Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
19 ноября 17:53Распечатать

Евгений Левин. ХАБАДНЫЕ СТРАСТИ. Скандалы вокруг хасидов в Израиле могут сильно аукнуться в России


Большинство интеллигентных читателей знают о хасидах и хасидизме преимущественно из книг Мартина Бубера, Эли Визеля etc. Поэтому в их представлении хасиды являются экстатичными мистиками из черты оседлости, оторванными от жизни, подобно летающим евреям Шагала.

Между тем, многие хасидские дворы, несмотря на все катаклизмы двух последних столетий, существуют по сей день, причем некоторые из них сумели обзавестись и значительным имуществом, и немалым политическим влиянием (к примеру, партия "Агудат Исраэль", имеющая своих представителей и в Кнессете, и в местных органах израильского самоуправления, контролируется несколькими хасидскими дворами).

Все это вынуждает хасидское руководство заниматься, помимо тайн горнего мира, также и вполне земными вопросами – управлением многочисленной недвижимостью, мобилизацией и вложением капитала, политическими комбинациями, борьбой за власть и влияние внутри движения, и т.д. В результате вокруг хасидских структур то и дело возникают разнообразные истории и скандалы, весьма далекие от мистического поиска.

Особенно богатой на подобные эксцессы стала нынешняя осень. Так, сразу после Грозных дней, вновь обострился старый спор вокруг одной из самых почитаемых еврейских святынь постсоветского пространства - могилы рабби Нахмана в украинском городе Умань. Рабби Нахман, эксцентричный мистик и визионер, завещал похоронить себя именно в этом городе, среди жертв чудовищного казацкого погрома. В скором времени могила праведника стала местом массового паломничества последователей и почитателей рабби.

В советские годы Умань была объявлена зоной, закрытой для иностранцев. Тем не менее, отдельные брацлавские хасиды то и дело тайно пробирались в город, чтобы помолиться на святом для них месте. Так что, в отличие от всех остальных советских граждан, местных органы были вполне привычны к виду странно одетых людей с горящим взглядом и развивающимися пейсами - ведь именно им приходилось отлавливать и депортировать нелегальных паломников. Так что не удивительно, что как только железный занавес рухнул, в Умань устремились тысячи евреев. Причем далеко не только брацлавских хасидов - так, в бытность свою министром, на еврейское Новолетие в город регулярно приезжал Арье Дери, уроженец североафриканского города Мекнес.

Естественно, столь массовое паломничество не могло быть пущено на самотек. Поэтому в 1997 году Всемирным Советом Брацлавских Хасидов был создан специальный "Международный Благотворительный Фонд имени рабби Нахмана", целью которого был заявлен "сбор средств на строительство синагоги и пантеона, где захоронен рабби Нахман".

Именно из-за строительства новой синагоги, рассчитанной на шесть тысяч молящихся, и разгорелся весь нынешний сыр-бор. Чтобы получить все необходимые разрешения, фонд обратился к фирме "Шанс", принадлежащей депутату украинского парламента Петру Кузьменко. Согласно контракту, фирма должна была заняться сбором документов, переговорами с местными властями и другими бюрократическими процедурами. За подготовку документов "Шанс" должен был получить 200 тысяч долларов.

Однако неожиданно для всех в договор был внесен неожиданный пункт: в случае несоблюдения договора со стороны фонда, "Шанс" получает право на 30 процентов от стоимости построенной синагоги – то есть сумму порядка 2 миллионов долларов. Как и зачем руководство фонда на это согласилось, никто не знает. Кое-где, естественно, прозвучало знакомое русское слово "откат", однако никаких фактов и доказательств на этот счет предъявлено не было.

Bскоре после этого фонд отказался выплатить "Шансу" оговоренную сумму, заплатив только 100 тысяч долларов вместо 200 - что, естественно, было расценено как нарушение договора. Дальнейшее было предсказуемо: представители "Шанса" обратились к украинским властям, и после длительных переговоров власти приняли решение продать собственность фонда, чтобы выплатить пострадавшей стороне предусмотренную договором компенсацию. Так что в настоящий момент главная хасидская святыня может в любой момент пойти с молотка.

Как нетрудно догадаться, самих брацлавских хасидов перспектива "приватизации" их главной святыни приводит в ужас. Поэтому они используют все имеющиеся рычаги политического влияния, дабы не допустить продажи. Главный раввин Украины Моше Реувен Асман уже встречался по этому вопросу с президентом Ющенко, главой кабинета и министром юстиции. В случае же, если продажа все-таки состоится, хасиды угрожают обратиться "в международный суд по правам человека, поскольку будет нарушена свобода совести" – хотя не очень понятно, каким образом этот суд сможет вмешаться в имущественный спор.

Скорее всего, украинские власти заходят как-нибудь сгладить этот инцидент и найдут какое-либо компромиссное решение. Однако вряд ли этот выход обойдется хасидом дешево. Отголоски же этого скандала будут витать над Уманью еще долго.

Другой хасидский скандал имел место в начале ноября в городе Ростове-на-Дону, где находится знаменитая хабадская иешива "Томхей Тмимим". Большинство студентов иешивы составляли молодые американские евреи, находившиеся в России по туристической визе. 2 ноября, в ночь с пятницы на субботу иешиву неожиданно посетила милиция, задержавшая 13 студентов, чья виза оказалась просроченной. Сутки молодые люди провели в заключении, после чего были депортированы из России.

У человека, знакомого с российскими еврейскими реалиями, эти действия милиции могут вызвать недоумение, поскольку главный раввин России, Берл Лазар, во-первых, сам является хасидом-хабадником, а во-вторых, считается человеком из близкого окружения Путина. Kазалось бы, ему ничего не стоило "прикрыть" студентов, пусть и нарушивших визовый режим. Так что в ростовском инциденте кое-кто увидел знак, что Лазар, возможно, начал терять свои позиции.

Однако люди, знакомые с подковерной борьбой внутри ХаБаДа, увидели ситуацию совершенно иначе. Ибо покровителем иешивы в Ростове является раввин Йосеф Ааронов, которого считают противником Лазара. Так что немедленно возникло предположение, что разгром ростовской иешивы был согласован с главным раввином России или даже инициирован им. В отличие от истории с "фондом рабби Нахмана", обвинителями в данном случае оказались весьма влиятельные в ХаБаДе люди. В частности, с этим обвинением выступил Мордехай-Ашкенази, раввин израильского хасидского поселка Кфар-Хабад.

В традиционном иудаизме донос нееврейским властям на другого еврея считался одним из тягчайших преступлений, а доносчиков ("мойсеров") нередко даже убивали, причем с санкции раввинов. Поэтому не удивительно, что Берл Лазар поспешил выступить с резким заявлением, в котором он категорически отверг все предъявленные ему обвинения и утверждал, что был решительно непричастен к событиям в Ростове.

Сам раввин Ааронов, судя по всему, готов согласиться с этой версией хотя бы внешне. По крайней мере, он согласился не только встретиться с Лазаром, но и сделать совместное заявление о том, что деятельность иешивы возобновится в самое ближайшее время. Однако не успели любавические хасиды перевести дух, как грянул новый скандал, на этот раз в Израиле:

"Сотрудники полиции иерусалимского округа и следователи Налогового управления арестовали сегодня днем генерального директора, его помощника, главного бухгалтера и еще одного сотрудника религиозной общественной организации "Цаирей агудат ХаБаД", - сообщает "Глобс".

Все четверо арестованных подозреваются в хищении десятков миллионов шекелей со счетов организации и укрывании от налогов доходов на сумму в несколько сотен миллионов шекелей. Кроме того, выяснилось, что организация выписывала бизнесменам фиктивные квитанции о пожертвованиях, учитываемые при налогообложении. Подобным образом, согласно оценкам, были укрыты от налогов сотни миллионов шекелей".

Поскольку следствие по этому делу находится еще в самом разгаре, то совершенно неясно, чем закончится эта история. Не исключено, кстати, что и ничем – израильская фемида помнит немало дел, начавшихся с аршинных газетных заголовков и закончившихся пшиком. И, тем не менее, нельзя исключить, что последние скандалы в Ростове и Иерусалиме свидетельствуют об определенном "нестроении" в ХаБаДе, который так и не избрал нового лидера после последовавшей в 1994 г. смерти последнего главы движения, р. Менахема-Менделя Шнеерсона.

Если это действительно так, то для русскоязычного еврейства это было бы очень плохой новостью. В настоящее время ХаБаД является ведущей силой современного российского еврейства: любавические хасиды контролируют и финансируют десятки общин, значительную часть формального и неформального еврейского образования, ряд социальных проектов.... И любые серьезные потрясения внутри движения могут иметь далеко идущие неблагоприятные последствия для российской еврейской жизни.

Так что очень хотелось бы надеяться, что все подобные скандалы останутся в прошлом. Хотя гарантировать этого никто не может. Ибо, как наглядно продемонстрировали последние события, человеческие страсти вполне могут овладеть даже такими "горними" людьми, как хасиды.

Для "Портала–Credo.Ru",
Иерусалим


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования