Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
06 августа 19:45Распечатать

Алексей Малютин. ВАРФОЛОМЕЕВСКИЕ ДНИ КИЕВА УШЛИ В ИСТОРИЮ. Прощальный взгляд на Киевские торжества, на которых каждый из Патриархов получил свою долю триумфа


Завершившиеся торжества по случаю 1020-летия Крещения Киевской Руси стали новым шагом на пути духовного обособления Украины от России. Пока не сбылись прогнозы о новом глобальном расколе православия. Но Патриарх Алексий II не смог укрепить позиции Московской патриархии в соседней державе…

Так в Украине не встречали еще никого. Так в современном мире вообще не принято встречать религиозных деятелей. Для встречи Вселенского Патриарха Варфоломея, живущего едва ли не под домашним арестом в стамбульском квартале Фанар, к трапу самолета приехал президент, на летном поле была выстроена рота почетного караула, а весь Киев украсили плакты с изображениями Вселенского владыки и флажки с его монограммой. Три дня украинского визита Варфоломея, имя которого до этого знали лишь немногие украинцы, были насыщены официальными приемами, пышными богослужениями и обращениями к украинской нации на многотысячных митингах.

Совсем иначе принимал Киев Московского Патриарха Алексия. Хотя, в отличие от Варфоломея, он считает Украину "неотъемлемой канонической территорией" своей Церкви – Московского патриархата. Ни одной официальной встречи с президентом, ни одного государственного приема, запрет на трансляции богослужений по национальным телеканалам. Главу РПЦ МП в Киеве сопровождали лишь немногочисленные сотрудники ФСО, архиереи и примерно две тысячи мирян, мобилизованных братством св. Александра Невского. Миряне вели себя на удивление дисциплинированно – держали в руках одинаковые плакаты с изображением Алексия II, а при каждом его появлении дружно скандировали: "Алексий – наш Патриарх!"

Киев посетили два "конкурирующих" Патриарха. Один предстал как солидный лидер всемирного масштаба, достойный роскошных почестей на государственном уровне. Другой – как неформальный символ радикальной православной общественности. Примерно такую роль в самой России сейчас играет Чукотский епископ Диомид. Как мы знаем благодаря Л.Д. Кучме, "Украина – не Россия" - в братской стране религия является весьма важным фактором общественной жизни. Неудивительно, что именно с ее помощью нынешняя украинская власть хочет сделать решительный рывок от Москвы, в Европу.

Триумф Варфоломея

Все журналисты, и автор этих строк не исключение, заметили, как по-разному встречал утром 28 июля, перед литургией на Владимирской горке у памятника св. Владимиру, президент Ющенко двух Патриархов. Со Вселенским Варфоломеем он обменялся троекратным поцелуем и несколькими фразами по-английски, а Алексию II скупо пожал руку, не сказав ни слова. Окружение главы РПЦ МП пояснило, что это сам Алексий II не захотел целоваться с "бандеровско-мазепинским" президентом. Уклонился Московский Патриарх и от поцелуев с Варфоломеем – даже в тот момент, когда это положено по уставу литургии. Возможно, он был обижен на Варфоломея за то, что тот заставил его, главу крупнейшей православной Церкви мира, ждать себя перед началом службы целых полчаса в запертой машине. Как бы то ни было, главе РПЦ МП постоянно напоминали, что он – второй, что свое церковное будущее Украина связывает не с Москвой, а с Константинополем.

Константинополь – это символ, города с таким названием на политической карте мира нет уже 555 лет. Именно столько прошло со дня крушения Византийской империи, на смену которой пришла Османская. Однако православный патриархат, удостоившийся "первенства чести" в православном мире еще в IV веке, когда Константинополь был провозглашен Новым Римом, столицей христианской империи, сохранил это первенство по сей день. На исторической территории патриархата, в Турции, у него осталось лишь несколько тысяч пасомых. Константинопольский патриархат, именуемый также Вселенским, силен за счет многомиллионной греческой диаспоры в Америке и Западной Европе, отлаженных политических связей с руководством европейских стран, США и Ватиканом, а также особых канонических прав, предоставленных ему древними Вселенскими Соборами.

Вселенский патриархат никогда до конца не признавал юрисдикции Москвы над Украиной, ведь исторически Киевская митрополия входила в состав именно этого патриархата. Он мирился с этой юрисдикцией, пока ее поддерживали неподвластные Константинополю политические силы. Теперь, когда таких сил больше нет, он готов заявить о восстановлении своих древних прав. Соответствующие сигналы Патриарх Варфоломей распределил по своим официальным речам, которые он произносил в Киеве. Например, во время митинга на Софийской площади, куда пришло 30 тысяч человек, первый по чести иерарх православного мира сказал: "Киевский князь через крещение киевлян миссионерами Вселенского патриархата установил неразрывные духовные связи благочестивого украинского народа с Церковью-Матерью. Примером икономии Вселенского патриархата является умаление его собственных прав на управление самой значительной среди дочерних Церквей - Украинской Церковью, которая семь веков принадлежала к канонической юрисдикции Вселенского патриархата, вплоть до аннексии этой Церкви Российским государством при Петре І (1687). Украинская иерархия сильно и единодушно противилась этому решению, которое наносило явный ущерб каноническим правам Церкви-Матери". Далее Вселенский Патриарх подыграл президенту Ющенко, заметив, что празднование 1020-летия Крещения "подчеркивает новые европейские перспективы украинской нации во время великих и стремительных изменений в мире". Он также заявил, что его Церковь просто обязана "поддержать любое конструктивное и перспективное предложение, которое как можно быстрее ликвидировало бы опасное разделение в церковном теле". Это прямой намек на участие Вселенского престола в воссоединении с ним Украинской Православной Церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ), провозгласивших "явочным порядком" свою независимость от Москвы.

Ожидалось, что Патриарх Варфоломей подпишет в Киеве декларацию о присоединении УПЦ КП и УАПЦ к его патриархату. В ответ РПЦ МП готова была пойти на раскол. В своем письме Грузинскому Патриарху Илии II Алексий II просил его не приезжать в Киев, дабы не стать соучастником событий, подобных Великому расколу 1054 года, когда западная (католическая) Церковь окончательно отделилась от восточной (православной). Впрочем, сам Алексий II на торжества приехал, а Варфоломей не стал подписывать никаких деклараций, поддавшись уговорам Москвы потянуть время.

Как бы то ни было, в Москве встретили заявления Вселенского Патриарха в штыки. Профессор Московской духовной академии о. Андрей Кураев назвал слова Варфоломея "антироссийскими". Особенно профессора возмутило "то, что он будет молиться за единство поместной украинской Церкви, да еще и на началах свободы".

На политическом фронте против "вторжения Константинополя в Украину" особо активно сражались депутат Госдумы и глава общественной организации "Институт стран СНГ" Константин Затулин и подчиненный ему куратор украинского сектора "Института", выступающий от имени "Союза православных граждан" Кирилл Фролов. Они готовили некие акции в Киеве, куда "на усиление" прибыл десант активистов "Молодой гвардии" из Москвы. Но Служба безопасности Украины раскрыла коварные планы депутата и его пособника, объявив обоих персонами нон грата. Более того – Затулин и Фролов проходят по уголовному делу, возбужденному по признакам преступлений, предусмотренных статьями 14 и 294 УК Украины (подготовка к преступлению и организация массовых беспорядков). Российский МИД решительно осудил действия украинских властей, усмотрев в них почему-то "неуважительное отношение" к главе РПЦ МП.

Украинская сторона, несмотря на то, что "глобального раскола православного мира" не произошло, осталась довольна итогами визита Варфоломея. Президент Ющенко, провожая его в аэропорту, благодарил за реальные шаги по созданию единой поместной Церкви в Украине. Как считает известный украинский религиовед профессор Андрей Юраш, декларация о создании такой Церкви может быть подписана в сентябре. Информированный в церковных делах замглавы Народного Руха Украины Лесь Танюк называет другой срок – начало 2009 года.

Триумф Алексия

Пока же упомянутая декларация не подписана, свой триумф празднует Московская патриархия. Стоя рядом с иерархами в ожидании двух Патриархов на Владимирской горке, митрополит Кирилл (Гундяев), глава внешнеполитического ведомства РПЦ МП, восторженно рассказывал своим коллегам: "Вчера выступал на рок-концерте на Крещатике. Было 200 000 человек, молодежи! Все за единство с Русской Церковью, с Москвой! Гул стоял такой, что уши закладывало". Правда, подведомственное митрополиту Кириллу интернет-издание "Интерфакс-религия" сообщило, что на концерте было только 10 000 человек, а киевские издания называют значительно меньшие цифры. Цифры цифрами, но повод для эйфории действительно есть: Украинская Церковь висела на волоске, но Московской патриархии удалось сохранить ее.

В официальный план юбилеев РПЦ МП на 2008 год 1020-летие Крещения Киевской Руси внесено не было. Первым предложил его отправздновать Архиерейский Собор Украинской Церкви Московского патриархата (УПЦ МП), прошедший в декабре. Москва с этим согласилась лишь 21 февраля, когда Алексий II принял президента Ющенко в Даниловом монастыре. Назвать эту встречу удачной трудно – все предложения президента, кроме празднования, Патриарх отверг. А Ющенко просил еще и предоставить полную самостоятельность Украинской Церкви, почтить жертв Голодомора и снять анафему с Ивана Мазепы. Резко негативная реакция Алексия II на эти просьбы и вынудила секретариат Ющенко просить Вселенского Патриарха возглавить торжества. Когда стало ясно, что инициативу празднования у промосковских сил перехватывают евроатлантические, президент Путин пригласил 14 апреля в Кремль Алексия II и настойчиво попросил его лично возглавить киевские торжества. Позже эту просьбу повторил и президент Медведев. Однако интрига с приездом главы РПЦ МП в Киев сохранялась до последнего дня. Патриарх Алексий II посещал украинскую столицу дважды – в 1990 и 1997 гг., и оба раза его визиты сопровождались массовыми беспорядками.

Лишь в 22.45 25 июля, когда Варфоломей уже давно был в Киеве, пресс-служба Московской патриархии окончательно сообщила, что Алексий II летит в Украину. Как предполагает церковный публицист игумен Григорий (Лурье), патриархия ждала, не сделает ли Варфоломей каких-то заявлений, которые будут неприемлемы для московской стороны. Видимо, не сделал. Любопытно, что вечером 26 июля монархисты встречали Алексия II у врат Киево-Печерской лавры лозунгами: "Никогда не будем молиться с Варфоломеем!"; "Автокефалия – дорога в ад". Помимо того, что Русская Церковь сама является автокефальной (то есть полностью самостоятельной), непоследовательность монархистов выразилась и в том, что на следующее утро они явились на Владимирскую горку, на совместную литургию Патриархов Варфоломея и Алексия.

Но на этом интрига не закончилась. Обиженный на чрезмерно холодный и не соответствующий патриаршему протоколу прием, Алексий II 28 июля досрочно прервал свой визит в Украину и вернулся в Москву. Один из сопровождавших его архиереев – архиепископ Ионафан (Елецких) – рассказал журналистам, что во время патриаршей литургии он "все время отвлекался разговорами в президентской ложе и невольно подслушал, о чем же там шла речь. Не поверите - о холодном пиве! В каком ресторане пиво холоднее - в том или в другом". Официально было объявлено, что вернуться Патриарху посоветовали врачи. Но тут же журналист из патриаршего пула передал на ленту РИА "Новостей", что "Патриарх во время полета [из Киева в Москву] находился в бодром расположении".

"Характерно поведение Патриарха и после того, как основные события в Украине прошли, - отмечает игумен Григорий. - Вместо того, чтобы попытаться хотя бы внешне имитировать "пир победителей", продолжив свой "триумфальный" украинский визит в соответствии с программой, он оставил украинское поле боя. Победители так не поступают".

***

Ключевым моментом торжеств в Киеве стала встреча за закрытыми дверями Патриархов Варфоломея и Алексия. На ней решалась судьба Украинской Церкви. Вот что официально сообщил об итогах встречи глава Отдела внешних церковных связей УПЦ МП архимандрит Кирилл (Говорун): "Вопрос поместной Церкви в настоящий момент волнует и власть, и общество, он находится в центре внимания всего православного мира, международного сообщества. Этот вопрос был в повестке дня переговоров Патриархов. Главный результат, я считаю, заключается в том, что отныне любые шаги, которые будут осуществляться ради разрешения проблемы разделения украинского православия, будут делаться вместе. Не будет односторонних действий". В переводе с дипломатического языка это означает, что Московская патриархия, которая раньше считала Украину своей эксклюзивной "канонической территорией", теперь допускает туда в качестве активного действующего лица и Константинополь. А значит, постепенно уступает Украину в обмен на сохранение собственного лица и "единства мирового православия".

Сегодня все основные Украинские Церкви – УПЦ МП, УПЦ КП и УАПЦ – фактически независимы. Находясь в формальном единстве с Московской патриархией, УПЦ МП сама избирает и рукополагает своих епископов, число которых стремительно растет. Будучи совершенно неподконтрольными Москве, эти епископы, тем не менее, имеют право участвовать в избрании Московского Патриарха. Москву не устраивает непредсказуемость патриарших выборов. Угроза раскола мирового православия, о которой так много говорили накануне киевских торжеств, подтолкнула Московскую патриархию к значительным уступкам в "украинском вопросе", которые, в конечном счете, выгодны ей самой.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования