Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
16 октября 18:49Распечатать

Сергей Мист. DIES IRAE. Нешуточное давление повышает в социуме градус гнева инаковерцев, но бесконечно жать нельзя, иначе – жди беды


Подойдя к Древу познания добра и зла, человек ободрал листья откровений, стряхнул в грязь плоды мудрости и вырезал из ствола знания дубину войны. То, что должно было наполнить жизнь высшим смыслом, стало служить оправданием. Так уж повелось, что человеку недостаточно сделать что-либо, надо еще, чтобы деяние выглядело справедливым в глазах окружающих и было подтверждено свыше. Религия, тысячелетиями пытавшаяся ответить на "вечные" вопросы и упорядочить моральные аспекты нашего бытия, сегодня выродилась в вульгарный инструмент политического и социального противостояния.

"По данным Управления внутренних дел Ошской области, 1 октября 2008 года в 10:00 в городе Ноокате (Кыргызстан), на площади у здания районной администрации, собралось около 150 человек, которые выкрикивали религиозные лозунги и выражали недовольство местными властями. Аким района Абдыганы Алиев пытался утихомирить людей, но ему не дали слова, и толпа начала скандировать: "Аллах акбар" - и закидывать камнями здание акимиата.

В результате массовых беспорядков было разбито 41 оконное стекло в здании райадминистрации, фонари, окна двух автобусов батальона патрульно-постовой службы УВД Ошской области. Пять сотрудников милиции получили различные телесные повреждения.

Причиной выступления сторонников экстремистской партии "Хизб ут-Тахрир" послужил праздник Орозо айт. Радикалы требовали дополнительных условий для торжества и разрешения проведения народных гуляний в парке. Но встретили сопротивление местных властей и милиции. После чего провели акцию протеста у райадминистрации, предприняв попытку прорваться внутрь здания, а после неудачи начали забрасывать его камнями.

По данным официальных источников, в митинге приняли участие около 100 человек. Неофициальные оценивают их число в 10 раз больше". Источник: http://www.24.kg

Как гражданина России меня, естественно, больше волнует именно российская действительность. Но законы развития общества, в принципе, одинаковы для всех. Национальные, географические и даже временные особенности на большом историческом промежутке погоды не делают. Поэтому происшествие в Кыргызстане можно рассматривать как вероятную модель событий для более крупных стран.

"Религиозный экстремизм – результат отсутствия в республике религиозного плюрализма", - полагает политолог Аскарбек Мамбеталиев, комментируя события в Ошской области Кыргызстана.

Как-то исподволь сложилось мнение, что экстремизм – удел недовольных меньшинств. Хотят лучшей доли, вот и буянят. Но не стоит забывать и о том, что на постсоветском пространстве в ХХ веке власть опиралась на коммунистическую идеологию, которая в одночасье (вдруг) исчезла. С заменой власть имущие долго не тянули - и вот вам, пожалуйте, "вера предков". Ах, какие замечательные лозунги рождаются на многочисленных выборах кого попало куда надо! И про возрождение нации, и про сохранение культуры, и про восстановление корней… И все это под наспех, аляповато расписанной ширмой "истинной веры".

А как же быть с врагами, наличие которых так желательно для сплочения "дружных рядов"? Найти таковых тоже оказалось несложно: "Ты какой веры? Не нашей? Ну, ты, вражина!"

И страна поделена по новому признаку. С врагами обхождение известное: запрещать и не пущать. А с друзьями наоборот: разрешим побольше, запретим попозже, виновных оправдаем. И очень быстро, как избалованные дитяти, почуяв безнаказанность, друзья государства оказываются экстремистами, кусая ту самую государственную руку, которая их вскормила. Требуя новых свобод, как новых игрушек.

"Ведущие ученые развитого мира считают запрет выбора веры религиозной недальновидностью и однобоким толкованием сути религии. А в Кыргызстане угрозы создают кто угодно, а крайними оказываются меньшинства. Неграмотность отражается в пропаганде против "сект", которые наряду с исламом и православием всегда существовали среди народов Центральной Азии и Сибири". Не удивляет. Враги на то и враги, чтобы всегда быть виноватыми. И пусть не лазят в нашу песочницу.

"К сожалению, в регионе все чаще наблюдаются попытки препятствовать выбору веры через прямое или косвенное отвержение граждан, исповедующих нетрадиционные взгляды, – подчеркивает политолог. – По закону диалектики развитие есть следствие борьбы противоположностей. Значит, наличие разнообразных и даже противоречащих идей необходимо для полноценного развития. Если следовать этому закону, то присутствие религиозного плюрализма должно положительно отразиться в развитии позитивных дискуссий о Боге и нравственности, а доминирование одной религии, наоборот, должно привести к серости, одноцветности жизни".

С Аскарбеком Мамбеталиевым лично я согласен относительно положительной роли религиозного плюрализма в развитии позитивных дискуссий о Боге и нравственности. Однако весьма удивлён, что человек, вероятно, умный и образованный, смог перепутать причины и следствия. Отсутствие плюрализма, то есть множественности взглядов, не причина, а следствие экстремизма. Именно господство агрессивной религии (в Кыргызстане это ислам, в России – православие) и подавляет инакомыслие. Меньшинство проще заставить измениться или уничтожить вообще, чем переубедить. И пусть простят меня истинно верующие христиане и мусульмане за то, что назвал их религии агрессивными. Ибо для принудительного обращения в свою веру у меня другого названия нет. Хождение в чужой монастырь со своим уставом не поощряется в священных книгах, но, к сожалению, слишком часто практикуется рьяными последователями.

Что касается травли "негосударственных" конфессий, подобные события россиянам не в новинку, поскольку ту же ситуацию наблюдают и они. И хотя официально православие не должно диктовать свою волю светской России, достаточно почитать новости в Интернете или выйти на улицу, чтобы убедиться в обратном. Ничего нового, ничего удивительного: безумно сложно управлять многими личностями. Куда проще физически заставить соблюдать единые правила. Усиленная "работа" с тремя-четырьмя поколениями - и стадо агнцев для стрижки готово.

* * *

Доктор политологии и исламских исследований Мадридского университета, эксперт Института стратегического анализа и прогнозирования при Кыргызско-Российском Славянском университете Кадыр Маликов увязывает это и другие подобные происшествия в стране с политикой. И это логично: при крайне низкой политической (да, пожалуй, и социальной) грамотности обывателей, проще всего играть на исторических – религиозных, национальных и прочих "корнях". Чья политическая партия более кыргызская, за тех и голосуем.

"Всем известна запрещенная радикально-экстремистская партия "Хизб ут-Тахрир". Сама по себе она не особо опасна, но в условиях Кыргызстана (на фоне коррупции, бедности, несправедливости судов и социальной незащищенности людей) можно предположить, что она будет набирать все большее и большее число сторонников. <...> Основным аргументом для избирателей становится то, что члены такой партии ссылаются на религиозные заповеди, всеобщую справедливость, а значит, думают люди, не будут воровать".

И опять ничего нового для России, только что поменять название страны и ислам на православие. Дальнейшее принципиальное развитие событий предугадать несложно, что в Кыргызстане, что в России. Горячая поддержка власти обеспечит победу продвигаемой религии. Результат – массированная пропаганда, неумеренное вмешательство в частную жизнь, подавление личной свободы довольно быстро набьют оскомину многим гражданам и воспитают новых, теперь уже религиозных, диссидентов. Вседозволенность приверженцев государственной религии активизирует их противников. А поскольку вольнодумную и стремящуюся к свободе оппозицию полностью уничтожить ещё никому и никогда не удавалось, возрастает угроза революции. Ещё в 1993 году я предполагал возможность гражданской войны в России, но мне и в голову прийти не могло, что она может стрястись на почве религии. Сегодня это становится всё более вероятным.

Религиозным деятелям, так стремящимся к власти и богатству под прикрытием веры, вероятно, трудно представить, что народ – это не тупое быдло. И обманывать всех и долго – не получится. Радетелям за православие всея Руси, в частности, с пеной у рта пытающимся добиться полной и окончательной дискредитации и осуждения недалёкого коммунистического прошлого, стоило бы повнимательнее приглядеться и не повторять тех же ошибок. Запретный плод сладок, а при кормёжке сплошным силосом – тем более.

Светской политической оппозиции, как правило, в государстве место отведено. И это правильно: контролируемый выход пара полезен. С религиозной оппозицией дела плохи – нешуточное давление повышает в социуме градус гнева инаковерцев. Но бесконечно жать нельзя, иначе – жди беды...

Сергей Мист, "Все религии на GOTT.ru"
для "Портала-Credo.Ru"

  

[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования