Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
10 сентября 16:18Распечатать

Сергей Бычков. СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА. Будет ли закрыто дело Александра Меня?


9 сентября исполнилось 17 лет со дня трагической гибели православного священника, миссионера и богослова Александра Меня. Создается впечатление, что Генеральной прокуратуре (а именно в ее ведении находится это дело) проще было бы закрыть его. Но Закон предписывает, что в том случае, если дело об убийстве не раскрыто, то оно может быть закрыто за сроком давности лишь через 20 лет. До 2010 года остается три года.

Несмотря на то, что прошло столько лет, продолжают всплывать все новые и новые документы, нуждающиеся в осмыслении. В следственную группу, сформированную Генпрокуратурой в сентябре 1990 года, входили следователи тогдашнего КГБ и Московской областной прокуратуры. Определенное противостояние между КГБ и следователями Генпрокуратуры наблюдалось уже тогда. Вот, к примеру, цитата из письма тогдашнего заместителя председателя КГБ генерал-майора Александра Олейникова, адресованное тогдашнему заместителю прокурора Московской области Вячеславу Шульге:

"Как мы заранее сообщали следователю по особо важным делам прокуратуры Московской области т. Лещенкову И.И. за №10/4-1787 от 5.07.91, в 1984 году из уголовного дела на Развеева Б.Б. действительно были выделены и направлены в КГБ СССР для дополнительной проверки материалы в отношении Меня А.В. и Бычкова С.С. Проверкой указанных материалов занимался бывший сотрудник оперативного подразделения Комитета т. Сычев В.С. В результате проверки информация о наличии в деятельности Меня и Бычкова признаков преступлений, предусмотренных ст. ст. 64 п. "А" и 70 ч. I УК РСФСР, а также иных уголовно наказуемых деяний, подтверждения не получила. В связи с этим материалы в отношении Меня и Бычкова, выделенные из уголовного дела на Развеева, были уничтожены в установленном порядке по акту №5/4-1585 от 22.09.89.

Сведений о допросах Меня А.В. по другим уголовным делам не имеется, поскольку такой учет в органах КГБ не ведется… Информацией о религиозно-просветительской деятельности Меня А.В. не располагаем. По сведениям, полученным в Государственной ордена Ленина библиотеке им. В.И. Ленина, Мень является автором (под псевдонимом Эммануил Светлов) книг "Дионис, Логос, Судьба. Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александр", "Библия. Ветхий завет", "Вестники царства божия: Библейские пророки от Амоса до Реставрации (VIII—VI в.в. до н.э.)", изданных брюссельским издательством "Жизнь с богом" в 1972 (первая книга) и 1986 годах… Утверждения о существовании каких-либо отношений между Менем А.В. и оперативными службами КГБ СССР не соответствуют действительности."

Это письмо датировано 29 сентября 1991 года. Следственную группу, расследовавшую дело об убийстве священника Александра Меня, возглавлял тогда следователь по особо важным государственным преступлениям Иван Лещенков. Он проделал огромную работу. В том числе добился возможности и допросил полковника КГБ Владимира Сычева, о котором упоминал в письме генерал Олейников. Протокол допроса хранится в деле и является ценнейшим документом. Важно не забывать, что тогда еще существовал не только СССР, но и КГБ СССР. В то время уфимский стукач Борис Развеев, давший показания на отца Александра в 1986 году и обвинивший его в антисоветской деятельности, готовился принять священнический сан. Сегодня он является сотрудником Отдела внешних церковных связей и служит в Италии.

Насколько объективно письмо Олейникова и можно ли ему доверять? На самом ли деле сотрудники КГБ и в том числе полковник Сычев стремились помочь следствию? Насколько были они открыты и правдивы? Для сравнения приведем цитату из другого письма. Оно адресовано в ЦК КПСС и подписано лично председателем КГБ Юрием Андроповым 25 марта 1974 года. Это первое упоминание имени отца Александра в материалах КГБ: "Имеющиеся в органах госбезопасности материалы свидетельствуют о том, что Ватикан в идеологической борьбе против СССР пытается использовать возможности религиозных объединений в нашей стране. В этой связи особый интерес представляет его стремление расширить связи с Русской православной церковью (РПЦ).

Стремясь втянуть РПЦ в свою орбиту, Ватикан выступает инициатором проведения официальных межцерковных собеседований по различной тематике. Такие собеседования были проведены в 1967 г. в Ленинграде, в 1970 г. — в Бари (Италия) и в 1973 г. — в Загорске (Московская область). Ватиканские делегации, как правило, возглавлялись специалистом по СССР, кардиналом Виллебрандсом. На этих собеседованиях представители Ватикана, прикрываясь теологической фразеологией, пытались навязывать обсуждение политических вопросов.

На состоявшейся в июне 1973 года в Загорске встрече на тему "Справедливость, мир и религиозная свобода" представители Ватикана заявили, что "сейчас римская церковь не берет на себя обязательство программировать социальные структуры общества и в деле избрания той или иной формы общественных взаимоотношений полагается на христианскую совесть членов церкви". В итоговом документе они "признали" даже преимущества социалистического пути развития и правильность политики РПЦ по отношению к социалистическому государству.

Данный акт глава римской церкви Павел VI расценивает как шаг, который обеспечит ему диалог с Советским Союзом по государственной линии и будет способствовать укреплению позиций РПЦ. Учитывая веками сложившуюся антиримскую атмосферу в РПЦ, Ватикан стремится убедить ее иерархов в "обновлении" своей восточной политики, внушить им мысль о необходимости совместных усилий в деле сохранения веры. В своих выступлениях Павел VI утверждает, что "вера восточных церквей — это почти наша вера", называет католическую и православную церкви "сестрами, между которыми существует почти совершенное общение".

Этими идеями Ватикан стремится постепенно "пропитать" новое поколение духовенства, профессорско-преподавательский состав и слушателей духовных учебных заведений РПЦ, убедить их в том, что Ватикан перестал быть традиционным врагом православия. В этих целях Ватикан постоянно расширяет возможности поступления православных священников в свои учебные заведения, охотно идет на приглашение делегаций и паломнических групп РПЦ. Создавая необходимые условия для изучения жизни и деятельности католической церкви, знакомя с мероприятиями по противодействию атеизму, Ватикан делает все для того, чтобы они постепенно проникались уважением к католицизму. В результате отдельные лица из числа православного духовенства постепенно скатываются на прокатолические позиции, обвиняя руководство РПЦ в излишней лояльности к государству и неспособности "воспользоваться своим правом протеста против беззакония, творимого атеистическими силами в отношении церкви".

Группа прокатолически настроенных священников, возглавляемая А.Менем (Московская область), в своих богословских трудах протаскивает идею, что идеалом церковной жизни может являться только католичество. Указанные труды, нелегально вывозимые за границу, издаются католическим издательством "Жизнь с Богом" (Бельгия) и направляются затем для распространения в СССР."

Вряд ли Андропов внимательно проверял то, что ему писали подчиненные. Иначе он вряд ли бы употребил выражение "группа прокатолически настроенных священников, возглавляемая А.Менем". В Русской Церкви существует жесткая иерархия, и священник не может возглавлять какую-либо группу без благословения правящего епископа. Если же он занимается нелегальной деятельностью, то в условиях авторитарного государства, каким был СССР, ему грозил бы неминуемый арест. Любой из православных священников - даже в условиях советской диктатуры - мог при желании перейти в католичество. Священник Александр Мень всегда подчеркивал не только свою приверженность к православию. Он искренне считал, что в отношениях с другими христианскими Церквами не должно быть прозелитизма.

Интересно другое. Генерал КГБ Олейников пишет прокурору Шульге, что данные о книгах, издаваемых отцом Александром в Брюсселе, они получили из библиотеки имени В.И.Ленина. А Андропов еще 27 лет назад докладывал в ЦК КПСС, что отец Александр публикует свои книги за границей. Вряд ли можно предположить, что генерал Олейников и его подчиненные не знали этого факта. Более того, с их подачи он фигурировал в публикации в 1986 году в газете "Труд". Тогда уфимский стукач Борис Развеев обличал отца Александра и в том, что он издает свои книги в Брюсселе. Так что не стоит утверждать, что сотрудники КГБ на самом деле плодотворно сотрудничали со следственной группой Генпрокуратуры. Несмотря на то, что прошло столько лет, всплывают все новые факты. Остается надеяться, что следствие все же обнаружит убийц православного священника и они предстанут перед лицом правосудия.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования