Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей

МыслиАрхив публикаций ]
01 августа 21:41Распечатать
Олег Владимиров. МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ ПОСЛЕ УКРАИНЫ. В минуты «триумфа» не грех вспомнить и о неудачах нынешнего председателя ОВЦС МП

За точку отсчета данного обзора мы берем 14 ноября 1989 года, когда еще архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) (с февраля 1991 митрополит) был назначен председателем Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата (ОВЦС МП).

ОВЦС МП был создан 4 апреля 1946 года и его первым руководителем стал митрополит Николай (Ярушевич) – соратник Патриарха Сергия (Страгородского), создавшего по приказу Сталина и Берии в 1943 году современную Московскую патриархию. Митрополит Николай возглавлял ОВЦС МП до 1960 года, вскоре после этого он скончался при загадочных обстоятельствах.

Митрополита Николая (Ярушевича) сменил епископ Никодим (Ротов) (позднее – митрополит), который преобразовал Отдел, придав ему совершенно необычный для РПЦ МП статус. При нем ОВЦС стал мозговым центром РПЦ МП, который вникал во все сферы деятельности и жизни Церкви. Это стало возможным, поскольку статус ОВЦС МП не был четко прописан в Уставе РПЦ МП. Никодим сумел достичь своей цели и ОВЦС МП стал главным структурным подразделением РПЦ МП. В 1972 году по причине перенесенного инфаркта митрополит Никодим ушел с поста председателя ОВЦС и его сменил митрополит Ювеналий (Поярков), который возглавлял ОВЦС до апреля 1981 года. Потом ОВЦС руководил митрополит Филарет (Вахромеев), которого и сменил архиепископ Кирилл. В августе 2000 года ОВЦС был переименован в Отдел внешних церковных связей.

В отличие от своих предшественников, укреплявших кадровый состав ОВЦС МП, в период руководства Отделом митрополита Кирилла из него ушли многие квалифицированные кадры. Так, сегодня в Отделе Украиной – чрезвычайно важным направлением деятельности ОВЦС - занимается лишь один молодой сотрудник. Диалогом с католиками занимается один священник Игорь Выжанов.

Первая неудача тогда еще архиепископа Кирилла связана с Украиной. В 1989 г. произошло обострение ситуации в Западной Украине, когда возрождавшаяся Украинская Греко-Католическая Церковь (УКГЦ) предъявила свои претензии на храмы, которые были отняты у нее в результате Львовского псевдособора 1946 года. Тогда начались захваты этих храмов, и была создана четырехсторонняя комиссия, в которую вошли представители римо-католиков, греко-католиков, РПЦ МП и Украинской Православной Церкви Москоского патриархата. Первые этапы работы этой комиссии были успешны. Она рассматривала конкретные случаи и чаще всего разрешала конфликты. Если в селе было два храма, то по согласованию их делили между общинами. Эта комиссия была создана без участия ОВЦС МП и архиепископ Кирилл, возглавив его, успешно торпедировал ее работу. В результате комиссия практически перестала действовать, захваты храмов продолжились и православные были фактически вытеснены из Западной Украины.

Архиепископ Кирилл недостаточно четко организовал первые визиты Патриарха Алексия II в Киев – в июне и в октябре 1990 года. Обструкция Алексия II, заранее подготовленная украинскими националистами, стала неожиданностью для московских организаторов визита. Украинцы попросту не впустили Патриарха в Софийский собор. Они легли перед входом в собор на землю, и Патриарха Московского и всея Руси пришлось вводить в собор через черный ход и тайком вносить облачение.

Продолжая украинскую тему невозможно обойти вниманием и недавний визит в Украину большой делегации РПЦ МП, в состав которой входило около сорока архиереев во главе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. И опять, как и 18 лет назад, визит был подготовлен плохо. Поездку Патриарха такого уровня надо готовить не менее чем за полгода до ее начала, обсуждать и согласовывать протокол, как будет проходить сослужение с Варфоломеем и т.д. А митрополит Кирилл появился в Киеве 23 июля – всего лишь за три дня до начала визита предстоятеля РПЦ МП и за день до визита Патриарха Константинопольского Варфоломея, чьему влиянию на ситуацию в украинском православии митрополит Кирилл должен был противопоставить позицию РПЦ МП.

Катастрофического провала – создания Украинской Православной Церкви под омофором Константинополя - в этот раз удалось избежать, но полагаю, что это отсрочка, причем не очень большая – несколько месяцев, не более года. Но и здесь не обошлось без неудачи. Даже двух "в одном флаконе". Я имею в виду переговоры с предстоятелем Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) Митрополитом Мефодием (Кудряковым), которому глава ОВЦС МП предложил войти в состав Московского патриархата на правах широкой автономии.

Удивителен сам факт переговоров с Церковью, которую до сего дня в Московском патриархате иначе как "раскольничей" и "неканонической", не имеющей благодати таинств не называли. И, что самое интересное, не называют и сегодня! Так что вести переговоры с "раскольниками" по правилам невозможно! Впрочем, прецедент успешного завершения подобного "неканонического" процессе имел место чуть более года назад, когда РПЦ МП с огромной помпой объединилась с частью Русской Православной Церковью Заграницей, которую более 60 лет иначе чем "карловацкий раскол" не именовали. Но в этот раз митрополит Кирилл получил на свои предложения однозначный и твердый отказ. Это первая неудача. Но эта неудача вполне прогнозируемая. И на этом фоне вторая, которую можно даже назвать провалом, кажется непростительной для церковного дипломата того масштаба, которым считается митрополит Кирилл. Предполагая вполне возможным отказ от вхождения УАПЦ в РПЦ МП, митрополит Кирилл не сумел сохранить в тайне сам факт переговоров с "раскольникам", которые таковыми и остались.

Еще один эпизод, косвенно связанный с визитом Алексия II в Украину. В конце мая - начале июня из США в Москву приехала делегация американских греков во главе с архиепископом Димитрием. Очевидно, что американское греческое православное лобби оказывает на Патриарха Варфоломея сильное влияние – основные финансы для Константинопольского патриархата идут через посредничество этого лобби. В США находится огромнее число приходов Константинополя. Что же было достигнуто в ходе этого визита? Ничего! Митрополит Кирилл даже не принял делегацию. Это показало, что он совершенно не ориентируется в обстановке. А ведь визит этой делегации, если бы он был проведен грамотно и встреча с митрополитом Кириллом состоялась бы, мог бы разрядить ситуацию в Украине.

В течение всех 19 лет митрополит Кирилл следовал патерналистскому типу отношений с Церквами на постсоветском пространстве. Это привело к потере значительной части православной Церкови в Эстонии. И это при том, что нынешний Патриарх много лет возглавлял Эстонскую епархию.

Еще одно проблемное направление для митрополита Кирилла – это отношения с Восточными Церквами. В первую очередь это касается Константинопольского патриархата, с которым у РПЦ МП постоянно возникали осложнения. Сначала образование в середине 90-х годов Эстонской Церкви Константинопольского патриархата.

В 2002 году была предпринята попытка пересмотреть устав Сурожской епархии (Великобритания), возглавляемой митрополитом Антонием (Блумом). Для этого митрополитом Кириллом туда был направлен в сане епископа специально рукоположенный по этому случаю молодой Иларион (Алфеев). Изменить устав Сурожской епархии не удалось, зато удалось укоротить жизнь владыки Антония. Емубыло уже под 90 лет, и он тяжело воспринял предательство человека, который называл себя его духовным сыном. В 2006 году, спустя год после смерти владыки Антония, Московская патриархия вынуждена во избежание международного скандала выдать его преемнику епископу Василию (Осборну) отпускную грамоту, поскольку он со значительной частью епархии ушел под омофор Константинополя. Происходят постоянные конфликты с Русским экзархатом Константинопольского патриархата в Западной Европы, попытки отсудить храмы в Ницце и других городах Франции.

За эти годы ухудшились отношения с европейскими православными Церквами, прежде всего с Румынской, Элладской и Болгарской. В отношениях с румынами главная проблема – создание параллельных епархий Румынской Церкви в Молдове и Украине и неспособность договориться с румынскими Патриархами. Проблемы с Элладской Церковью острее всего обнаружились на Всемирном саммите религиозных лидеров в Москве в 2006 г., куда отказался приехать предстоятель Элладской Церкви Архиепископ Христодул. Саммит был организован лично митрополитом Кириллом. Архиепископ Христодул прислал участникам встречи письмо, в котором призвал к покаянию православные Церкви. Очень напряженные отношения сложились с Болгарской Церковью. Даже с Сербской Православной Церковью отношения осложнились из-за скандальных уходовс "хлопаньем дверью" епископа Илариона с собеседования с католиками в Равенне и недавнего такого же ухода протоиерея Николая Балашова совстречи на острове Родос, когда он увидел за столом представителей Эстонской Апостольской Православной Церкви Константинопольского патриархата. В результате на недавнем Соборе Сербской Церкви было принято специальное решение, что эти собеседования не вредят православию и необходимо в них участвовать.

За последние 15 лет достигли кризиса отношения РПЦ МП с Римско-Католической Церковью. В начале 90-х годов митрополит Кирилл предпринял несколько робких попыток отношения с католиками слегка улучшить. Когда президент Ельцин во время своего визита в Ватикан пригласил в Россию Папу Иоанна Павла II, а тот дал согласие, со стороны ОВЦС МП началось затягивание времени. Хотя Иоанн Павел IIпобывал за это время в Украине и Казахстане, но в Москву его так и не пустили.

Потом разразился скандал с образованием на территории России четырех католических епархий вместо временных апостольских администратур. Католиков обвинили в нарушении границ "канонических территорий", выслали из РФ нескольких католических священников-иностранцев и даже одного епископа.

Не менее любопытны действия митрополита Кирилла внутри России и внутри Церкви. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года были приняты два важнейших документа, подготовленных под эгидой митрополита Кирилла, - "Основы социальной доктрины" РПЦ МП и новый Устав Церкви, передающий всю полноту высшей власти от Поместного Архиерейскому Собору. Вопреки прямому запрету Поместного Собора 1988 г., был принят новый Устав РПЦ МП.

Трудно назвать успешным проведение в Москве Всемирного саммита религиозных лидеров 3-5 июля 2006 года. В нем не приняли участие, причем не по собственной воле, а по решению организаторов, по меньшей мере два религиозных лидера самого крупного калибра: Папа Бенедикт XVI и Далай-лама XIV.

Неубедительными оказались разработанные под непосредственным руководством митрополита Кирилла "Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека", принятые уже на Архиерейском Соборе 2008 года.

Невозможно обойти вниманием скандал вокруг епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана) – самое громкое событие церковной жизни в России 2008 года. Скандал в значительно мере был раскручен искусственно слишком жесткими мерами против епископа, на которых настоял митрополит Кирилл.

Теперь о многим известном эпизоде экономической деятельности митрополита Кирилла и возглавляемого им ОВЦС МП. В начале 90-х годов глава ОВЦС МП вошел в близкие отношения с правящим истеблшментом и сумел поучаствовать в дележе финансового пирога. Тогда при ОВЦС МП была создана структура "Международное экономическое сотрудничество" (МЭС). Этой структуре государством выделялись нефтяные квоты,а деньги от продажи энергоресурсов шли якобы "на восстановление храмов". Другой финансовый поток, которым непосредственно распоряжался митрополит Кирилл, – гуманитарная помощь Запада. В 1996 году разгорелся так называемый "табачный скандал". Выяснилось, что вместо гуманитарной помощи на адрес Свято-Данилова монастыря, где расположен ОВЦС МП, шел поток беспошлинных сигарет, которые в нем и складировались. Распределением квот и торговлей сигаретами занимался сам митрополит Кирилл и гуманитарный штаб, который тогда возглавлял архиепископ Калужский и Боровский Климент (Капалин). Естественно, эта "гуманитарная помощь" ни в каком виде не доходила ни до мирян, ни до простых священников. Эта финансовая операция стала достоянием гласности и, прямо скажем, не привела к росту авторитета Московской патриархии. А за митрополитом Кириллом на многие годы, если не навсегда, закрепилась кличка "табачный митрополит".

В заключение напомним один эпизод из жизненного пути будущего митрополита Кирилла, о котором он сам пишет в книге о своем учителе митрополите Никодиме (Ротове). Володя Гундяев был трудным подростком и посему вынужден был перейти в вечернюю школу. Его старший брат Николай тогда уже был рядом с митрополитом Никодимом и пристроил туда же Володю. В 9-м классе митрополит Никодим после беседы с Володей Гундяевым сказал: "Поступай в семинарию". Тот: "А как я буду поступать, когда у меня десятилеткилетки нет?" "Окончишь школу – тебя в семинарию не возьмут". Володя послушался и поступил. Проучился два года – владыка говорит: "Иди ко мне иподиаконом". "Я же семинарию не закончил!" – "Закончишь семинарию – тебя не пропустят в иподиаконы". Таким образом, митрополит Кирилл не смог спокойно закончить свое образование. Будучи иподиаконом, он начал преподавать в Ленинградской духовной академии и семинарии. Не отсутствием ли общей образовательной базы объясняются многие ошибки митрополита Кирилла, о которых говорилось выше?


[ Вернуться к списку ]



Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"


Наши партнеры:

Портал Baznica.Info
Zdravomyslie.ru Христианская книга
www.agentura.ru











Статьи партнеров: Влияние аськи на молодежь
Аренда недвижимости
Влияние социальных сетей
Домашний персонал
Исправление зрения
Автомобиль и навигатор
Дыхание природы
Секрет успеха компаний
Квартиры в столице
C чувством благодарности
Клининговые услуги
Влияние интернета
Учитывать при создании сайта
Рынок недвижимости
Рамки закона
Квартира в новостройке
Телевизоры
Прогнозы

 © Портал-Credo.ru 2002-14 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования