Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
31 января 18:15Распечатать

Наталья Петрова. ЛИТЕРАТОРА – НА ЗАСЛУЖЕННЫЙ ОТДЫХ. Что ожидает Отдел религиозного образования и катехизации после смены Патриарха?


После избрания нового Патриарха Русскую Православную Церковь Московского патриархата ожидают многочисленные и радикальные изменения. Существенные кадровые перестановки произойдут и на местах, в епархиях, но, пожалуй, не сразу. Если допустить, что Архиерейский и Поместный Соборы пройдут без эксцессов, и мы узнаем имя нового Патриарха, как и планируется, в конце января, то пока новый хозяин особняка в Чистом переулке будет подбирать новые кадры для замещения вакантных и не только вакантных кафедр, пройдет еще немало времени. Но с абсолютной уверенностью можно предположить, что изменения в среде высшего епархиального управления города Москвы, а также Синодальных учреждений РПЦ МП произойдут в самом ближайшем будущем.

Широко известно, что почивший первосвятитель не отличался особым умением подбирать кадры для Синодальных отделов. В этом с легкостью можно убедиться, посетив интернет-сайты этих отделов, многие из которых обновляются крайне редко, а некоторые и вовсе отсутствуют. Оговоримся, что ежегодные отчеты отделов, предоставляемые ими на рассмотрение Священного Синода в конце каждого года, читать смысла нет, так как, по старинному русскому обычаю, многое из написанного там является откровенной ложью, или, если выражаться более эвфемистично, преувеличением.

Синодальные отделы - это церковные учреждения, отвечающие за определенный вид деятельности в обществе или Церкви. Нынешняя насыщенная событиями жизнь требует от Церкви быстрого реагирования на происходящее в мире, а также внедрения в любые слои общества, для приобретения большего числа пасомых. Именно для приобщения большего числа лиц к Церкви созданы Синодальные отделы (по взаимодействию с вооруженными силами, социального служения, религиозного образования и катехизации и др.). Низкая эффективность их деятельности иногда действительно связана с плохим финансовым положением, но чаще - с неумением руководства отдела наладить работу должным образом.

Безусловно, сегодня наиболее заметным и шумным синодальным учреждением является Отдел внешних церковных связей, который возглавляет нынешний патриарший местоблюститель митрополит Кирилл (Гундяев). Это учреждение, задуманное как церковный МИД, давно переросло формальные рамки своей компетенции, контролируя все основные направления внутренней и внешней деятельности Московской патриархии. Глава Отдела по должности является постоянным членом Священного Синода. Правда, по секрету даже "привилегированные" сотрудники ОВЦС жалуются на нерациональную организацию работы и чрезвычайную скупость руководство (средние зарплаты в Отделе – 8-10 тысяч рублей при том, что о состоянии митрополита Кирилла ходят легенды).

Но сегодня хотелось бы остановиться на Отделе религиозного образования и катехизации Московского патриархата (ОРОиК МП), точнее – на его нелегкой судьбе при новом Патриархе.

Этот Отдел с момента основания в 1990 г. возглавляет архимандрит Иоанн (Экономцев), пользующейся репутацией ученого и литератора. Игорь Экономцев - именно так звали о. Иоанна до принятия монашества - выпускник филологического факультета МГУ, отделения классической филологии. Человек довольно эрудированный и начитанный, когда-то он был атташе по культуре посольства СССР в Греции – разумеется, состоял в КПСС и был близок к известным органам. Однажды, покидая страну аккредитации, познакомился с митрополитом Алексием (Ридигером), будущим Патриархом Московским и всея Руси, тогда занимавшим должность управляющего делами Московской патриархии. Средних лет дипломат-интеллектуал пожаловался митрополиту на тяжесть дипломатической службы, на чрезмерный контроль органов госбезопасности, на требования властей четко придерживаться линии партии. Такова официальная версия. Тактичный митрополит Алексий выслушал Игоря Экономцева и предложил ему попытать счастье на церковном поприще. Тем более что из-за строгого контроля властей в церковные круги не допускались лица хотя бы чем-то выделяющиеся, или имеющие высшее образование. А тут выпускник МГУ, да еще человек, всесторонне проверенный органами, - не использовать данную возможность "на благо Церкви", не исключающее и личное благо, показалось митрополиту Алексию неразумным. Опять же, по официальной версии, Игорь Экономцев резко меняет стиль жизни, образ мыслей и место работы (выходит из партии и рвет с КГБ? – нет, это, пожалуй, звучит смешно) и становится священником. Невзирая на отсутствие духовного образования, о. Игорь становится преподавателем Московской духовной академии, издает две книги. Но вскоре при неясных обстоятельствах его увольняют из духовной школы. Тем не менее, отец Игорь уже увлечен литературным творчеством, пишет фантастические романы. Говорят, что о. Игорь также подготовил диссертацию митрополита Алексия "Православие в Эстонии", за которую иерарх получил степень доктора церковной истории. Этот факт сблизил управляющего делами РПЦ МП и священника Экономцева еще больше.

Их отношения были вполне дружественными. Следует отметить, что такого рода отношения более или менее сохранялись до самой смерти Патриарха. Достаточно упомянуть факт приезда Патриарха на торжественный акт, посвященный 15-летию Российского православного института св. Иоанна Богослова, ректором которого является о. Иоанн, проходивший в Зале церковных Соборов храма Христа Спасителя. Утомленный, обремененный делами и изрядно больной Патриарх не отказался возглавить данный торжественный акт, хотя и был недоволен плохой организацией праздника.

Но вернемся к неофициальной биографии нашего героя. Вскоре у о. Игоря умирает жена, и он принимает монашество с именем Иоанн. Поместный Собор 1990 года избирает на патриарший престол его покровителя митрополита Алексия. Неудивительно, что новопостриженный монах буквально "взлетает" по иерархической лестнице, занимает должность председателя ОРОиК МП, сан игумена, настоятельство в храме преподобного Сергия в Крапивниках, обширные помещения в Высоко-Петровском монастыре на Петровке в центре Москвы, да еще и скромное финансирование на Российский православный университет св. Иоанна Богослова, ныне пониженный до статуса института. Коммуникабельному, не лишенному светских манер о. Иоанну удалось привлечь во вновь открывшийся Отдел молодых ученых, старых интеллигентов и бывших граждан советской империи, которые, видя ее неминуемый крах, возвращались на историческую родину из-за границы. В первую очередь, мы имеем в виду "сектоведа" Александра Дворкина, который, приехав из США, начинал свою карьеру в России именно у о. Иоанна. Патриарх возложил на ОРОиК МП колоссальную работу по поддержанию множества вновь открытых воскресных школ необходимыми кадрами и методическими пособиями. Отдел взялся готовить специалистов для православных гимназий, для этого-то и создавался православный университет.

Далее события развивались довольно банально. Хорошее начинание, как это часто бывает в РПЦ МП, сгубил приток денежных средств. О. Иоанн начал решать с их помощью свои личные проблемы – отправил двух подросших дочерей с семьями в Соединенные Штаты, а себе, отрекшемуся от любого имущества при монашеском постриге, приобрел укромный, тихий особнячок. Говоря откровенно, это огромный дом, расположенный недалеко от озера, где чистый лесной воздух и пение птиц создают идеальную обстановку для литературного творчества. Постепенно основную часть своей жизни о. Иоанн стал проводить не в древних палатах Высоко-Петровского монастыря, а в своем лесном имении. Конечно, это не сказывалось благотворным образом на работе вверенного ему Отдела и университета, которые начали стремительно распадаться по причине запредельно низких зарплат и административной неразберихи. Чтобы как-то спасти положение, о. Иоанн начинает постепенно преобразовывать бесплатный кладезь богословских знаний в чисто коммерческий вуз, где за деньги обещают дать хорошее образование во многих сферах, никак не связанных с религией. Несмотря на многочисленные жалобы, сыпавшиеся в патриархию на о. Иоанна, различные финансовые и моральные скандалы вокруг его имени, Патриарх продолжал покровительствовать своему старинному другу-дипломату. Таким образом, о. Иоанн, уже в сане архимандрита, возглавляет ОРОиК МП и поныне, причем единственным занятием Отдела стала организация Международных Рождественских образовательных чтений, да и то далеко не всех их секций и направлений, да и то под верховным присмотром митрополита Климента, который взял под личный контроль последнее разваливавшееся начинание о. Иоанна.

Что же ожидает Отдел после избрания нового Патриарха? После всего вышеизложенного угадать несложно! Отдел, конечно, не закроют совсем, он необходим в сегодняшней церковной политике – в частности, в торге с государством о финансировании религиозного образования. Но руководство Отдела точно не останется прежним. Если Патриархом станет энергичный митрополит Кирилл, о. Иоанн покинет все свои должности и окончательно переселится на литературную пенсию – либо в домик у озера, либо, если в России станет совсем туго, за океан. Ведь ему уже 73 года и подстраиваться под новые веяния он не настроен. Возможно, преемником о. Иоанна станет другой архимандрит, живущий в Высоко-Петровском монастыре – Петр (Пиголь), выпускник Московской духовной академии, бывший настоятель Афонского подворья в Москве, ныне возглавляющий издательский подотдел ОРОиК МП, отвечающий за издательство книг, связанных с работой в области религиозного образования и катехизации. Некоторое время подотдел о. Петра работал сравнительно активно, издавал альманах "К Свету", но ныне "выдохся" и с трудом справляется с выпуском в свет докладов 4-го направления Рождественских чтений. Архимандрит Петр – хороший знакомый нынешнего управделами патриархии митрополита Климента, редактор проваленной докторской диссертации последнего, которая, впрочем, была издана в качестве книги, хотя и не получила искомой ученой степени.

Архимандриту же Иоанну, по-видимому, суждено войти в историю в качестве писателя. Причем его литературные произведения не являются образцом "православного образования и катехизаци", хотя в них и содержится определенный смысл, может даже и религиозно-философский. Но романы монаха усеяны повествованиями эротического содержания, причем с самыми интимными подробностями половой жизни не только людей, но и животных.

А пока, до 1 февраля, до времени интронизации нового Патриарха, уверенно над улицей Петровкой плывет звон колокола Высоко-Петровского монастыря, призывающего жителей элитного жилья, находящегося по соседству, жертвовать свои сбережения на восстановление монастыря, находящегося почти в таком же запустении, как и в 1994 году, в день своего "возвращения" РПЦ МП.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования