Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
27 мая 16:32Распечатать

Михаил Жеребятьев. И ПОСЛЕДНИЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ… Ключевые кадровые проблемы РПЦ МП сквозь призму "персонального дела" епископа Орловского Иеронима


Есть нечто символическое в том, что первое епископское "персональное дело", которое предстоит рассматривать Патриарху Кириллу по жалобе более чем 700 верующих-орловчан на действия своего правящего архиерея, касается едва ли не последнего по времени хиротонии епископа "ридигеровского призыва" Иеронима (Чернышова). Но этим знаковые и значимые обстоятельства в биографии нынешнего Орловского епископа не исчерпываются.

Год назад его официальное жизнеописание, размещённое на сайте "Патриархия.Ру", наделало шуму. Оно, в частности, недвусмысленно указывало, что поставленный на Орловскую кафедру епископ окончил истфак пединститута в 19 лет (первой стояла дата рождения, второй - окончания светского вуза). А, как известно, вундеркинды среди студентов гуманитарных факультетов, в отличие от физико-математических, явление просто неслыханное! Редакция "Портала-Credo.Ru" тотчас же обратилась за телефонными разъяснениями в деканат исторического факультета Воронежского педагогического теперь уже университета, чтобы прояснить ситуацию, – сенсация это или возможная неточность, ошибка. Тем более, что дело было во время афганской войны, когда студентов большинства вузов буквально поголовно забирали в армию после 1-го или 2-го курса. Секретарь факультета охотно согласилась помочь, правда, попросила на это пару дней.

В условленный день и час вместо ответа на запрос редакции последовал удивленный вопрос секретаря: "А этот священнослужитель, он жив или умер?" Выяснилось, что "найти дело у нас в деканате нельзя, дело давнее – прошло больше 20 лет, документы сданы в архив". Редакция уже заготовила официальный запрос на имя ректора, но отправлять его не потребовалось.

Все разъяснил сам Орловский епископ в своём обширном интервью епархиальному информационному отделу, ГТРК "Орёл" и местному деловому журналу "Просторы России". Вот что поведал о себе епископ Иероним: "После школы я учился в Воронежском государственном педагогическом институте на историческом факультете, затем пошел в армию… В армии я тоже чувствовал помощь Божию. Я был сержантом и носил крестик, но не на шее, а пришивал его каждую субботу после бани на нижнее белье… После армии <…> я вернулся в институт, восстановился на историческом факультете, но, к сожалению, учеба не шла мне на пользу, не давалась. Первые два курса я кончил практически на одни пятерки, но когда вернулся из армии, книги валились из рук. Я почувствовал — наверное, нет воли Божией продолжать мне учебу. Я поехал к старцу-схимнику — схиархимандриту Серафиму в село Ожога, и рассказал ему об этой ситуации. Он меня благословил поступать в Московскую духовную семинарию. Я ему говорю: "Батюшка, а ведь я же буду историком, в будущем смогу как-то пригодиться Церкви как историк". Он мне ответил: "Поступай в Московскую семинарию, наша семинария — самая историческая". И даже не дождавшись зимней сессии, я собрал вещи, документы, и собрался в Московскую духовную семинарию".

Но зачем понадобилось "кадровикам" РПЦ МП править биографию иерарха? Сколько-нибудь социологически выверенное обобщающее объяснение этому дал в своей статье "Социальный лифт для верующих парней с рабочих окраин" известный религиовед Николай Митрохин. Проанализировав 160 биографий епископов РПЦ МП по состоянию на 2006 г., исследователь пришёл к выводу, что 117 из них вообще никогда не учились в светском высшем учебном заведении, а из 43 учившихся 17 не завершили образование, причём большая часть из этих 17 ушли с 1-го или 2-го курсов.

Конечно, необходимо сделать поправку, что для родившихся в 1920-30 гг., особенно селян, законченная семилетка была совершенно нормальным стартовым образованием, как в начале ХХ века нормальным было 2-классное народное училище, учившее людей не просто грамоте, но прививавшее любовь к систематическим знаниям. Кстати, нормальной для возраста Патриарха Кирилла была и его учёба в вечерней школе. Именно в эти учебные заведения ринулись родившиеся в 1945-47 гг. наиболее продвинутые молодые люди, среди которых многие известные ныне учёные, представители творческих профессий и даже чиновники. Поколение споривших о преимуществе физиков или лириков получали не только трудовой стаж, ставший вмиг необходимым для поступления в вузы, но и запасались ещё одним дополнительным (перед армией) годом, поскольку вечерние школы оставались 10-летками, тогда как дневные перешли на 11-летнее, так называемое "политехническое", обучение. Не очень, правда, понятно, почему Патриарх-выпускник вечерней школы не любит вспомнить об этом. Может, потому, что такое поведение, хотя и дозволялось государством, было всё же нонконформистским, шедшим, в конечном счёте, вразрез с официальными государственными установками, т.е. являлось некой формой диссидентства, столь ревностно обличаемого Кириллом сегодня?..

Впрочем, постсоветские реалии привносят свои коррективы: с одной стороны, растёт число семинаристов РПЦ МП с высшим светским образованием, с другой - сама сегодняшняя городская паства (чем особенно гордятся московские батюшки) уже только наполовину состоит из старушек, тогда как другую её половину составляют люди средних возрастов и молодёжь, среди которых немало людей с высокими образовательными характеристиками. А значит, чтобы быть настоятелем престижного храма в Замоскворечье (архимандрит Иероним 14 лет настоятельствовал в храме св. Григория Неокессарийского на Большой Полянке), надо как-то соответствовать определённому уровню...

Ключевая проблема, просматривающаяся сквозь призму "персонального дела" епископа Иеронима, - это рекрутинг епископата в свете объявленной новым и.о. управделами патриархии политики омоложения иерархии, что, в общем, созвучно с политикой оптимизации государственного менеджмента России.

Несложно назначить руководителями патриархийных Отделов мирян, гораздо труднее найти оптимальную схему поставления епископов, устраивающую разные внутрицерковные группы. Одну из таких вполне перспективных схем, которая могла бы учитывать интересы белого духовенства, кстати, предложил ещё при жизни Алексия IIмитрополит Филарет (Вахромеев): "Воспитал к 50 годам пятерых детей - получаешь шанс на прохождение в епископскую корпорацию". Но это пока частное мнение. Не исключено, однако, что оно хранится "про запас", и делегации РПЦ МП, которые вскоре посетят разные поместные Церкви в свите нового московского предстоятеля, начнут "прощупывать" почву.

По данным того же Николая Митрохина, местом служения, предшествующим епископской хиротонии, для 19 % будущих епископов российской части РПЦ МП (общий массив 105 человек) был приход, для 24 % - епархиальное управление, для 16 – духовные школы, для 15 – ОВЦС, но для 31 % - монастырь.

Логично ожидать, что Патриарх Кирилл пойдёт на постепенное снижение удельного веса епископов-выходцев из монастырей и на выравнивание баланса групп, выступающих поставщиками кандидатов в иерархи.

Следует ожидать также, что основные усилия патриархии в ближайшее время сосредоточатся все же на поиске механизмов контроля за уже сложившимся епископатом. Не исключено, что для этого будут созданы какие-то специальные надзирающие органы. Но, конечно, первое, что приходит в голову, - включение механизма архиерейской ротации, уже хотя бы потому, что политика укоренения епископата, развившись до своих естественных пределов при предшественнике Кирилла, противоречит декларируемым последним принципам эффективного менеджмента.

Что же ожидает в свете всех этих перемен епископа Иеронима? Скорее всего, непочётная ссылка для исправления в какую-нибудь дальнюю епархию - Орловскому владыке не миновать череды кирилловых ротаций.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования