Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
20 января 19:22Распечатать

Александр Храмов. ЦЕРКОВНЫЙ ДОРЕНКО. Диакон Андрей Кураев на "миссионерской пенсии" решил переквалифицироваться в черного пиарщика


Диакон Андрей Кураев, объявивший о своем "уходе на покой" с этого года (теперь он уже не будет столь активно ездить по стране с миссионерскими поездками, как ездил раньше), решил уделять больше внимания "интернет-общению". Причем, "уйдя на пенсию", о. Андрей, видимо, захотел переквалифицироваться из "диакона всея Руси", как некоторые его называли, в "церковного Доренко", интернет-киллера РПЦ МП.

Начало интернет-активности диакона положила инициированная им кампания черного пиара против конкурентов митрополита Кирилла (Гундяева) при выборах на патриарший престол, точнее, против архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина), брата митрополита Калужского и Боровского Климента. Митрополит Климент считается одним из основных (после митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла) претендентов на патриарший куколь.

Но, видимо, компромата непосредственно на Климента (причем, такого, который не бил бы рикошетом по ним самим) у сторонников митрополита Кирилла практически не имеется. Поэтому они принялись за его брата. Смотрите, дескать, вот какого сущего изверга приведет с собой митрополит Климент, если станет Патриархом. "Тобольский владыка, в случае победы своего старшего брата, распрострет свои черные крыла над всей Церковью", – пугает Кураев. Он даже утверждает, что архиепископ Димитрий (если митрополита Климента изберут Патриархом) займет место митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова), которого могут отправить в этом году (в связи с восьмидесятилетием) на покой.

Одна из страшилок, рассказываемых диаконом Кураевым про владыку Димитрия, заключается в том, что он, дескать, велел "кощунственно забетонировать" мощи святых при реконструкции Софийского собора Тобольского Кремля: "Еще во время бурения шурфов на поверхность извлекались куски дерева (т.е. кусочки гробов) и тканей (т.е. частицы погребальных облачений). Ну, а затем бетон по этим шурфам пошел не просто в "пустоты фундамента", а в склепы. И некоторые святители оказались "столпами Церкви" буквально – они были забетонированы!"

Верить ли тут о. Андрею? Откуда у него такая информация? Откуда такая безапелляционность его заявлений? Он сам признается: "Что же касается моей информированности о жизни Тобольска, то она увеличивается с каждым днем. О бетонировании мощей я не знал еще месяц назад".

Отец Андрей, как известно, в последнее время не посещал Тобольскую епархию. Значит, он просто получил несколько электронных писем оттуда. И внезапно "прозрел". И стал публиковать полученные сведения об "изувере", особенно не заботясь об их проверке. Конечно, такая поспешность вызвана только одним: необходимостью очернить репутацию митрополита Климента (хотя бы через его брата). Видимо, митрополит Кирилл почувствовал, что стремительно теряет влияние, что украинский епископат, например, выходит из-под контроля. Поэтому пришлось пойти на крайние меры: если не усилить собственные позиции, то хотя бы замарать конкурентов.

Итак, с одной стороны, в Москве есть заказчики компромата. А, с другой стороны, в Тобольске, есть его поставщики. Кураев стал лишь авторитетным его распространителем. Но кто же, собственно, эти поставщики? Кто решил пересказать Кураеву внутриепархиальные слухи и сплетни? Очевидно, как всегда бывает в подобных ситуациях, это какие-то клирики, имевшие свои личные счеты с архиепископом Димитрием. До забетонированных мощей и самоубийств семинаристов все эти годы им не было дела. Ну, лежат там кости в цементе, и что?.. Иначе бы уже давно они нашли способ придать всё это огласке. Есть такое состояние души: "Не могу молчать!" Но эти клирики, глядя на все те страхи и ужасы, которые сейчас с их же слов расписывает Кураев, молчали. Они просто дожидались удобного момента, чтобы побольнее "насолить" своему владыке. И дождались.

Поверить их рассказам мог только "церковный Доренко". Его цель – не разобраться в фактах, а посильнее замарать. Для этого всё сгодится. Сообщат Кураеву очередные "анонимные источники", что архиепископ Димитрий, например, плохо обращается со своим волнистым попугайчиком – это тоже незамедлительно будет опубликовано на страницах его форума.

С мощами история темная. В Софийском соборе годами шла реконструкция, параллельно шел поиск мощей (под собором было захоронено много архиереев). Копали в одном приделе, копали в другом. Укрепляли один угол, потом другой. Нашли мощи священномученика епископа Тобольского и Сибирского Гермогена, останки других архиереев. Возможно, как-то раз и пустили цемент не туда, не в тот угол, какие-то гробы пострадали (хотя, конечно, не стоит думать, что прямо все мощи были залиты бетоном, как это представляется со слов Кураева).

Разумеется, необходимо найти виновных и разобраться. Назначить комиссию. Но уж никак не присовокуплять к фактам, требующим дальнейшей проверки, новые и уж совсем нелепые страшилки.

"Наблюдательные семинаристы говорили даже, что архиеп. Димитрий при посещении раскопов просто взял старинную панагию с трупа одного из почивших архиереев, "подарив" ему одну из своих, нынешнего софринского производства", - пишет Кураев. Так и вижу картину: крадется архиепископ Димитрий по раскопу. Воровато оглядывается, срывает с покойника панагию и убегает. Или нет, просто наклоняется над останками. А потом – бац – на груди покойника вместо старинной появляется софринская панагия. Как в фильме "Иван Васильевич меняет профессию". У Шпака магнитофон, у посла медальон...

Собственно, все обвинения Кураева в адрес архиепископа Димитрия строятся именно по этому принципу. "Первопричина бетонирования гробниц – нежелание тратить деньги не по назначению (то есть на приобретение квартиры на Новом Арбате для вл. Димитрия)… "Крепкие хозяйственники" вообще очень любят строить и бетонировать. Много лишних средств остается. На 4 колесницы "Вольво" ХС-90 хватило, и для Москвы еще осталось". Магнитофон, замшевая куртка, медальон. Квартира, "Вольво", панагия. Кураев не замечает, что все его обвинения уже давно превратились в фарс, в комедию.

Вместо того, чтобы "раскрутить" до полной ясности пусть один-единственный, но факт, Кураев просто пересказывает набор сплетен, которые ему присылают из Тобольской епархии, не заботясь даже о видимости их правдоподобия. Всё смешалось в кучу: и мощи с бетоном, и семинаристы-самоубийцы, и девушки из регентского отделения, которых якобы по указанию архиепископа Димитрия проверяли на девственность, и московская квартира, и поведение владыки в алтаре… "Владыка, сидя в алтаре, во время службы в перерывах между своим появлением "на сцене", проводит бесконечные переговоры по всяким завхозским делам". Эта куча-мала еще раз доказывает, что у диакона Кураева одна цель – не разобраться с церковными неурядицами, а очернить. Выполнить заказ.

Поверить в то, что никакого "заказа" не было, весьма затруднительно. Вот представим: сидел Кураев и в ус не дул. И тут вдруг осенило его: окно же возможностей открылось, а архиепископ Димитрий может "черным крылом" всю Церковь накрыть. Испугался диакон не на шутку, и ну давай рассказывать народу об "изверге", минуя всякие там церковные суды, Соборы, апостольские заповеди и прочую религиозную архаику.

Нет, архиепископ Димитрий тут не главный герой. Диакон открыто и даже довольно агрессивно поддерживает на выборах Патриарха определенную кандидатуру: митрополита Кирилла. И не доблестным рыцарством объясняется "самоотверженное" поведение диакона. А кирилловским заказом. Видимо, митрополит Кирилл гарантировал о. Андрею Кураеву и безопасность "в случае чего": едва ли бы он без таких гарантий осмелился на подобную неслыханную кампанию против архиереев собственной же Церкви. Не случайно чуть что, чуть только модераторы форума захотели его унять, он немедленно стал грозить им не кем-нибудь, а именно патриаршим местоблюстителем.

Конечно, мы не хотим сказать, что архиепископ Димитрий "без греха". Что он аки ангел. Бел и пушист. Просто хотим сказать, что разбираться тут надо совсем не по-кураевски. Отдавать себе отчет, что существует не одна только точка зрения. Что тут нет только черного и белого. Палитра существенно сложнее.

Например, Тобольскую семинарию Кураев рисует чуть ли ни тюрьмой и казармой. Возможно, там были свои перегибы. Может быть, для кого-то она действительно была почти что тюрьмой. А для кого-то – нет. Например, семинарист-выпускник 2008 года написал мне: "Владыка к САМИМ студентам относится хорошо.... уверяю вас. Проблемы могут возникать или у "штрафников" (студенты, нарушившие правила ТПДС), и то кара против них – распоряжение... или у работающих в ТТЕ (Тобольская и Тюменская епархия – А.Х.), что неизбежно в любой организации". Не знаю, мне кажется, если бы Тобольская семинария была действительно "тюрьмой", не стал бы ее защищать первый же семинарист, которого я о ней спросил.

Кураев выступает в роли "церковного Доренко" еще и потому, что злоупотребления есть очень во многих епархиях, но пишет он только про ту, которую ему "заказали".

Диакону неоднократно указывали на это на его форуме: "С удивлением прочитал этот пост. Вы описали в точности мне известного другого священника, очень активного в обустройстве храмов. Ну, прямо копия. Может это тенденция?" "Если взять всех архиереев, что рушили фрески, сносили кладбища бульдозерами и т.д., то в списке окажется немало и тех, кого о. Андрей поддерживает". "Подобную страшную картину можно наблюдать в очень многих соборах прочих епархий. Наблюдала и я. Взбешенное лицо выходящего из алтаря священнослужителя, слышимые разговоры и даже смех, беготня в алтарь-из алтаря подчинённых - говорят о том, что происходит внутри". "Я понимаю, сейчас на носу выборы, и Тобольский владыка не должен получить ещё бОльшую власть. Но, простите, отец Андрей, это заболевание хроническое, давнишнее и сильно распространившееся. Не нужно преподносить его, как нечто из ряда вон выходящее".

"Пилит" епархиальные деньги, орет на священников в алтаре, матерится, сущий деспот, фрески сдирает, варварские реставрации проводит. Но это же не только про архиепископа Димитрия! Это вообще собирательный образ провинциального епископа РПЦ МП. Опиши Кураев архиепископа Димитрия, не называя бы при этом его имени, и многие бы узнали в нем своего архиерея, ситуацию в своей епархии.

Так что, несмотря на всю свою предвзятость, Кураев всё же сделал доброе дело. Он вынес на обсуждение архиерейские нравы и церковный быт "на местах". И очень может быть, что скоро обсуждение это с личности владыки Димитрия, с которого исключительно в силу предвыборных случайностей был начат этот разбор, перейдет на других персонажей. И тогда нашему "правдорубу", открывшему ящик Пандоры, спасибо уже не скажут.

Вообще, какова будет судьба отца Андрея Кураева после Поместного Собора – весьма интригующий вопрос, интригующий не менее, чем вопросы о возможных кадровых перестановках в ОВЦС и других ключевых местах РПЦ МП.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования