Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
02 сентября 14:29Распечатать

Михаил Ситников. «ЕСЛИ УЙДЕТЕ, МИТРОПОЛИТ ОБЕЩАЛ ПОМОЧЬ ДЕНЬГАМИ...» Цинизм клерикалов – не признак церковности, а проявление «человеческого нутра» неверующих узурпаторов имени Церкви


История того, как епархиальное руководство во главе с митрополитом Псковским и Великолукским Евсевием (Савиным) последовательно гнобило протоиерея Павла Адельгейма, а высокое начальство РПЦ МП этого "не замечало", хорошо известна сегодня в России и за ее рубежами не только христианам. Впрочем, "историей" ее можно именовать лишь в значении серии событий, которые не прекращаются по сей день. Потому что, несмотря на продолжение священником смиренного служения в храме Святых Жен Мироносиц под началом эмансипированного настоятеля, на счету которого есть не один приход с наведенным там "владычным порядком", епархиальное управление вплотную занялось теперь искоренением Православной школы регентов, созданной о. Павлом Адельгеймом.

По причине того, что просто ликвидация детского учебного заведения из-за непрекращающихся заявлений государственного руководства о необходимости повышать образовательный уровень в сегодняшней России является делом опасным, Псковская епархия избрала "окольный путь". То, что "окольность" выглядит еще непристойней, псковского наместника московского "церковного главка", судя по всему, не слишком беспокоит. Причем объяснять ли это удаленностью от "центра", а значит, местной коррумпированностью или просто глупостью – разницы нет. Школу, в которой учились дети-инвалиды, церковные администраторы все равно не мытьем, так катаньем намереваются уничтожить, так как создавал ее человек, от одного имени которого псковского митрополита, то есть местное начальство, начинает, как говорят очевидцы, трясти. А это вам не какой-нибудь уездный епископишка, а владыка, можно сказать, мирового значения – особенно после того, как духовно обогатил Западную Европу изгнанием из России уникального православного иконописца современности архимандрита Зинона. Так что на "цивилизованные" усилия по раскатыванию в блин какого-то простого протопопа - гражданина Адельгейма, а теперь и мелкой школы для инвалидов, сквозь пальцы вынуждено смотреть не только местное губернское начальство, но и руководители государства Российского. Напомним, что прихожане храма Свв. Жен Мироносиц с просьбами о защите от владычного беспредела в наивности своей обращались и к ним.

Конкретно о том, что своеобразие стиля духовного окормления Псковской епархии может отразиться не только на судьбе священника, но и на детях, которые вряд ли могут являться объектом неприязни правящего архиерея, родители и педагоги писали, правда, не Путину и Медведеву, а Святейшему Патриарху. Но надежда на то, что духовный лидер российского православия, будучи авторитетом для церковных и светских властей, пожелает снизойти до дурно пахнущих разборок, чинимых таким влиятельным иерархом РПЦ МП, как собственноручно возведенный им в сан митрополита Евсевий, тоже не оправдалась. Проще говоря, духовные и светские власти отдали рядового священника и российского гражданина о. Павла Адельгейма "на откуп" свежеиспеченному митрополиту, вероятней всего, чтобы "другим неповадно было". Хотя что, собственно, "неповадно" - не объяснили.

Почему? Да потому, что очень трудно было бы объяснять людям, как в "православной стране" священник может оказаться гонимым представителями церковного ведомства за то, что он верующий и трудолюбивый. И как епископ может открыто преследовать священнослужителя за написание им книги о проблемах той Церкви, которую иные иерархи почитают за кормилицу-поилицу, другие – за дойную корову, но никак не за Тело Христово.

В общем, канва событий всем, кто в курсе истории с о. Павлом, известна. Неизвестными до сих пор могут оставаться только самые последние подвиги наших "рыцарей рясы и бороды". А они не столько оригинальны, сколько примечательны в жанровом смысле. Так всегда новой кажется  в цирке каждая отдельная реприза клоуна, хотя заранее ясно, что сначала она будет обязательно смешной, а потом вдруг напомнит о чем-то вовсе не веселом. Например, в приближении начала учебного года новый настоятель храма Свв. Жен Мироносиц священник Сергий Иванов и благочинный протоиерей Иоанн Муханов привели в школу "нового директора" и приказали "старому" - Ивану Адельгейму, работающему в школе 16 лет, почти с момента ее основания, - "сдать дела". При этом никаких официальных "приказов" об увольнении, разумеется, не было. Однако причину своего налета священники объявили: директор "работает плохо", так как "не помогает настоятелю", поэтому "работать они с ним не хотят".

Через три дня состоялся и обычный накануне 1 сентября педсовет, на котором эмансипированный настоятель о. Сергий, вероятно, по молодости уготованный епархиальным начальством исполнять роль "тарана" в процессе ликвидации школы, объявил об истинной причине претензий открытым текстом. С директором он общался в третьем лице и сказал, что "владыка Евсевий не будет финансировать школу, пока директором в ней работает сын Адельгейма. Зачем нам ссориться? Вот, если он уйдет, то все наладится".
– Но я не могу вот так взять и отдать вам добровольно школу для уничтожения", – отвечал директор развалившемуся перед пожилыми и заслуженными педагогами на диване юному епископскому назначенцу.
– Как хотите. Но знайте, что если мы денег не дадим, школа закроется. Максимум, она просуществует только до Нового года, потому что платить учителям вам нечем, а в январе закроется. Но вот если директор уйдет, то митрополит обещал помочь деньгами.
– Так увольняйте меня, если это спасёт школу. Другое дело, что я вам не верю.
– А как же мне Вас уволить?
– По закону для этого нужно за два месяца предупредить под расписку и написать приказ с обоснованием увольнения. По собственному желанию бросать школу я не имею права и не стану…

После этого настоятель стремительно покинул педсовет, а ошарашенным педагогам и директору оставалось только размышлять, что делать в такой ситуации. Подумать было над чем, потому что раньше школа существовала на средства прихода, которыми распоряжался приходской совет. Но теперь все сборы забирает новый настоятель, который, впрочем, тоже является только перевалочным пунктом, так как деньгами теперь распоряжается исключительно митрополит. Поэтому роли священников Иванова и Муханова определить не сложно. Школу, которая имеет статус независимого юридического лица, можно взять только измором. В том числе и шантажируя педагогов тем, что она угаснет без средств к существованию, которыми распоряжается митрополит. Государство, заинтересованное в обучении подрастающего поколения, как известно, лишь на словах возлагает все материальные заботы об осуществлении своей образовательной политики на местные бюджеты, которые в Псковской области с карманом епархии давно не соизмеримы. Вот юный пастырь Сергий Иванов и играет здесь роль надзирателя от благочинного. А благочинный и настоятель кафедрального собора протоиерей Иоанн Муханов с весны 2008 года приучает педагогов к тому, что именно он – хозяин школы. И пусть не имеют эти малограмотные, но нахрапистые клерикалы на распоряжение учебным заведением никаких прав, однако деньги, без которых ни за аренду, ни за электроснабжение, ни зарплаты не заплатить – в их полном и безраздельном распоряжении. Посему и творят представители отделенной от государства самой традиционной религиозной организации с государственной политикой образования местного масштаба все, что им вздумается.

Приход, созданный бывшим его настоятелем о. Павлом Адельгеймом, все это, разумеется, не устраивает. Сначала потеря настоятеля, затем склоки, затеваемые новыми епископскими назначенцами. Теперь еще и белыми нитками шитые претензии не проявляющего особой любви даже к элементарной грамотности митрополита Евсевия на внесение в актив епархии еще и школы. Все это прихожан – родителей и учителей, понятно, не устраивает. Поэтому надумали они снова обращаться в суд. А заодно привлечь к тому и Псковское управление образования, учреждениями которого в пику светской власти вольготно тихой сапой распоряжается местный "князь церкви".

Ясно, что на фоне таких глобальных событий, как пекинская Олимпиада или совместные поездки звезд российской попсы и миссионеров в соседние страны - и даже непонятно куда развивающаяся история с "взаимным анафематствованием" Московской патриархии и одного из ее епископов, - беда крошечной псковской школы мало кого озаботит. Но убеждение в том, что всем правит экономика, представляется абсолютно бесспорным лишь с точки зрения неверующих прагматиков. Вроде тех, что выкручивают руки самостоятельно вставшей на ноги за долгие 16 лет школе, декларируя одновременно свою принадлежность к многострадальной российской Церкви. Для успеха втирания мозгов обществу и власти этим "церковным кадрам" приходится периодически подходить к Престолу, святотатство чего они уже вряд ли осознают. Тем не менее, есть в России и в самом деле верные Богу, которым и в голову не приходит, чтобы кто-то видел в этом факте особую их заслугу. Это – люди верующие, которые и в самом деле уязвимы для всякого рода человеческой подлости. Они часто и незаслуженно страдают от козней христопродавцев и очень редко носят белые клобуки, что вынуждало бы иных прислушиваться к их словам. Поэтому они вряд ли рассчитывают на одержание побед в административных или судебных спорах, принимая в них участие лишь потому, что негоже скрывать свое отношение ко лжи. Как правило, разного рода "президенты" и "прокуроры" таких людей особо не поддерживают – это не интересно, так как не сулит никакой выгоды.

Однако на их стороне Бог. И того, что они сами об этом не забывают, вполне достаточно.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования