Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
13 ноября 15:38Распечатать

Архимандрит Аввакум. ИСЧЕЗНОВЕНИЕ КАК ФИЛОСОФИЯ ВОСКРЕСЕНИЯ. Поиск гармонии на земле бессмыслен, нам лишь приходится воочию созерцать всеразрушающую ярость времени


Ко дню памяти прп. Нестора, Летописца Печерского

Все исчезнет в этом мире, как трава и цвет в полях,
Бедный в рубе, царь в порфире, обратятся оба в прах!

Такой духовный кант-"псалму" пели странники в Почаеве, и радостный аккорд в ней, не могу не привести здесь же…

Небом должно мне пленяться, и с надеждой в Боге жить,
Верой в Бога утверждаться и с Ним в Вечном Мире быть!

Есть ли что не исчезающее в этом тленном мире? Поиск гармонии на земле бессмыслен, нам лишь приходится воочию созерцать всеразрушающую ярость времени. Но, один мудрец говорил: над чем ты будешь сосредоточивать свое внимание в течение всей жизни, там окажешься и по смерти. Зернистая мысль!

***

Ходжа Насреддин закопал клад в поле. Через год деньги понадобились. И вот он ходит по полю, нервничает, ищет, рыщет: то там покопает, то там. Знакомые его видят, смеются, розважають (укр): "Что ты, Ходжа, делаешь? Хочешь, наверное, поле ископать!" "Ищу свой клад". "А признак на местности ты какой оставил: столбец, камень, веточку, предмет какой либо, или что нибудь другое подобное?" "Да. В тот день и то время, когда я зарывал клад, над тем местом в поле стояла тень от облачка! Я решил, что этой приметы довольно. А теперь вижу, что ни клада, ни облачка нет и в помине!"

***

Проблеме вечности и преходящести была посвящена передача телеканала "Discovery". Там обговаривалась проблема, что если на контейнеры с ядерными отходами захороненные в шахтах, через пять, семь тысячелетий наткнутся наши потомки, то какую надпись, какой знак предупреждающий об опасности им оставить? Ну, если плоско и близоруко мыслить – то на современном международном английском отштамповать, надписать и забыть. Но когда этот английский стал международным? В ХХ веке, совсем недавно. А до него в моде были – французский и немецкий, латинский и греческий. Не будем строить иллюзий – все моды, в том числе и на письмена – преходящи. Наша сегодняшняя речь, наши знаки, буквы станут со временем мертвыми клинописными табличками. Их редко кто уже сможет прочесть. Память человеческая недолговечна, времена скоротекущи, знаки преходящи. То, что сегодня всем ясно, внятно и понятно, завтра будет знак, таинственность и загадка. Через каких то пару тысяч лет наши литеры-иероглифы никто не прочтет или прочитает с большим трудом. Нет памяти у смерти. Как быть? Захоронение ядерных отходов – какой предупредительный знак об опасности оставить потомкам? Вопрос остается открытым.

***

Будущий академик Дмитрий Лихачев и Юлиан Короленко, будучи в 30-е годы заключенными на Соловках, пожелали оставить надпись на валуне. Они понимали, что вряд ли выйдут отсюда живыми и посему желали оставить, хоть такую память о себе потомкам – весточку из ада концлагеря. Юлиан Короленко там и погиб. Лихачеву в жизни повезло больше, его перевели на строительство Беломоро-Балтийского канала и таким образом он остался жив. Прошло шестьдесят лет. Дмитрий Сергеевич в 90-е годы, посетивший Соловки, пошел искать тот памятный валун. Он очень хорошо и точно знал местность, помнил его местоположение. Отсчитал столько, то, сотен шагов от угловой башни, повернул сюда, повернул туда. Но огромного валуна с надписью так и не нашел. Все изменилось, и в его восприятии как пожилого человека, да и сама местность как-то обмелела, посерела, стала не той. Выросли другие деревья. Хотя камень продолжал лежать в лесу не тронутым, там, где и лежал. Его отыскали позже студенты, и фото преподнесли Дмитрию Сергеевичу.

***

9 октября 2007 г. правил похороны, у нас в Кременчуге, в Крюкове и увидел племянницу бабки Пашки (Параскевы Самсоновны Иванюк). Точно вылитая копия моей сподвижницы по 80-м годам. Воспоминания нахлынули с неимоверной силой. Земно кланяюсь ей. Сколько мы с ней выездили на похороны. Пашка, кроме того, что была певчая, еще читала Псалтирь над покойными. Был случай. В молодости она вследствие испуга стала сильно заикаться, и одна монахиня из Козельщанского монастыря посоветовала ей простой и доступный способ исцеления: учиться читать по-церковнославянски. Стала читать и странно чудо - заикание прошло. Как рукой сняло!

***

Мы, православные, на просторах СНГ – хранители славянской традиции. Только в нашей Церкви можно еще найти книги на славянском языке. Хотя в отношении сохранения традиций во мне борются два противоречивых понятия, чувства: с одной стороны, традиции необходимо хранить. А кому же тогда хранить, как не нам, православным церковникам? К протестантам зайди, там у них тщетно искать преданья старины глубокой. Не найдешь. Только, и только у нас, в Православной Церкви, можно найти, увидеть древние книги. С другой: нас, наше богослужение все меньше и меньше понимает современный мир. И вот - труднейшая задача Церкви – совместить, сочетать в себе богатство древлехранилища и модерн.

***

Открыл "Киевскую Псалтирь" 1440 года написания. Думая, что славянский я знаю довольно-таки сносно, вот почитаю! Начал читать. Эге! Еле брожу по "Псалтири!" Не читаю, а едва-едва плетусь по предложению, всматриваюсь и отгадываю почти каждое слово. Да что там слово, почти каждую букву с трудом прочитываю! Увидел там украинизм: тобе, вместо нашего обычного русифицированного церковнославянского – тебе.

***

Что говорить о Псалтири 1440 года, когда и в современном церковно-славянском языке, вследствие неизбежности смысловых потерь при переводе, да и нашей умственной косности, вкрались массы неточностей и искажений смыслов. Каждый из писателей Священного Писания: будь то древний иудей или грек, несли на страницы текста энергию своего духа, духа своего народа заключенную в знаках, символах. Подвижки духа, пульсации ментальной энергии очень различаются в разных цивилизациях, культурах, эпохах. Что хотел сказать, выразить, изобразить древний, то уже с трудом может уразуметь современный цивилизованный человек.

***

Перейдем от слов к делу. Иллюстративный материал у меня на сегодня такой: Прокимен литургии в пятницу: Господь воцарися, да гневаются людие. Правильно на еврейском: Господь воцарится да трепещут народы. Пс. 98:1.

Яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде. Абракадабра псалма. Не привожу здесь намеренно русский перевод, если у читающего есть хоть тень книжности – поищите его сами. Пс. 140:7.

В служебнике литургии Иоанна Златоустого есть молитва на Евхаристическом каноне, где ошибка кочует из столетия в столетие, многими священнослужителями читаемая и так до сих пор никем не исправленная: …Аще и предстоят Тебе тысящи архангелов и тьмы ангелов!..

Архангелов всего восемь! Какие тысячи?

Но, всегда добре гоните и друг ко другу и ко всем Солун.5:15.
Чадо Тимофее, гони правду, любовь, веру, благочестие. 1. Тим. 6:11.

Люди добрые, но, нельзя же, что бы современный человек, читая текст, извлекал из него совершенно противоположный смысл! Мало того, кощунственный. Исправление просто кричаще неизбежно: Чадо Тимофее гони правду!? Не лучше ли все-таки читать правильно: Чадо Тимофее, твори правду?

Мало того, что слово "гони" сейчас утратило свой первоначальный смысл, так оно еще сейчас является составляющим банального развязного слэнга. Я помню как у нас проводница вошла в вагон и торжественно слэнганула: "А ну, товарищи пассажиры, гоните деньги сюда!"

***

Я, помню, в Почаеве архимандрит Гермоген, когда был еще ризничим, вышел канонаршить. Ему дали минею старого тиснения, где, помню, строка была такая: "…Избави от заблуждения иноверного и бляди…" И это прямо в минее! Он вовремя усмотрел, зашел для консультаций сначала к схиигумену Димитрию на левый клирос, затем к нам, на правый, к Нестору. Какие ни были батюшки строгие хранители традиций, но слово "б...", посовещавшись, пришлось-таки вычеркнуть. Со времен Киевской Руси оно стало ругательным. Есть это слово и в Литовском "Катехизисе". Большая книга 1730 года издания. Фолиант у меня имеется в собственности, так что я прекрасно знаю, о чём говорю. Там оно часто встречается, где-то раз восемь.

***

Традиции необходимы, и соблюдение их похвально, до тех пор, пока они не вводят нас в зону нелепостей и абсурда. С другой стороны, я твердо из опыта знаю, что переходы на современные понимаемые языки в ХХ веке не вызвали такую желанную волну пробуждения религиозности, притока людей в церкви. Отнюдь нет. Были попытки в некоторых епархиях, да и сейчас есть, читать Священное Писание в храмах не на церковнославянском, как у нас принято, а на русском. Вот, думали, люди уразумеют Истину и повалят в храмы на свет простоты и ясности. Идеалисты эти жестоко ошиблись. В храмы люди приходят каждый со своим "эго", ближе к телу, сугубо личным: помолиться о здравии или о упокоении своих родных, поплакаться, ощутив в душе томяще-щемящее чувство расставания, бытия, ну там еще что-то в праздник посвятить, покрестить. И уходят из храмов "со своим" близко к телу, личным. Люди мира религию воспринимают очень и очень сугубо эмоционально, лично-чувственно. И им, простым людям, дела нет, сколько там те, древние евреи, томились в рабстве в Египте, или сколько их водил по пустыне Моисей. Это для них так же далеко и чуждо, как песок на Луне или Марсе.

***

Мы видим что сейчас и всепонятный, и всеобясняющий Библию протестантский мир, растолковывающий, разжевывающий и чуть ли не в рот кладущий, войдя, вот уже в третье тысячелетие, явно ощутил надлом в своей евангелизационной прыти. Как ни крути, ни верти – а христианская идея, Церковь - древние, как мир. И мы, верующие, в какие бы современные костюмчики с галстучками ни рядились, под стать этому миру. Или в какие бы молодежные джинсы не втискивались и хард-роковые гитары не брали в руки, все равно являемся старомодными проповедниками Вечного Евангелия. Мир людской, который во зле лежит, жаждущий калейдоскопичной быстроты смены картинок, новизны, перемен все равно инстинктивно, интуитивно распознаёт в нас чужаков, и не принимает. "В мире скорбны будете" Ев.Ин.

***

Историю, традиции свои кому-то необходимо хранить. И кому же, скажите, как не Церкви отеческой Православной? А то американские проповедники, наехавшие к нам в 90-е годы, говорили нам, славянам, что вы, мол, чуть ли не дикари, вышедшие из Брянских или Древлянских лесов, не имеющие своих духовных корней, даже своей духовной литературы, и вас надобно с нуля начинать просвещать. Масла этому подлили в огонь писатель Николай Лесков и журналист и литературный критик Алексей Суворин, сказавшие: "Русь была крещена, но не просвещена". Откуда они, люди будто бы книжные, это все выкопали? Такую нелепую мысль!

Это дало повод спекулировать проповедникам, валом нахлынувшим к нам из за границы в начале 90-х, о якобы фатальной неучености, некнижности славян. Откуда им, иностранцам, знать было о нашем великом духовном наследии, когда многие из них то и дело хвалятся, что читают только и лишь одну Библию. А святитель Филарет Московский говорил: "Я с великим подозрением отношусь к тому человеку, который постоянно хвалится, что читает одну единственную книгу. Пусть бы этой книгой была даже и Библия!" В современном информационном мире чтения одной Библии, согласимся честно, очень и очень недостаточно. Это грозит узостью взгляда на истину, фанатизмом, глупостью и тупостью. Что не преминуло подтвердиться.

***

Что славяне не знали Библии - это в действительности не так. Со времен Киевской Руси, когда тексты Писания переписывались от руки, мы имеем разрозненные образцы книг: Литургийные рукописные Евангелия, Апостол, и вышеупомянутую Киевскую Псалтирь. С приходом типографской печати, когда возможности расширились, было несколько знаменитых славянских изданий Священного Писания: Острожская Библия, Библия Франциска Скорины, Елизаветинская, и Русская в XIX веке. Мы, славяне, имеем богатейшее живое околобиблейское литературное наследие. Намеренно опуская Летописи, Жития и "Слово о полку Игореве", остановлюсь лишь на духовно-богословских трактатах и Словах. Тут и "Слово о Законе и Благодати" митрополита Киевского Иллариона, "Хождения игумена Даниила", "Слово к простой чади" Владимира Мономаха, Слово Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому, "Сказание как сотворил Бог Адама", "Беседа трех Святителей", "Слова" и "Притчи" Кирилла Туровского", и список сей можно продлить до нескольких десятков… Так что только недальновиден, некнижен и злохудожен ум может говорить, что в эпоху Киевской Руси, эпоху становления христианства, никакая духовная мысль не пульсировала в умах и сердцах наших праотец - древних славян.

Пульсировала и очень сильно.

***

Верно одно – была очень низкая грамотность населения. Да, это правда. Только монастыри были оплотом грамотности, книжности и письменности. Там же, в них, книги писались и создавались. Остальное население, за малыми и незначительными исключениями, было некнижно и "просто" умом. Так здравствуйте, а население западной Европы тех лет что, было лучше, просвещеннее, что ли? То был общий для всех уровень.

***

Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает,
В Твоем величьи исчезает,
Как в вечности прошедший миг.
Хаоса бытность довременну,
Из бездн Ты вечности воззвал,
А вечность, прежде век рожденну.
В себе самом Ты основал.

Г. Державин

***

Вечность и преходящесть постоянно противоборствуют, и человек активно включен в эту борьбу. Один ученый профессор, выступая перед широкой народной аудиторией на тему: "Вселенная, галактики, планеты", заметил, что, по подсчетам ученых, солнечная система, а вместе с нею и наша с вами Земля просуществуют еще, где-то, четыре биллиона лет. Пожилая мисс Линдстон, сидевшая в первых рядах, вся изменилась в лице, затряслась, замахала на себя веером, вся заходилась в конвульсиях, осунулась и вот-вот уже была близка к обмороку. Профессор это заметил и спросил:

– Что с Вами, леди? Может, я могу вам помочь? Может Вам воды?

– Нет, нет, что Вы? Я справлюсь сама, – отнекивалась мисс Линдстон. – Вы только, пожалуйста, повторитесь, сколько просуществует планета Земля?

– Я же внятно и членораздельно сказал: четыре биллиона лет!

– Фу! Слава Богу, от души отлегло! А то мне первый раз мне глухой послышалось – всего четыре миллиона, а я еще так многого не завершила, не доделала в своей жизни! Спасибо вам за продление срока бытия!

***

Надпись на библиотеке Нурсии: "Место, где мертвые открывают глаза живым!". Видя всюду в мире всеразрушающее торжество суеты, мы, духовные люди, не отвергая предшествующее, но черпая из прошлого духовные токи, должны всеми силами души созидать целостность своего духа, богатство своего духа, Царство Божие, которое как ясно и внятно сказал Господь наш Иисус Христос: "…не придет приметным образом и нельзя сказать: вот оно там, или вот оно здесь, но Царство Божие внутри вас есть" (Лк.17:20). Созидать его при помощи Божией есть задача, цель и дело рук наших. Вот какое самое важное в жизни делание, как мне видится, должно у нас быть. Когда после всех наших жизненных "геройских", конечно же, в кавычках, свершений неумолимо, неминуемо придёт болезнь, старость, тревоги, немощь, из которых уже будет виден простор вечности, мы должны взрастить, возгреть силу своего духа, горение, сияние Царства Божия в себе насколько, что бы не нуждаться ни в каких психологах, сиделках, посиделках возле себя. Важный момент освобождения от страданий, как учат Святые Отцы, – не привязанность к земному, тленному, скоропреходящим формам. Я часто вижу пенсионеров-старичков, не живших в духе духовном, которые то и дело скулят о прошлом, прошедшем, боясь смотреть в будущее – простор вечности. Я часто также слышу молодых говорящих: "Пока силы есть ешь, пей, наслаждайся. Так и хочется от себя добавить: "В ад попадёшь – не обижайся!" Непривязанность к уходящему, исчезающему - вот мужественная, взрослая и совершенная духовность. Если ее воспитаем, возгреем, взрастим в себе, то в старости и за ней грядущей вечности будем блаженны.

***

Непривязанность, в том числе и к славянским знакам, буквам, переходящим со временем в непонятные странные иероглифы, затем рассыпающиеся в пепел, прах, или изчезающие в мировом огне истории! А сколько тех рукописей уже сгорело и еще больше сгорит?! Так что зацепиться не за что, остановиться не на чем – все поток, течение, исчезновение.

И завершить хочу все тем же странническим кантом:
Когда заменит вечность время, глас трубный мертвых воскресит,
И Судия, Господь Вселенной, грехи мои изобличит!

Кременчуг, Украина


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования