, директор института Пандито Хамбо-ламы Итигэлова Янжима Васильева представила новый фильм "Экспедиция в Индию и Непал по следам Хамбо-ламы Итигэлова", позволяющий разоблачить распространенные заблуждения.

Поскольку из фильма и комментариев Янжимы Васильевой отчетливо следует, что Дамба Аюшеев придерживается высказанной им ранее версии, что представленный им объект имеет внеземное происхождение, иначе говоря, это пришелец, будем называть его "Ф.И." – по очевидной аналогии с "E.T." Стивена Спилберга. С жизнью реального XII Хамбо-ламы Даши-Доржо Этигэлова (написание с заглавной "И" следует правилам, установившимся после перевода в 1937 году бурятского языка со старомонгольской графики на кириллицу) его связывает лишь весьма поверхностная пиар-концепция.

Во-первых, в отличие от реального ламы, "Ф.И." не рождался: Дамба Аюшеев утверждает в фильме, что он появился сразу в возрасте пяти лет и был круглым сиротой. Отсюда следует, что "Ф.И." не может быть бурятским ламой, так как все буддисты, начиная с самого Будды, рождаются из женского лона, а "круглое" сиротство в бурятской деревне, которая вплоть до середины прошлого века могла целиком состоять из представителей одного рода, трудно вообразить.

Во-вторых, он и не умирал – по крайней мере, в известном миру смысле. В фильме этому вопросу уделено особое внимание – приглашенный специалист по эксгумациям Виктор Звягин поясняет, что "Ф.И." представляет "новое состояние" тела, отличающееся от известных: мумия, торфяное дубление, мыло, бальзамирование. В Японии, Вьетнаме, Китае – все мумии, а "от нашего тела пахнет благовониями", подчеркивает он. Если выразиться точнее, ничего подобного в мировой буддийской практике не было, и нет.

Не менее важные подробности даются в фильме и к обстоятельствам извлечения тела. Хотя отмечается, что местонахождение могилы Итигэлова (у бурят, как известно, нет практики постоянного посещения кладбищ) помнил только старейшина Амгалан Дабаев – и то потому, что в 1930-е годы он жил за границей, в китайском монастыре. Дамба Аюшеев каким-то образом знал это место заранее. Именно он указал группе, где нужно копать, чтобы извлечь тело, якобы покоившееся там в течение 75 лет. Напомним, что в 2002 году, по словам самой Васильевой, представители Республиканского центра судмедэкспертизы "не могли поверить, что с момента смерти… прошло три четверти века", заявив, что "покойный мог умереть два дня назад".

Но такое случилось только на первом этапе: вскоре Дамба Аюшеев приказал все исследования прекратить, даже фотографии экспертизы тела с сайта "Института Итигэлова" убрать – мол, "негатив" у народа оставляют. Вместо этого, поскольку никакого религиозного объяснения "Ф.И." так и не появилось, распространились разного рода "сказы", например, о том, что прикрепленная на ветровом стекле фотография Хамбо-ламы помогает от аварий, или что "неиссякаемое" тело периодически меняет температуру и потеет. Один из таких, как их называют в науке, "городских мифов" Янжима Васильева все же предпочла разоблачить, пояснив, что пишут неправду. "Кровь из тела не выходит, – подчеркнула она. – Один раз только, когда тело везли, вытекла кровь с солью". И на том спасибо, а то ведь мало ли что с этой кровью могли удумать.

Зато теперь в окружении Дамбы Аюшеева затеяли собственное исследование – ищут материальные свидетельства некоей особой связи "Ф.И." с Буддой. Причем внятных разъяснений относительно того, что пытались найти участники экспедиции в Индию и Непал, в фильме не дается: то ли Будда оставил некое особое послание по поводу "Ф.И.", то ли "Ф.И." что-то такое сообщил о Будде, чего никто до сих пор не знает. Словно авторам идеи невдомёк, насколько подобные изыскания могут показаться оскорбительными в религиозном контексте буддийского учения.

Ещё в фильме есть рекламная вставка, долженствующая убедить зрителей в растущей популярности "Ф.И." у туристов, посещающих Иволгинский дацан с целью посмотреть на "неиссякаемое" тело. Всё по правилам: сначала ньюсмейкеры – Анатолий Чубайс (этот визит спас ему жизнь – "на самом деле", прокомментировала Васильева), кандидат в президенты Геннадий Зюганов (кадр с лидером КПРФ вызвал у зрителей приступ смеха), Сергей Бодров-старший; затем рост числа посетителей по годам – от 20 тысяч в 2002 году до 620 тысяч в 2008 году. Вот и ещё загадка для науки: получается почти 1700 человек в день, если считать вместе с выходными и праздничными днями, и где они все умещаются?

Имеется в фильме также фрагмент, посвященный жизни исторического Хамбо-ламы Итигэлова. Впрочем, его деятельность отсчитывается от указа императрицы Елизаветы Петровны, в соответствии с которым, как настойчиво повторяют авторы, 150 бурятских лам стали с 1741 года получать жалованье из государственной казны. Не секрет, почему эта деталь имеет столь важное значение для Дамбы Аюшеева: глава БТСР, считающийся ныне представителем российских буддистов на уровне государства, неоднократно сетовал на конституционные нормы, "поспешно" отделившие религию от государства, а также на "несознательный" бурятский народ, который не желает понимать, что за религиозные услуги надо платить.

Между тем XII Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов поддерживал буддийскую традицию в куда более трудные времена. Признав "ламаистское вероисповедание" в России, царские чиновники перестали допускать в Бурятию монгольских лам, а рядовой бурят, перешедший в православную общину, получал из казны 25 рублей (сумма для крестьянина тех времен немалая). Затем настало время, когда, как выразилась на встрече 20 мая Янжима Васильева, "все стройными рядами шли в социализм". Впрочем, это утверждение заведомо искажает факты: ведь именно Хамбо-лама Итигэлов в эти ряды не вступил, оставшись в уединении в удаленном Янгажинском дацане, где и скончался в 1927 году. Многие сотни бурятских лам были арестованы и отправлены в лагеря, некоторые из которых, как гласят архивные документы, занимались "нелегальной религиозной деятельностью".

В наши дни о возвращении к механике "стройных рядов" мечтать не стоит. И если Дамба Аюшеев придумывает новые обряды, а народ отказывается поддержать его пожертвованиями, то это не значит, что нужно поменять народ. Если избранный президент не хочет, как "белый царь", числиться воплощением Белой Тары, это не означает, что нужно поменять президента. Пусть Дамба Аюшеев продолжает привлекать туристов и пришельцев посмотреть на созданное им светское диво, но пусть это происходит вне буддийского контекста.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования