Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
25 сентября 18:16Распечатать

Алексей Шишкин, старообрядческий уставщик. МЫ ТЕРЯЕМ КОРНИ... Первоиерарх Русской Православной Старообрядческой Церкви по своим внутренним убеждениям оказался единоверцем


За два года, прошедших после избрания Митрополита Корнилия (Титова) первосвятителем Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ), у него состоялся ряд встреч с иерархами РПЦ МП. Не претендуя на полный обзор всех этих встреч и их подробностей, попробуем проанализировать их влияние на жизнь старообрядческого сообщества. Но сначала - краткий хронологический перечень.

3 марта 2006 года прошел официальный визит делегации РПСЦ в главе с Митрополитом Корнилием в Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, где состоялась встреча с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом и секретарём Комиссии по делам старообрядных (единоверческих) приходов и по связям со старообрядчеством диаконом (ныне священником) Иоанном Миролюбовым.

Во время поездок по приходам и епархиям Митрополит Корнилий встречался с местными архиереями РПЦ МП, чего почти никогда не делал Митрополит Алимпий, зато активно начал практиковать Митрополит Андриан. Так, во время поездки в Украину, 8 июня 2006 года в Киево-Печерской Лавре, Митрополит Корнилий и местный старообрядческий епископ Саватий (Козко) встретились с управляющими делами УПЦ МП архиепископом Переяслав-Хмельницким Митрофаном (Юрчуком) (видимо, уровень предстоятеля УПЦ МП митрополита Владимира оказался для них слишком высок).

В России были встречи Митрополита с архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом (Наконечным) 6 декабря 2006 года, с архиепископом Костромским и Галичским Александром (Могилевым) 28 декабря 2006 года, с епископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским Иосифом (Македоновым) 31 августа 2007 года.

Дважды, в 2006-м и 2007 годах, Митрополит Корнилий принимал участие в деятельности международной общественной организации "Всемирный Русский Народный Собор" и даже сидел в президиуме, хотя, согласно Уставу ВРНС, это чисто конфессиональная общественная организация РПЦ МП.

Были встречи неофициальные, можно сказать, дружеские. Так, 9 января 2006 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) в 36-ю годовщину смерти своего отца, погребенного на Рогожском кладбище, после заупокойной службы в бывшем единоверческом Никольском храме РПЦ МП посетил Митрополита Корнилия в его резиденции, поздравил с праздником Рожества Христова. По сообщению официального сайта Московской патриархии, встреча прошла в духе взаимного уважения и любви.

В свою очередь, во время посещения Митрополитом Корнилием Новодевичьего монастыря 28 мая 2007 года его сопровождал митрополит Ювеналий. На Новодевичьем кладбище состоялась "неожиданная" встреча с вдовой Бориса Ельцина Наиной Иосифовной.

В отличие от своего предшественника, немало критиковавшегося за чрезмерно активные контакты с иерархами РПЦ МП, Митрополит Корнилий начал охотно встречаться и консультироваться с "техническими" сотрудниками структур патриархии. Так, 26 января 2006 года в своей московской резиденции в Рогожском поселке Митрополит Корнилий принял сотрудников ОВЦС МП Романа Силантьева и диакона Иоанна Миролюбова. "Стороны имели полуторачасовую беседу на различные темы, представляющие взаимный интерес".

О. Иоанна, бывшего поморского наставника и одного из лидеров латвийских беспоповцев, а ныне "уполномоченного" РПЦ МП по старообрядчеству, как свидетельствуют сотрудники митрополии и форум сайта "Современное древлеправославие", Митрополит Корнилий неоднократно принимал у себя в резиденции и имел с ним продолжительные беседы с глазу на глаз без свидетелей. Ни о самом факте этих встреч, ни об их содержании официальных сообщений не было.

Вместе с тем, никаких межстарообрядческих контактов, в частности, с Русской Древлеправославной Церковью (РДЦ), глава РПСЦ не поддерживает. Пока дело ограничивается созданием комиссии по отношениям с РДЦ, которая "обменивается информацией" с соответствующей комиссией РДЦ. Комиссии по отношениям с беспоповцами вообще нет. Эти направления внешнецерковной деятельности явно не являются для Митрополита Корнилия приоритетными.

Итак, каким же целям служат активные внешнецерковные контакты с РПЦ МП? Митрополит Корнилий заявляет, что "встречи проходят в сугубо деловом ключе. Решаются вопросы передачи церковных зданий, предметов, церковного обихода". На самом деле, на большинстве этих встреч речи о передаче церковных зданий и предметов не шло. А там, где и поднимались такие вопросы (во время трех встреч), результаты были невелики. Единственной удачей можно признать встречу в декабре 2005 года с архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом, который предложил передать старообрядческой общине Рыбинска здания бывшего подворья Толгского монастыря. Эти здания заняты различными юридическими лицами, а их подвалы затоплены канализацией. Хотя, по-видимому, согласие архиепископа Кирилла было решающим, процесс длился полтора года и закончился в июле 2007 года передачей второго этажа здания на правах аренды сроком на один год (!), что, по мнению протоиерея Валентина Новожилова, секретаря Костромской епархии РПСЦ, является весьма странным, так как делает бессмысленным проведение реставрационных работ. Но, как бы то ни было, община Рыбинска получила возможность начать свою деятельность.

Другие встречи были менее успешными. Полной неудачей окончились идущие около 10 лет, ещё со времён Митрополита Алимпия, переговоры о возвращении ивановским старообрядцам обманом отнятого у них местной епархией РПЦ МП храма. Несмотря на то, что глава ОВЦС МП митрополит Кирилл в течение нескольких последних лет обещал посодействовать в возвращении храма "в знак доброго отношения к старообрядцам", окончилось всё это тем, что в августе 2007 года епископ Иваново-Вознесенский и Кинешемский Иосиф на встрече с Митрополитом Корнилием категорически заявил о невозможности возвращения старообрядческого храма.

Визит Митрополита Корнилия в подмосковный Николо-Угрешский монастырь и встреча его там с наместником епископом Люберецким Вениамином (Зарицким) тоже были безуспешными. Поводом для визита послужила передача представителям РПЦ МП в Николо-Угрешский монастырь 19 декабря 2006 года из музея-заповедника Коломенское иконы-мощевика, в прошлом принадлежащего старообрядческой молельне в Коломенском. Это событие, одно из многих в череде передачи старообрядческих святынь из госфондов в храмы РПЦ МП, было болезненно воспринято старообрядческой общественностью. Результатом визита было то, что мощи не вернули, а "митрополит Корнилий от лица делегации поздравил епископа Вениамина за тёплый приём".

Зато Митрополит Корнилий постоянно подчеркивает, что между РПСЦ и РПЦ МП наладился процесс диалога. Причём "это весьма трудный процесс, который не предвещает быстрых успехов, так как между нами различия по ряду серьезных вопросов".

Здесь возникает недоумение. Насколько известно, никакого соборного решения о начале диалога с РПЦ МП, а также о том, что должно быть его предметом, в РПСЦ нет. На Освященном Соборе 2005 года не был до конца рассмотрен вопрос о церковных комиссиях, и его решили обсудить на очередном Совете митрополии. И Совет митрополии, являющийся всего лишь совещательным органом при Митрополите, в марте 2006 года принимает решение о создании комиссии по взаимоотношениям с РПЦ МП. На Совете митрополии, состоявшемся в феврале 2007 года, был заслушан отчёт этой комиссии. Вынесено решение продолжить её работу. Совершенно неясно, что это за работа и в чём заключается взаимодействие с РПЦ МП. Известно, что реальные контакты осуществляют не члены комиссии, а непосредственно Митрополит Корнилий. Им же определяется и содержание этих контактов.

Поэтому правильно говорить не о межцерковном диалоге РПСЦ и РПЦ МП, а о номенклатурном диалоге, который Митрополит Корнилий осуществляет лично и по собственной инициативе.

Глава РПСЦ часто повторяет, что его диалог с РПЦ МП ведётся не для того, чтобы достигнуть компромисса в вероучении: "Вероучительных тем мы не касаемся". Условием своей официальной встречи с Патриархом Алексием II(к которой, между прочим, противоположная сторона особо-то не стремится) он называет "начало конструктивного диалога об исторической оценке раскола и конкретных шагах по возвращении к каноническому дораскольному строю". То есть, по признанию самого Митрополита Корнилия, "конструктивный" диалог даже не начат. Изменять свою историческую оценку раскола РПЦ МП не собирается. Одновременно с дружественными заверениями иерархов, в церковной периодике прошла серия грубых и лживых антистарообрядческих публикаций. При наличии у небольшой части церковной интеллигенции интереса к древнерусской иконе, пению и благочестию, в целом РПЦ МП не только не приближается к каноническому церковному строю (в его старообрядческом понимании), но всё дальше от него удаляется.

Митрополит Корнилий уверяет, что необходимо вести диалог для возрождения культурных и духовных традиций нашего народа, для сопротивления надвигающейся глобализации. Но с этим согласны все здравомыслящие люди разных конфессий и даже внецерковные – без всякого "трудного и длительного" диалога.

Митрополит Корнилий заявляет, что существует немало сфер церковно-общественной жизни, в которых объединение усилий могло бы привести к плодотворному результату. Но социальное служение и благотворительность всегда носили конфессиональный характер. Кроме того, в современном старообрядчестве организованная благотворительность и социальное служение практически отсутствуют. В случае предполагаемого "совместного служения" РПСЦ просто ничего не сможет от себя привнести, а должна будет влиться в соответствующие кремлевско-даниловские структуры.

Не стоит забывать, что в диалог вступают две религиозные организации, далеко не равные по силам и возможностям. И по численности, и в материальном и организационном отношении, и с точки зрения поддержки властей - так сказать, "государственного статуса" - РПЦ МП гораздо сильнее. Целью иерархов патриархии в этом диалоге является, как все догадываются, не бескорыстное стремление к истине, а поглощение конкурирующей религиозной организации, все чаще воспринимаемой обществом в качестве здоровой и вполне традиционной альтернативы "казенному православию".

Все приводимые Митрополитом Корнилием обоснования диалога с РПЦ МП не могут быть убедительными. Но диалог по факту продолжается. Митрополит Корнилий заявляет, что он встречами с представителями РПЦ МП доволен, что диалог уже совсем скоро даст благие результаты. В выступлениях Митрополита Корнилия можно встретить высказывания, которые позволят нам понять, чем он руководствуется и к какой цели стремится.

Вот его высказывания во время визита в Киево-Печерскую лавру: "Мы с уважением относимся к тому спасительному делу, которое<…> совершается в Лавре. <…>Мы уверены, что пришло время засвидетельствовать миру православное единство". То есть старообрядческий Митрополит считает новообрядчество верой православной, спасительной и убеждён в необходимости единства с ним "в условиях инославной экспансии", "для сопротивления надвигающейся глобализации". Встречи с представителями РПЦ МП "помогают устранить вековые средостения непонимания, настороженности и отчуждения между нашими конфессиями" ("Интерфакс", 23 марта 2006 года).

"Но это весьма трудный диалог, который не предвещает быстрых успехов". Дело в том, что, по признанию Митрополита Корнилия, отношение замшелых рядовых старообрядцев к встречам с представителями РПЦ МП "пока настороженное". Он объясняет это тем, что "слишком сильна генетическая память о недоброжелательном отношении к старообрядцам со стороны церковной и светской власти" ("Интерфакс", 23 марта 2006 года). По-видимому, именно для "успокоения" своей старообрядческой паствы он вынужден делать заявления, что сохраняются все-таки "между нами различия по ряду серьезных духовных вопросов", что официальная встреча с Патриархом Алексием II пока невозможна.

Эти две называемые причины друг другу противоречат. Если причины разделения "различия по ряду серьезных духовных вопросов" и отсутствие "конструктивного диалога об исторической оценке раскола и конкретных шагов по возвращению к каноническому дораскольному строю Церкви", то надо признать, что они носят объективный характер. Тогда неприятие рядовыми старообрядцами диалога между РПЦ МП и Митрополитом Корнилием (потому что Церковь его на такой диалог не уполномочивала) есть следствие здравой оценки ситуации, а не какой-то биологической "памяти о недоброжелательном отношении".

Если же "вековое средостение непонимания, настороженности и отчуждения" носит лишь субъективный, психологический характер и может быть устранено в ходе встреч, то нет серьезных причин для разногласий, и тогда необходимо "засвидетельствовать миру православное единство".

Мировоззрение, которое открывается в этих высказываниях Митрополита Корнилия, можно сформулировать так: новообрядчество православно и спасительно, разделение держится только на исторических воспоминаниях о гонениях в прошлом и каких-то "генетических" предрассудках, для пользы русского народа, некое умозрительное единство которого - безусловный приоритет, необходимо срочно объединится новообрядцам и старообрядцам. Нечто подобное, кстати, новоизбранный Митрополит произнес в камеру НТВ, прямо выходя из Покровского собора с заседания, на котором его и выбрали на первосвятительствую кафедру. Но это в чистом виде идеология единоверия, синодально-миссионерской унии, возникшей в XVIII веке для "возвращения в лоно Церкви" склонной по известным причинам к компромиссу части старообрядческого купечества. Первоиерарх Русской Православной Старообрядческой Церкви по своим внутренним убеждениям является единоверцем!

Тогда становится объяснимым его тяготение к иерархам РПЦ МП, подчеркнуто почтительное отношение к ним и невосприимчивость к критике в их адрес (Митрополит Корнилий, например, категорически не допускает самой возможности существования "голубого лобби" в среде патриархийного истеблишмента). А частые встречи с бывшим поморским наставником, а сейчас "уполномоченным иереем" РПЦ МП Иоанном Миролюбовым воспринимаются как координация деятельности двух близких по духу людей и единомышленников.

Также становится понятным упорное нежелание Митрополита Корнилия прислушиваться к критическим замечаниям со стороны традиционно мыслящих старообрядцев, нежелание вступать с ними в диалог (при активном диалоге с представителями РПЦ МП), стремление просто отмахнуться от них, заклеймив "смутьянами-неофитами", "младостарообрядцами", "новыми неокружниками", а то и попытавшись наложить на них некие "прещения" по патриархийному образцу. Становится объяснимым и происходящее в РПСЦ ползучее сворачивание соборности, которой некогда славилось старообрядчество: решение общецерковных вопросах на закрытых Советах митрополии, изобретение новых изощренных правил отбора участников Освященных Соборов, строгий контроль над доступом на церковные мероприятия верных чад Церкви.

Трудно не согласиться с мнением, представленным на форуме сайта "Современное древлеправославие": "В РПСЦ сложилась смешная и одновременно страшная ситуация, когда опасность для Церкви представляют не внешние и враждебные ей люди, а её руководитель. Больше всего теперь мы боимся, что предстоятель "наделает дел". С человеком, внутренне уже вышедшим из старообрядчества, РПСЦ вообще стала непредсказуемой".

Чем это может закончиться? Постараюсь представить развитие событий по худшему сценарию - потому, что в силу ряда обстоятельств этот сценарий кажется наиболее вероятным. При этом я исхожу из анализа уже случившихся событий: номенклатурно-пропагандистское "воссоединение" с РПЦЗ(Л), силовой разгром в 90-е годы альтернативных приходов "зарубежников" и "катакомбников", продолжающаяся пропагандистская кампания по добиванию независимых "осколков" РПЦЗ, ситуация с захватом РПЦ МП старообрядческого храма в Иваново, учиненная Миролюбовым смута в Рижской Гребенщиковской общине и т.д.

На Соборе РПСЦ критики диалога с РПЦ МП оказываются в меньшинстве. Митрополит Корнилий опирается на неосведомлённость, пассивность, бездумное чинопочитание. Его поддерживает группа карьеристов-приспособленцев, стремящихся к власти любой ценой. Выиграв время, он вместе с ОВЦС МП пойдёт ва-банк, подписав от лица РПСЦ какое-нибудь подобие "акта канонического общения" и поставив старообрядчество перед совершившемся фактом. Руководители РПЦ МП и теперь уже единоверческий Митрополит Корнилий договорятся о поддержке этого объединения Кремлем, объясняя его государственными и национальными интересами. Во время всеобщего смятения из пассивных, равнодушных старообрядцев, а также оперативно прикомандированных активистов РПЦ МП сформируются "группы поддержки", и именно их власти будут воспринимать в качестве официальных представителей общин. Высшие иерархи РПЦМП не могут отказать себе в вековой, ещё со времён митрополита Филарета (Дроздова), мечте – отслужить совместную с Митрополитом Корнилием литургию в старообрядческом Покровском кафедральном соборе в Рогожской слободе.

По мере осознания массой верующих ситуации начнет нарастать сопротивление. Традиционно мыслящие старообрядцы откажутся вступать в новое единоверие, начнут объединяться, пытаясь вернуть свои храмы. Протестующих, как это видно на примере РПЦЗ, объявляют никого не представляющими смутьянами, маргиналами, "малочисленной кучкой невежественных фанатиков", и с помощью ОМОНа выбрасывают из "захваченных" ими старообрядческих храмов. Параллельно разворачивается широкая пропагандистская кампания, президент крестится двема персты, РПЦ МП рекламирует "равночестность обрядов" и финансирует различные проекты возрождения церковной старины.

Значительная часть не признавших единоверие старообрядцев проводит свои альтернативные Соборы, объединяется в независимое от РПЦ МП религиозное объединение. У них есть священники и, возможно, епископы, но нет регистрации, юридического лица и большинства храмов на территории России. Они подвергаются давлению государства и лишены нормальных условий для религиозной деятельности.

На помощь российским собратьям приходят зарубежные старообрядцы: Браиловская митрополия в Румынии, её приходы в Америке и Австралии, а также российские правозащитные организации...

На этом пока я остановлюсь и скажу, что всем верующим Русской Православной Старообрядческой Церкви надо осознать серьезность ситуации и направить на Освященный Собор таких делегатов, которые сделают приведённый здесь негативный прогноз событий невозможным.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования