Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
09 октября 17:22Распечатать

Михаил Жеребятьев. ГОСУДАРСТВО И МЯТЕЖНЫЙ ВЛАДЫКА. Власть пока предпочла не вмешиваться в конфликт священноначалия РПЦ МП с чукотским епископом Диомидом


"Боритесь между собой, делайте, что хотите, только не впутывайте нас в свои разборки", - такая тональность прочитывается в действиях госструктур по отношению ко всему, что связано с историей епископа Диомида в период между Архиерейским Собором и заседанием Синода РПЦ МП 6 октября 2008 года.

Октябрьское заседание Синода РПЦ МП по "диомидовскому пункту" его повестки (См. журнал заседаний Синода РПЦ МП №90 от 06.10.08 – ред.) закончилось тем, чем, собственно, и должно было завершиться. Ведь главная интрига в истории об отсрочке исполнения приговора чукотскому епископу состояла не в стремлении соблюсти в ситуации "очищения рядов" некий баланс интересов среди епископата или даже самого митрополитбюро. Судя по характеру действий церковного начальства на протяжении всего периода - от Архиерейского Собора и до заседания Синода, – оно, как бы давая Диомиду шанс, рассчитывало на прямую административную поддержку своим начинаниям со стороны властных структур разных уровней.

Прибывший на Чукотку временно управляющий епархией архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк (Тужиков) решил круто повернуть дело в плоскость применения норм светского права, к чему обычно в РПЦ МП при решении внутренних вопросов стараются не прибегать (случай, когда архиерей-сменщик не находил в епархиальном хозяйстве искомых сумм, получил несколько лет назад широкую огласку, но обошёлся без правовых последствий). Уже хотя бы поэтому говорить, были или не были основания для обращения у временно управляющего Чукотской епархией в прокуратуру – вопрос явно не из категории простых, и уж тем более формально-юридических. По всей видимости, неоднозначность ситуации быстро оценили во властных структурах на уровне субъекта Федерации и предпочли хода требованиям нового владыки не давать. И так понятно – Диомид погуляет-погуляет по тундре, а к осени засобирается в тёплые края. Сам возмутитель спокойствия, при всей своей импульсивности, - человек, явно понимающий, как обезопасить себя, – дал понять, что будет продолжать своё дело вдали от Чукотки. Да и архиепископ Марк для Чукотки - тоже временная фигура: для него перевод в суровый край стал бы очевидным понижением, для коего тоже никаких видимых оснований не имеется. В вопросах кадровых перестановок администраторы светские без труда понимают администраторов церковных, как и наоборот. Так что, в отсутствие команды от светских властей на применение силовых методов, чукотские чиновники рассудили здраво: "Не наше это дело, пусть такими вещами занимается кто-нибудь другой и в ином месте". Тем более, как выясняется сейчас, далеко не все участники административно-церковного десанта в самые восточные земли "канонической территории" РПЦ МП негативно оценили и личность Диомида, и вообще все, что было связано с деятельностью бывшего епископа. Весьма показательно большое интервью белгородского миссионера иеромонаха Агафангела (Белых) журналу "Новый Ковчег" "Чукотские горизонты миссии". Так, наверное, оно и правдоподобнее будет: доктринальные представления низложенного архиерея, – это одно, а остальное просто и ворошить не стоит. Иначе с неизбежностью всплывёт вопрос: "Ежели всё в чукотском епархиальном хозяйстве было так безобразно, то кто-то же это в церковной вертикали попустил"?

В логике событий максимально возможного подключения к конфликту светской власти (дабы склонить епископа Диомида в обмен на снятие обвинений уголовного характера под крыло Московской патриархии, которая, согласно установившимся корпоративным  правилам игры с внешним миром, не сдаёт своих в пасть Левиафану-государству), последняя надежда оставалась на главу государства. Владимир Путин в период своего президентства явно тяготился образом "верного чада" Матери-Церкви, заданным емуцеремониалом передачи власти, коий был продемонстрирован всему миру 31 декабря 1999 г.. Борис Ельцин "сдал дела" преемнику не в присутствии спикеров обеих палат парламента, депутатов, председателей и членов Конституционного и Верховного судов, а только одного Патриарха. Это вкупе с рассказами о наличии у В.Путина духовника породило в церковных кругах эйфорию по поводу воцерковленности президента (правда, быстро улетучившуюся). А вот Дмитрий Медведев пока производит на верхушку РПЦ МП впечатление политика, которого, если очень сильно постараться, можно в нужной ситуации перетянуть на свою сторону. Аналитики долго гадали о причинах переноса срока проведения заседания Синода (вместо 2 сентября оно состоялось 6 октября; при этом вторая дата длительное время не анонсировалась). Возможно, что причиной тому стало нездоровье Патриарха, о чём много писалось в прессе. Но и не использовать предстоящий визит президента на Чукотку в запущенной схеме привлечения к конфликту светской власти тоже было нельзя. Тем более, что уж  кто-кто, а "Чистый переулок" имел достоверную информацию о готовящейся поездке.

Однако президент лишь посетил кафедральный собор в Анадыре – уникальное деревянное архитектурное сооружение - и внимательно выслушал информацию и.о. епархиального архиерея. Последний (цитирую сайт "Православие на Дальнем Востоке") "рассказал главе государства об истории Православия на Крайнем Севере и современном положении дел в епархии", после чего президент поздоровался с "первыми прихожанами анадырских храмов" (?), не произнёся при этом ни единого слова по поводу конфликта. Конечно, Дмитрий Медведев, переступая порог храма РПЦ МП, символически отдал дань единству почти государственной Церкви (другого ожидать от него было бы бессмысленно), но ведь, с другой стороны, он и не солидаризировался с церковным методом возвращения в её лоно мятежника-епископа.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования