Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
17 октября 18:29Распечатать

Олег Судаков. ПО ОБЕ СТОРОНЫ КРЕСТА. Синод РПЦ МП так и не ответил на вопросы об искажении веры, поставленные в "Обращении" Диомида


Заседанием Синода РПЦ МП 6 октября формально закончился конфликт епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана) и Московской патриархии. Если кратко, то Синод постановил: "За совершенные канонические преступления, выразившиеся в клевете и хуле на Церковь и священноначальников, извергнуть епископа Диомида из сана", а также за то, что "он культивирует дух раскола в Церкви, разрушая ее единство, заповеданное Самим Господом". Событие знаковое, с виду бесспорное, но, несмотря на внешнюю суровость приговора, полной ясности нет.

Что совершил Диомид, рукоположенный во иеромонахи Патриархом Алексием II в 1991 году? В феврале 2007 г. появилось его Обращение к архипастырям и чадам РПЦ. В марте Патриарх и митрополит Кирилл сочли его провокацией внешних сил, накануне воссоединения Отечественной и Русской Зарубежной Церквей. В июне Диомид отправил открытое письмо Патриарху с пояснениями к своему обращению. В октябре состоялась совместная молитва Патриарха Алексия II и клириков патриархии с католическим архиепископом Парижа Андре Вен-Труа в соборе Парижской Богоматери. В ноябре Диомид вновь обращается к Патриарху, замечая о сближении с еретиками-католиками, публичном отходе от церковных канонов и призывает епископат не молчать об "отступлениях от чистоты Православной веры". В июне 2008 г. Архиерейский Собор заочно осудил Диомида, а Синод отстранил его от управления епархией. В июле Диомид анафематствовал Алексия II, митрополитов Кирилла (Гундяева) и Филарета (Вахромеева), как последователей антимонархического бунта в феврале 1917.

Действительно, за эти полтора года мнения верующих разделились – были открытые письма сторонников, давление на симпатизирующих священников, споры в Интернете. Многие из православных не столь сведущи, чтобы дать богословскую оценку деяниям Диомида, однако очевидно, что были немалые основания у опального епископа. Синод так и не ответил на вопросы об искажении веры, поставленные в Обращении Диомида, но насколько близок епископ к истине?

Сдвиг в сторону экуменизма имеет место. Духовное соглашательство (неосергианство) с мирской властью очевидно: РФ подчеркивает общий путь с "большой семеркой", бойко внедряя ее принципы, а РПЦ МП принимает. Синод одобряет любые светские реформы, активно интегрирует своих иерархов в рыночную экономику (митрополит Кирилл), не говоря уж об ИНН и паспортах нового образца. Полное молчание об антинародной политике власти, ответственной за развитие сепаратизма в республиках, демографический кризис, коррупцию, наркоманию, преступность и прочее. Одобрение демократии налицо: призывы участвовать в выборах президента и Думы, согласие с наличием высшей светской власти. Признание одного Всевышнего для православных, иудеев, мусульман и католиков выглядит нонсенсом, а уж единство нравственных ценностей для этих конфессий – немыслимым. Всё это есть, чего греха таить.

Особое место занимает "ересь цареборчества". Пока РПЦ МП не прояснила отношение к восстановлению монархии, хотя одна из голов орла на гербе РФ символизирует главенство царя. Важнейшую роль в отречении Николая II сыграли председатель Госдумы Родзянко, видные депутаты Шульгин и Гучков и генерал Алексеев (будущий лидер белого движения). Это были люди крещёные, присягали служить верой и правдой императору, но увы – "взбунтовались" и впали в ересь. Большевики же казнили "де факто" гражданина Романова – бывшего царя и его семью. Это не умаляет их греха, но сдали большевикам монарха его же старшие сановники (!), не удосужившись даже взять под серьёзную защиту царский поезд. И Синод отказался от царя, присягнув Временному правительству. Перестройка или Вторая буржуазная революция продолжила дело Февраля 17 года, значит, перенесла "ересь цареборчества" в наши дни.

Из этого понятно, что епископ Диомид представляет консервативно-ортодоксальное начало Церкви, стремясь точно и четко отслеживать любое отклонение от строгой, соответствующей букве веры. За это не судят, хотя и неудобно при нынешней глобализации, напрочь отрицающей ценности верующих. Однако владыка Диомид допустил важную ошибку – не явился на Синод, разочаровав своих сторонников и бросив на них "опальную тень". Господь наш Иисус никогда не уклонялся от диспутов с книжниками и фарисеями, а здесь – свои, пусть, по его мнению, и заблудшие. Неправильно и нехорошо.

На фоне епископа Диомида ярче проявляется другой православный полюс в лице диакона Андрея Кураева, известного своим миссионерством. Однако и здесь всё зыбко. Например, казус с форумом на сайте отца Кураева. Многие священники отказались участвовать в дискуссиях на этом форуме, окунувшись в волны сектантства, гностицизма и хулу на Духа Святого (священник Г. Белодуров). Иисус изрекал: "всякий грех и хула простится человекам; а хула на Духа не простится человекам". Когда спросили о том отца Кураева, он пожал плечами: "Я пустил форум на самотек, предлагая православным самоорганизоваться". Отмахнулся, а патриархия и не заметила.

А каково интервью диакона Кураева, данное в августе "Духу христианина"?! Экуменизм иногда и хорош. Нарушение канонов, как моление в Париже, – норма: да, молились вместе, так они по-своему, а мы по-своему, ведь Патриарх не знает французского языка. Нарушили 45-ое апостольское правило, так и забудьте этот канон – и старцы канонов не знают, и не все правила надо соблюдать. С католиками и протестантами молиться можно, а вот духовенство наше необразованно, и афонские монахи ошиблись о штрих-кодах. Главное – побольше спать и поменьше молиться, тогда миражей меньше будет. Во, как! Открытым текстом, походя, поперёк писанного.

Владыку Диомида судили за нарушение правил, а по Кураеву выходит, правила уже нарушены и незачем чадам с вопросами лезть, знай – принимай циркуляры сверху. Уже не о чистоте веры речь – о ее версии, угодной иерархам. Боже! Здесь же прямое подтверждение правды Диомида, буквальное обновленчество, ползучая реформа, бомба! Скажете, язвит диакон, но человеку "при сане" всяко стоит помнить: "Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека" (Мф. 15:11). Отец Кураев в патриархию вхож, к ней лоялен и недвусмысленно озвучивает нововведения. Почти крамола: православная традиция – во власти иерархов, а Церковь – превыше заветов Христа. Как понять православному, где истина, что допустимо, что вред? Да никак – подчинись и слушай.

Козни лукавого многогранны, что мирянин, что священники – впадают в прелесть. Положим, ошибся Диомид, значит и другой епископ может "потерять нить". Никаких гарантий. Ведь конфликт явно обозначил – ушло из Церкви единство. Сейчас это факт, и Архиерейский Собор запретом не загладит трещину. Причина – глубже Речь не о случайном срыве – о кризисе говорить впору. С 1992 по выборы-1996 РПЦ МП уже переживала противостояние: одна сторона под эгидой митрополита Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), другая – за патриархию. До сих пор низовое духовенство чтит Иоанна духовным наставником, наиболее полно вскрывшим проблематику и последствия российской демократии. Собственно, то столкновение обусловило нынешние распри.

Наша Церковь – соборная, и при угрозе раскола должно совместно искать выход. Есть и механизм – Поместный Собор, однако патриархия фактически отменила его, чем развеяла последние сомнения в обоснованности мнения о православном кризисе и невиновности Диомида.

Поместный Собор олицетворяет полноту церковной православной истины и представляет всю Церковь – архиереев, священников, монахов и мирян. Такой Собор – не Дума, решения принимают епископы, но без одобрения всего состава они не вступают в силу. В новой истории РПЦ МП Поместный Собор созывался в 1988 году. Был принят Устав Церкви, утвердивший за Поместным Собором высшую законодательную, исполнительную и судебную власть, срок созыва – не реже раз в пять лет. В 1990 созвали такой Собор для выборов нового главы РПЦ МП в связи со смертью Патриарха Пимена. Третий Поместный Собор было решено провести на празднование 2000-летия Рождества Христова. В июле 1999 Синод внезапно решил созвать вместо него Юбилейный Архиерейский Собор, и на нём был отменен прежний Устав и принят новый.

Этот Устав считает Архиерейский Собор высшим органом РПЦ МП, позволяя ему вносить изменения и дополнения в Устав, а сроки созыва Поместного Собора не оговаривает вообще.

На мирском языке – это переворот и узурпация власти конкретной группой лиц. Они живы и здравствуют по сию пору. Надо же – нижестоящий орган фактически упраздняет орган вышестоящий, попирает 37-ое апостольское правило – Поместный Собор созывается дважды в год, а ныне судит за нарушение этих правил… епикопа Диомида! Если не наваждение, то полный произвол. Что прикажете делать Диомиду после всех обращений и призывов о Поместном Соборе, когда за преданность Традиции и Вере его "извергают из сана"? Только узреть в лицах московских братьев явный еретизм и анафематствовать первых лиц Синода. Не было у него другого выбора. А православные укоряют да пришибленно улыбаются. К тому и пословица – на Бога надейся, а сам не плошай.

Июньский Архиерейский Собор не только не уберёг Церковь от раскола, наоборот – углубил его, выталкивая свою паству на мирскую стремнину светской власти и мировой глобализации. Перефразируя решения по Диомиду, Архиерейский Собор не только не проявляет "заботу о соборном выявлении истины, основанной на Священном Писании и Священном Предании Святой Церкви", но и делает "это не в духе братской любви, а в форме грубых обличений своих собратьев". Неприглядная картина получается – какой-то позор или хитрая измена.

Сам я крещёный, давно наблюдаю церковную драму, но всему есть предел. Часто беседуя с братьями, наталкиваюсь на полный разброд: любой спор никакими доводами не разрешишь и не сблизишься. Каждый за себя и лишь Господь за всех. Оно и понятно – разобщение в социуме дробит и православную общину. И если в политике левые сникли и выхода из тупика не видать, то на духовном плане созыв Поместного Собора может подвигнуть на откровенный разговор и разрешить антагонизм веры…


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-17 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования