Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
18 сентября 14:35Распечатать

Архимандрит Аввакум. СОБЫТИЯ И СОБЫТИЙНОСТЬ. Размышление о последних событиях церковной жизни в Украине


Зачем мятутся народы и племена
замышляют тщетное?
Пс. 2:1.

Патриархи приехали и уехали. Праздничный сеанс закончился, но реальность не изменилась. А над всем этим загадочно, таинственно молчит на высотах Своих надмировая Тайна – Бог.

Мы не знаем целостной картины мировых событий, бесконечной цепи причин и следствий, и поэтому не будем спешить с выводами, как лучше, или как хуже. Не будем спешить с осуждениями, ярлыками и штампами. Если мы высокодуховны, то нас, в принципе, ничто не может раздражать. Если мы честны, то не убоимся чаще и чаще повторять – не знаем. Будущее неизвестно.

Есть древняя притча, в подражание Иову многострадальному, проникающая в сущность только настоящего и учащая не пророчествовать будущее, не зная путей Провидения, неисповедимого Промысла Божия…

У одного человека была прекрасная лошадь. Она была настолько ценная, что даже император все время завидовал ему. Не один раз он предлагал ему прийти к нему во дворец. Он готов был заплатить огромные деньги за этого коня. Но, старик только смеялся и говорил: "Я люблю этого коня, а как можно продавать любовь? Поэтому спасибо тебе за твои предложения, но я не могу его продать". Потом однажды ночью этого коня не стало – он исчез из стойла. Весь городок собрался, все начали говорить: "Посмотрите, насколько глуп этот старик. Его коня украли, и его больше нет, а он мог бы стать богачом". Никогда еще ничто не возбуждало так сильно весь город и особенно его близких друзей. Все кричали: "Ты бедный и безумный старик. Тебе лучше было бы продать его. Как ты ошибся, как ошибся".

Старик только засмеялся и сказал: "Не спешите с выводами, не говорите о том, хорошо это или плохо. Не говорите, несчастье это или благословение. Я знаю лишь одно. Прошлой ночью конь был в стойле, а утром eгo здесь уже нет. Я не говорю ничего об этом событии. Я просто вижу факт – коня в стойле нет. Для чего близоруко примешивать к этому событию наш узкий ум? Хорошо это или плохо, должно это было случиться или нет? Мы не знаем будущего. К чему создавать несчастья тупыми, близорукими размышлениями?"

Люди были шокированы. Они почувствовали себя немного даже оскорбленными. Они пришли выразить старику свое сочувствие, а этот глупец говорит о какой-то философии. И тогда они начали думать, что все случилось во благо, что его нужно было наказать за глупость, и Бог наказал его. Чем не друзья Иова.

Через пятнадцать дней конь вернулся назад. Его не украли – он просто убежал в лес погулять. И вместе с ним прибежало двенадцать диких кобылиц, очень красивых и сильных. Весь городок собрался и начал говорить: "Да! Должно быть, этот старик что-то знает. Как он оказался прав, как прав. Это было не несчастье, но благословение. Мы все вместе здесь ошибались". И они сказали старику: "Извини нас, мы не смогли понять и провидеть всю ситуацию в целом. Твой конь не просто вернулся, но привел собой таких прекрасных кобылиц. Мы никогда не видели таких прекрасных и энергичных лошадок. Ты получишь огромные деньги за них!"

Старик снова сказал: "Не думайте, благословение это или несчастье. Бог знает! Будущее неизвестно. Но мы не должны делать выводов до тех пор, пока не будем знать будущего. Вы снова совершаете одну и ту же ошибку. Просто скажите: конь вернулся, вернулся вместе с другими двенадцатью кобылицами. Вот и все".

Они ответили: "Не пытайся нас сделать глупцами. Единственное, что мы знаем, так это то, что ты теперь собрал огромное количество денег. Ты теперь самый богатый человек в нашем селении".

Но через неделю единственный сын старика, который объезжал одну из диких кобылиц, упал с коня. Он получил множество травм, увечий, множество переломов. Он был единственной поддержкой старика. И люди снова собравшись, стали говорить: "Да, этот старик действительно, чт- то, знает. Какое огромное несчастье. Возвращение коня оказалось таким несчастьем. Единственная поддержка семьи, этого старика, и он почти что мертв. Он поддерживал этого старика, теперь старику придется ухаживать за своим молодым сыном. Потому, что он будет долго прикован к постели. Он собирался жениться. Женитьба теперь невозможна".

И они собрались вместе, снова начали говорить и обсуждать. И старик сказал им: "Как сказать? Вы продолжаете совершать снова одну и ту же ошибку. Можно сказать только одно, что мой сын получил множество переломов. Это все. Для чего, не зная, двигаться в будущее, делая близорукие умозаключения? Все эти дни вы видели, как неоднократно ошибались, но снова вы начинаете убегать от настоящего и перебегать в будущее. Благодарите судьбу и Провидение только за настоящее и живите в настоящем".

Случилось так, что через несколько дней началась война. Всех молодых мужчин города насильно забрали в армию. И только единственный сын старика остался дома, потому что у него были переломы. Тогда они снова собрались. Но, еще до того, как они успели открыть рты и произнести хоть одно слово, старик сказал: "Молчите! Когда же, наконец, вы поймете суть божественной жизни, однажды сотворенной Богом-Творцом? Она сложна, мы не знаем путей Его, мы не полагали вместе с Ним основания Вселенной. Главное — это сущность настоящего".

***

Политики, футурологи, ученые, пророки, мистики разных мастей кричат, блажат, прогнозируют, дают советы: нужно обустроить мир, сделать все в нем, так и не иначе, а иначе, так как и не так! Не верьте им. Никто ничего не знает, не зная будущего. Их пророчества не сбудутся, их "видения просто перейдут в привидения". Развитие, поступь общемирового исторического прогресса зачастую происходит в катастрофических, апокалиптических ритмах. Сие надобно принять как должное. А там, мы верим и знаем, среди войн и ужасов, смут, скорбей и болезней, воссияет и нам Свет Царствия Божия, которое, таинственно, всерадостно для нас верующих, день от дня приближается.

***

Многие сегодняшние наши поражения подготовлены вчерашними кажущимися великими триумфами. В мировом океане, круговерти варящихся, кипящих, бурлящих событий осуществляется победоносное шествие истории. Куда выйдет? Где рванет? Куда прорвет? Не убоимся смело и честно сказать – не знаем! Тот мир, который мы видим сегодня, завтра уже уйдет. Но наберемся силы духа, не впадем в апокалиптическую истерию, осуждая или оплакивая прошлое. Смотрим смело, мужественно в будущее.

За прошлое или сегодняшнее не зацепиться, не удержаться, как бы нам того ни хотелось. Мы видим изменяющиеся формы общества, Церкви, объединяющиеся, разъединяющиеся, вступающие в новые союзы, новые формации. И это неостановимо, неудержимо. То, что мы видим сегодня, растает как облако завтра.

***

В ком есть энергия борьбы, тот борется, отстаивает свое. У энергичных людей часто слабо видение дальней перспективы, близорукость, необъективность. Они разряжаются сегодняшними энергиями и живут на сегодня. На дальше им – деятельным - смотреть некогда, да и не зачем. Их энергия бьет ключом, фонтанирует в настоящем.

***

Большинству людей: россиян, украинцев, по большему счету безразлично, в какую Церковь идти святить или в каком государстве жить, им бы ближе, теплее и сытнее. Большинству, массам, важнее своя, индивидуальная, частно-собственная жизнь. А там, как народ говорит, политики и попы, пусть хоть "повыказятся" (укр). Большинство, массы живут в своих ритмах: произрасти, процвести, насладившись и помучившись, принести плод во время свое, ну и умереть… Им нет дела до многоразличных наших юрисдикций, фикций, нашей несусветной церковной борьбы и сумятицы. Посвятить, покрестить они идут, несут где ближе и быстрее. Юрисдикционно осознанных людей незначительное меньшинство. И здесь для священников огромный объем работы.

***

Украина, де факто, политически и религиозно разделена. Верующих людей, пристрастных разным политическим предпочтениям, никуда не денешь и от них уже никуда не денешься. Придется жить вместе. И если это так, то люди доброй воли, позитивного заряда, высокой духовности, будут постоянно, огромным, титаническим усилием воли, искать то, что нас объединяет. И наоборот, люди с низкой духовностью, от них тоже никуда не денешься, будут, в свою очередь, продолжать бояться, ненавидеть, злобно изрыгать мелкие прещения, угрозами, проклятиями. Это не должно принимать как должное, но нас Высший Разум не спрашивает. Он посылает жить на земле и злых, и благих. С этим тоже ничего не поделаешь. Налицо – обреченность бытия. Национализм – всегда превозношение, ненависть к иному, обособление.

***

У Патриарха Варфоломея в речи на Софийской площади в Киеве, слетело с уст: этнофилетизм (любовь к своей нации) – это нехорошо. Слетело, что-то там, очень неразборчиво, да еще и языковый барьер очень мешал. Да еще и переводчики путали, переводили не совсем суть адекватно. Чем больше говорят об объединении, тем сильнее разгоняются центробежные силы общества, суть, на разделение. Чем не реверсный механизм? Политикам и церковникам, дабы не смешить людей, надобно вообще перестать не то, что говорить, но, даже заикаться на эту прогнившую, профанную тему объединения. Его не будет. Не буду категоричен, может я и не прав. Есть исключения из правил. Объединить Церкви можно, и вот как…

***

Объединить Церкви точно так же, как и государства, сможет только сильная личность, обладающая фактической самодержавной властью, пусть даже и беститульной, но настоящей, реальной, плюс – историческое везение. Да и то не всегда (Николай II, например, по своей слабости, не то что не сохранил власть, но даже ее утратил. Ему не повезло ни с местом, ни со временем). Только тирану удается радикально продвинуть ход истории, только ему удаются великие дела, да и то на время. Вот, президент Путин объединил Карловацкую Церковь с матерью Церковью – Московской патриархией. Карловацкий раскол в одночасье перестал быть расколом. Заграница почти вся объединилась, а вот приходы (осколки) Агафангела (Пашковского) в России и Украине – нет. Он собирает какие то "синоды". Что еще там можно уже насобирать - не понимаю? Сталин по войне в 1946 году "объединил" греко-католиков и православных. Мы знаем как. Просто умолкла земля пред ним. Но кто из современных людей способен спрыгнуть добровольно в грозненско-сталинскую костедробилку? Да упаси Бог, никто! Где взять Украине своего Путина-объединителя?

А сами церковные сообщества без сильной политической руки никогда не объединятся. Злобствуя друг на друга, будут делать скоропалительные, невзвешенные, безответственные заявления. Тут будут появляться вал за валом несерьезная, зло-примитивная литература, нелепые заказные "чудеса". Враждующие, противостоящие стороны будут разряжаться все новыми и новыми зло-тирадами, анафемами, проклятиями, тыкать друг в друга пальцем – вон смотрите: тот плохой, а тот хороший; тот законный, а тот не законный! А затем, по прошествии лет, эти же анафемы снимаем, отменяем (как со старообрядцами было). И наглядной всему миру становится человеческая природа всех этих наших прещений. Факт – мы никогда не придем к согласию. Ни нам, ни нашему духу, ни воле это не под силу. Повторюсь, объединение под силу только политику, и с очень, очень твердой рукой.

***

Нам, опасливым, остается только бережливая, вялотекущая политика, как вялотекущая болезнь. Так есть. Посему пусть все есть, как есть, и будет, как будет: быть опасливым, осторожным на крутых поворотах, идти естественно, и естественным своим путем, не делая резких движений. Для нас, слабых, своя исконная Мать Церковь Русская все же теплее, ближе, лучше, безопаснее. Нам лучше консервировать, тормозить события дня, ход истории. Что мы, духовенство, с переменным успехом делали и делаем. Сохраняем людей от пожаров, смут и войн. Мы жалеем народ Божий. Здесь и проигрыш и выигрыш – кто знает, как лучше? Время само покажет и поправит. Ведь события, ход истории осуществляется не так, как его направляют политики, писатели, священники, но по совсем неведомым нам законам общественной динамики, секреты которой Творец нам не раскрывает.

***

Тем временем – это неумолимо и неостановимо в процессе истории – уже, возможно, есть где то возрастающий среди нас тиран, человек способный на смелые, решительные, радикальные действия и перемены, человек силы, шаг за шагом, уверенно рвущийся к власти. Он сначала покажется людям ангелом света, харизматичной личностью, за которой пойдут массы, но затем, взяв власть и познав все тайные ее пружины, будет сгонять всех "до купы" (укр.) огнем и мечем. Ну, иначе нельзя. Так делали креститель Руси князь Владимир, царь Иван Грозный, император Петр I и Сталин. Все по той же самой древней схеме всех великих тиранов и завоевателей, мечтающих о едином упорядоченном человечестве в сильной процветающей империи.

***

А нам, сегодняшним, слабым, хочется, что бы вялотекущее время продлилось как много дольше. "Deus conservat omnia!" - латинское красноречивое выражение: "Бог хранит всяческая". И дай нам, Господи, выдержки, большого чувства ответственности, дабы на проповедях не срываться в апокалиптику, не начать кричать с амвонов разные глупые, истеричные, безответственные, разжигающие внутринациональную рознь и вражду нелепицы и несуразности, что часто мы слышим в малых, провинциальных приходах. Надо перестать объединять и объединяться, но, осознавая себя единым человечеством (детьми Адамовыми), просто жить в Боге и по Заповедям Божиим.

"Да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте".

Архимандрит Аввакум,
для "Портала–
Credo.Ru",
Кременчуг


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования