Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
04 июля 02:34Распечатать

Егор Городецкий. Всё Полно богов... Наш корреспондент рассказывает о шаманском фестивале на Ольхоне


Справедливость этого изречения Фалеса Милетского здесь, на Ольхоне, удивительном острове в центре Байкала, становится очевидной. Здесь в самом деле все полно богов, или, по крайней мере, их следов и проявлений. Горловое пение чаек, монотонные заклинания сусликов, стоящих столбиками возле нор, ритуальные ленточки на деревьях, "обо" – отмеченные такими же ленточками священные места на обочинах дорог – все это, кажется, возвращает тебя в те времена, когда люди поклонялись божествам "на высотах и на холмах и под всяким тенистым деревом" (4 Царств, 16, 4). Особенно впечатляет природное святилище на мысе Бурхан: двойная скала с отвесными стенками, прорезанная узкой пещерой. Это здешний "кафедральный собор", и архитектура у него вполне готическая. Многие поколения бурятов почитали это место священным: по преданию, это один из трех дворцов Хана Гхото-Баабая, царя всех шаманов. Два других его дворца, небесный и подземный, взору простого человека недоступны.

Приехавшему сразу объяснят: когда пьешь пиво или водку, непременно нужно обмакнуть в стакан безымянный палец и капнуть чуть-чуть на стол, на корень дерева или в огонь. На землю капать не стоит: получится возлияние подземным духам, а они неизвестно как отреагируют. Это называется "бурханить".

Бурханят тут все: коренные жители, как буряты, так и русские, иркутские студенты и бизнесмены, приехавшие отдохнуть с палаткой, повара и горничные в юртовых лагерях. Особенно усердно почитают духов водители: дорога, тянущаяся вдоль Ольхона, от парома к мысу Хобой, северной оконечности острова, местами идет через холмы, встречаются крутые спуски, и кое-где видны покореженные остовы машин. Все они без исключения принадлежали тем, кто не побурханил перед выездом. Или побурханил, но неправильно.

Стать шаманом нельзя, им можно только родиться. У настоящего шамана всегда есть какой-то знак на теле, "божественная отметина", свидетельствующая об избранничестве. Валентин Хагдаев, шаман из деревни Еланцы, родился с шестью пальцами на руке – типичный признак потомственного шамана. Ребенком он увидел, как на коновязи сидит большой орел-альбинос, главный дух-покровитель здешних мест, воплощение того же Хана Гхото-Баабая. Сидит спокойно, не трогается с места – видно, понял, что перед ним не просто мальчик, а будущий шаман. А еще Валентин однажды видел ящерицу, большую, размером с варана. Казалось бы, что в этом удивительного – но ящерицы, ни большие, ни маленькие, в этих местах не водятся! Вот и еще один знак избранничества. Потом и ящерица, и орел не раз являлись Валентину в снах, спасая своего избранника от злых духов. Сейчас Хагдаев защищает диссертацию по культурологии в Улан-Уде, и, конечно, помогает местным людям как может, проводит кое какие ритуалы, знакомые ему с детства. Он – шаман пятой ступени, то есть имеет право пользоваться бубном, может выходить из тела и приносить в жертву козлов и баранов. Свои возможности Валентин, как всякий настоящий профессионал, оценивает критически: одежда для камлания, необходимая на следующих ступенях посвящения, ему еще не приснилась. А пуще всего он не любит новомодных псевдошаманов, которые все чаще приезжают сюда из городов, дерзают надевать одежды, на которые не имеют никакого права, стучат в бутафорские бубны и называют друг друга бессмысленными, но громкими именами. "Мы живём в своём мирке, исполняем свои обряды в горах, никому не мешаем. Но появляются вот эти, новые…" – ворчит Валентин.

На Ольхоне всегда много туристов. Но такого наплыва местные жители давно не видели. Люди съехались на "Международный фестиваль "Вселенское путешествие шамана". В пресс-релизах, появившихся в интернете, разосланных организаторами в газеты и телекомпании, обещалось, что на Ольхоне соберутся не только бурятские шаманы, но и африканские колдуны. Однако на месте выяснилось, что никаких африканцев не будет: все участники принадлежат к российскому оккультному движению "Беловодье". Эта "эзотерическая школа" имеет филиалы по всему СНГ, проводит разнообразные семинары и тренинги, обещает своим приверженцам развитие разнообразных мистических способностей, посвящение в шаманские практики, обучение левитации, "астральному карате", "славянской тантре", "исихазму эзотерических схимников православия" и другим полезным навыкам. Ну и конечно, последователей "Беловодья" ждет результат: успех в бизнесе, повышение сексуальной привлекательности и обретение "живого учителя". В качестве "живого учителя" выступает руководитель секты – "Алтай Каган Богомудр", чьи портреты продавались в импровизированном сувенирном киоске, вместе с индийскими благовониями и китайскими колокольчиками. Его же изображение украшало и пивные бутылки – генеральным спонсором "Путешествия шамана" был Усть-Илимский пивной завод, и живительный напиток (недурного качества) лился здесь ручьями.

В тех же пресс-релизах было обещано, что женщины не будут допускаться то ли на место проведения фестиваля, то ли на какие-то особенно важные мистерии – но выполнить это условие оказалось бы очень сложно. Дело в том, что большую часть будущих шаманов составляли женщины средних лет, принадлежащие к хорошо известному типу "всегда учащихся", описанному еще апостолом Павлом (2 Тим, 3, 6-7). Мужчин среди рядовых участников почти не было, симпатичные девушки попадались, но редко. Видимо, причина такого гендерного дисбаланса в том, что организаторы пообещали всем нуждающимся возможность "найти спутника жизни". А для такого дела можно и до Ольхона добраться, и заплатить организаторам полторы тысячи рублей за участие и за аренду палатки.

Фестиваль начался. Одна из раскидистых лиственниц была выбрана в качестве "мирового древа", под ней поставили небольшого деревянного идола, а напротив сколотили из досок эстраду. Электричества на острове нет, мощная звуковая аппаратура работала от генератора на солярке. Из динамиков целый день доносились звуки "шаманских гимнов", почему-то обработанных в стиле "Отпетых мошенников", но с элементами горлового пения. По вечерам под эти звуки на эстраде происходили "данс-мистерии", подозрительно напоминавшие стрип-шоу в недорогом провинциальном ресторане (что и неудивительно – исполнителей пригласили именно оттуда). Профессиональные танцоры постепенно разоблачались и как могли изображали слияние в мистическом экстазе, а на поляне, с завистью глядя на них, пританцовывали рядовые участницы в тренировочных костюмах – им сливаться было не с кем, спутников жизни на такую ораву не нашлось.

Апофеозом "шаманской мистерии" стало хождение по углям. Развели большой костер, как следует завели публику бубнами и мантрами, потом разгребли угольки до самой земли и пустили по ней бегом искательниц просветления. Сами шаманы, впрочем, в огонь не пошли, а стояли поодаль, продолжая колотить в бубны. Практика углехождения, известная многим народам, основана на том, что между раскаленными углями и кожей образуется воздушная прослойка – но для этого нужны именно угли, а не горячая земля, и ступать по ним нужно медленно, ни в коем случае не бежать. Здесь все делали наоборот – и несчастные огнепоклонницы спустя несколько минут расходились по палаткам прихрамывая, а самые истовые – сидели на земле, демонстрируя волдыри на пятках.

Глядя на их счастливые закопченные лица, я окончательно избавился от всяких претензий к организаторам фестиваля. Люди хотели эзотерического туризма – люди получили эзотерический туризм, хоть и неважного качества. И хорошо, что ни о каких шаманских практиках, хоть сколько-нибудь похожих на настоящие, здесь не было и речи: дискотека на свежем воздухе, переходящая в вечер знакомств "кому за…", в отличие от общения с духами, есть дело совершенно безопасное, если не считать обгоревших пяток.

Впрочем, на Ольхоне мне пришлось наблюдать и подлинное камлание. В числе приглашенных на фестиваль журналистов была съемочная группа ТВС. С виду – самые обычные молодые люди, ничем не отличающиеся от простых смертных (про знаки на теле я спросить постеснялся). Но когда вечером у костра зашла речь о Киселеве – они моментально вошли в глубокий экстатический транс. Выяснилось, что Киселев ведет их по жизни, помогает во всех делах, спасает от всех напастей, является в вещих снах, и вообще – "вам этого не понять". Вот это я понимаю – настоящая эзотерика, не то что у самозваного Алтай Каган Богомудра из "Беловодья" и его последовательниц бальзаковского возраста.

Е.Г.

Байкал, остров Ольхон, июнь 2002.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования