Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
19 сентября 14:39Распечатать

Михаил Ситников. "УБИТЬ ХУДОЖНИКА" - РАДИ ХРИСТА. Период епархиального правления митрополита Евсевия (Савина) во Пскове преподал страшный урок РПЦ МП. Но будет ли он усвоен?


"Чтобы писать иконы, надо убить в себе художника", - говаривал когда-то архимандрит Зинон (Теодор). Для того, чтобы увидеть за этими словами истинную и всепоглощающую веру человека Богу и вручение Ему себя в качестве всего лишь инструмента, семи пядей во лбу не надо. Достаточно быть верующим христианином и живым человеком. Следование этому однажды пришедшему озарению и сделало возможным, что иконы, написанные рукой о. Зинона, стали откровением в христианском искусстве ХХ века.

Изгнание иконописца одним из высших иерархов Московской патриархии по праву считается позорным. Особенно если учесть, что предметом ненависти у этого едва ли ни "гофмановского" персонажа стал талант его подчиненного, отданный Богу. А с ним - и удивительные по изяществу традиционной манеры написания иконы.

Зависть епископа-чиновника к живому таланту? Но архимандрит же сам говорит, что отрекся от "авторских прав" ради Христа. Но тогда что? Быть может, причина та же, по которой некоторые боятся креста и Евангелия?

Вероятно, всего понемногу. Потому что человек, с попущения Божия, зачастую сам определяет, развиваться ли в нем неким страстям, или нет. Применительно к нынешнему митрополиту Евсевию это стало ясно после одного из первых его появлений в Троицком кафедральном соборе. Вот как описывает это очевидец: "С 1975 по 1995 г. настоятелем псковского Кафедрального собора служил прот. Константин Малык 1930 г. рождения. Высокого роста, крепкого телосложения с хорошим голосом. Он закончил Духовную Академию, единственный из священников собора говорил проповеди. Его посылали на все официальные встречи, конференции в России и за границей. ...Во время службы владыка Евсевий распорядился что-то сделать в Алтаре, а о. Константин замешкался. Увидев, что его приказ не выполнен, Евсевий распалился, кричал, топал, наводил ужас. Константин сперва безуспешно пытался оправдываться, потом упал на колени. Евсевий через него перешагнул. Грузный священник с трудом поднялся, забежал вперёд и снова упал перед ним на колени. Разгневанный Евсевий снова перешагнул через него и ушёл в ярости. Причина гнева была ничтожной, но вскоре он отправил о. Константина за штат. У о. Константина было больное сердце, жил он вдвоём с женой, детей не было. За штатом он пробыл недолго, слёг и умер".

Непонятный, на первый взгляд, демарш малограмотного митрополита в отношении того, кто одарен Господом, имеет, вероятно, свое медицинское объяснение. Событийная же сторона этой кощунственно-детективной истории проста, как дважды два. С тех дней, когда в 1996 году митрополит Евсевий запретил архимандрита в священнослужении, выгнал из Мирожского монастыря и исключил из клира Псковской епархии, прошло двенадцать лет. Для истории этот срок, может быть, и мизерный, но в масштабе человеческой жизни это все-таки одна пятая ее часть. Поэтому будет нелишне взглянуть, к чему по истечении этой дюжины лет пришли некоторые действующие лица той постыдной драмы.

Что касается архимандрита Зинона, то все на удивление просто и буднично. После того, как Патриарх Алексий II через голову правящего архиерея лично снял с него "евсевиевы прещения", иконописец живет и служит за рубежом. Разумеется, он пишет иконы и расписывает храмы там, где в этом есть нужда. Например, в настоящее время мастер работает в греческом монастыре Симонопетра на Афоне, где расписывает храм. Подобная работа занимает обычно многие месяцы, а иногда и годы. Но она представляет собой истинное христианское служение - причем, не только жизненное, но и в определенной мере литургическое, так как иконописец оставляет в своих фресках частицу собственной души, которая будет и дальше возносить свои молитвы с другими поколениями.

В отличие от тех икон архимандрита, которые остались в руках митрополита Евсевия (Савина) на родине, в России. Эти иконы можно считать принявшими на себя мученичество за спасение надругавшихся над ней администраторов религиозной организации под названием "Русская Православная Церковь Московского патриархата". Львиная доля заслуги принадлежит, конечно же, псковскому архиерею - Евсевию. Потому что теми, кто все прошедшие двенадцать лет покрывает его безобразия, руководят, скорее всего, банальная трусость и блаженная лень. В самом деле, зачем нужно высокому церковному начальству заботиться о вверенной ему Церкви, если образцово выдрессированный клир и профессиональные миряне ловят малейшие намеки на то, что может быть угодно руководству, и даже такие, как Евсевий, хоть "в клювике", но приносят.

В отличие от заоблачного начальства (впрочем, почему заоблачного - впереди у псковского владыки тоже Синод), митрополитом Евсевием продолжает двигать неугомонное желание борьбы - борьбы, если не с Зиноном, который теперь недостижим, то с памятью о нем. Сызмальства сообразительный Евсевий для этого даже затеял под шумок постепенное истребление икон, написанных архимандритом. Народ доверчив, и вполне может проглотить объяснение какого-нибудь местного иерея, что иконы покрываются плесенью не из-за сырости, а потому, что мастер был Богу не угоден. Но операция это длительная и замышлялась она как фон, на котором митрополит ведет более яркую – международного масштаба - борьбу с попытками оздоровления церковной жизни в отдельно взятой общине протоиерея Павла Адельгейма. За ее историей давно и внимательно наблюдает не только "Портал-Credо.Ru", а с ним и российские православные, но и христианская общественность Европы и Нового света. Сколько будет продолжаться это сражение с Церковным правом и христианской моралью, а также, чем оно закончится, - предмет для подведения итогов уже не псковским епархиальным архиереем.

Ясно, что Московская патриархия не состоит исключительно из "евсевиев" или "зинонов". Но понимать, что происходит в Церкви, хотя бы на примере Псковской епархии РПЦ МП, все-таки обязана.

Потому что, если дело обстоит иначе, то о том "не леть есть и глаголати"...


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования