Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
10 июня 17:07Распечатать

Епископ Амвросий (Епифанов). "ОСТАВЬТЕ НАМ НАШЕ СВЯТОЕ БЕСПРАВИЕ!" К 80-летию со дня кончины выдающегося "иосифлянского" пастыря о. Феодора Андреева. Часть четвертая, заключительная


Начало – здесь, здесь  и здесь

Известно много неправд в труде митрополита Иоанна о "расколах" 1920-30 гг. Так, например, он утверждает, что митрополит Кирилл (Смирнов) умер в ссылке в 1941 году, примирившись перед смертью с митрополитом Сергием. В действительности же он был расстрелян 20 ноября 1937 года в Чимкенте. В конце жизни он, напротив, занял более жесткую позицию по отношению к митрополиту Сергию, вошел в общение с митрополитом Иосифом и одновременно с ним принял мученическую кончину.

В отношении епископа Виктора (Островидова) в данной работе говорится, что он в 1929 году раскаялся и вошел в общение с митрополитом Сергием. Это тоже неправда. Владыка Виктор перед отправкой в лагерь в мае 1928 года передал свои приходы в управление архиепископа Димитрия (Любимова). Покаяния перед автором "декларации" он никогда не приносил. Епископ Виктор умер 2 мая 1934 года в поселке Усть-Цильма в ссылке, завещав своим духовным чадам окормляться у епископа Дамаскина (Цедрика), занимавшего еще более жесткую позицию в отношении заместителя патриаршего местоблюстителя. Владыка Дамаскин издалека управлял приходами владыки Виктора, назначая в Вятскую епархию благочинных.

Матушка Мария (Лилианова) Гатчинская была духовной дочерью владыки Димитрия (Любимова). Ей было видение во сне Божией Матери и вблизи Ее стоящего епископа Димитрия. Божия Матерь наложила на него руку и что-то сказала ему к утверждению в вере. Митрополит Иоанн (Снычев) называет это видение прозорливой схимонахини "бабьими баснями".

Ничего не хотим плохого сказать о личности митрополита Иоанна (Снычева), он был человеком, как известно, строгой монашеской жизни, доступным в общении и простым, непритязательным в быту. Но в его трудах много неправды, и нередко преднамеренной, в частности, в отношении о. Феодора Андреева. Однако история иногда совершает удивительные коллизии. Митрополит Иоанн обрел свой вечный земной покой непосредственно рядом с могилкой со святыми мощами о. Феодора.

Как известно, останки почти всех исповедников истинного православия ХХ века, которые закончили земной путь мученически, прибывают в местах, известных только Промыслу Божию. Где-то в неведомой братской яме для заключенных в Гдовском монастыре зарыт архиепископ Димитрий. В Марийской республике, в Йошкар-Оле, был расстрелян епископ Сергий, и его святые мощи прибывают в месте, ведомом только Богу.

Православным же доступна лишь могила со святыми мощами о. Феодора Андреева на Николькском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. Даже останки епископа Виктора (Островидова) и матушки Марии Гатчинской ограничены для свободного доступа в храмах РПЦ МП. Практически все сохранившиеся храмы, некогда принадлежавшие "иосифлянам", сейчас принадлежат Московской патриархии. В соборе Спаса-на-Крови, который обращен в музей, по временам совершает свои службы иерарх РПЦ МП Владимир (Котляров), известный своими экуменическими убеждениями.

В виду общедоступности этого места стоит, думается, всем верным истинному православию, объединиться в единстве у могилы о. Феодора. Вспомним "Скорбные послания" святителя Филарета (Вознесенского), призывающего к единству в Истине. И если мы храним эту святую Истину в непорочности, дорожим ею, все вместе придем к мощам проповедника и исповедника Истины на братское кладбище Александро-Невской лавры, поклонимся им и поклонимся друг другу в любви и Истине.

Тропарь св. исповеднику о. Феодору Андрееву:

Отче священниче Феодоре, / мал был еси во братии твоей, / обаче пастырем пастыря постави тя / ученьми твоими Христос Бог, / Егоже моли с мучеником Михаилом / показати благая гонимей Церкви Своей / и даровати душам нашим велию милость.

Источники:

1. Антонов В.В. Священномученик Архиепископ Димитрий и его сподвижники. / Возвращение, №12/13,1999, 43-53.

2. Иоанн (Снычев), митрополит. Церковные расколы в Русской Церкви. Самара, 1997.

3. Православная энциклопедия. Т. II. М., 2003.

4. Священноисповедник Димитрий, архиепископ Гдовский. Сподвижники его и сострадальцы. Жизнеописания и документы. // Сост. Л.Е. Сикорская. — М.: Братонеж, 2008.

5. Священномученик Иосиф, митрополит Петроградский: Жизнеописание и труды. / Сост. М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская, СПб., 2004.

6. Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., НИЦ "Мемориал", 1999.

7. Шкаровский М.В. Сульбы иосифлянских пастырей. СПб., 2006.

8. Яснопольская В. Счастливый случай: воспоминания. / Мироносицы в эпоху ГУЛАГа // Сост. П.Г. Проценко. Нижний Новгород, 2004.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования