Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
28 мая 16:10Распечатать

Протоиерей Игорь Шитиков (РПЦЗ, США). КАНОНИЧЕСКИЙ ПОДРЫВ. "Акт" 17 мая вносит каноническую путаницу в мир "официального православия" и может иметь силу закона только на канонической территории Московского патриархата


В последнее время много разговоров в Зарубежной Церкви ведется по поводу поминовения или непоминовения Патриарха Московского и всея Руси в наших храмах. Очевидно, некоторые батюшки считают, что непоминовение ими Патриарха, морально освобождает их от ответственности за что-то. Отметим сразу, что требование поминовения предстоятеля Церкви всеми священнослужителями этой Церкви не лежит в канонической плоскости. Каноническое требование - это поминовение каждым священнослужителем своего правящего архиерея. Именно так делается в греческих Церквях: священник поминает только своего архиерея. Это уже епископам каноны предписывают "знать первого" и поминать его.

Поминовение предстоятеля Церкви всеми клириками относится к так называемой русской традиции. Это требование записано в решениях Поместного Собора 1917-18 годов. Там говорится о том, что имя предстоятеля Русской Церкви должно возноситься за богослужениями во всех русских храмах. Таким образом, будем или не будем мы возносить имя Патриарха, с точки зрения Канонов, принципиально не важно (хотя соответствующее, обязывающее нас требование содержится в "Акте о каноническом общении", подписанном в Москве 17 мая). А вот для епископов - это очень важно, ибо епископ, не поминающий Патриарха, не признает над собой его власти.

В настоящее время Русская Православная Церковь Московского патриархата имеет только в Европе несколько епархий: Корсунская, Сурожская, Берлинская, Брюссельская, Венская. Все эти епархии были созданы в середине ХХ века руководством Московского патриархата по указанию светской власти. Каноничность этих епархий сомнительна, так как они существуют вне канонической территории Русской Церкви. Помнится, несколько лет тому назад в российской церковной печати было много шума по поводу того, что Римско-Католическая Церковь организует в России свои епархии. Говорилось, что нельзя на "нашей канонической территории" этого делать. Интересно, Венская и Австрийская епархия РПЦ МП - это тоже "наша каноническая территория"?

Правящие архиереи этих епархий не могут без согласия ОВЦС МП (международного отдела патриархии) решить ни одного серьезного, в том числе и кадрового вопроса. Исключением до недавнего времени была Сурожская епархия, но уход части ее духовенства со своим правящим архиереем под омофор Вселенского Патриарха, положил конец самостоятельной жизни оставшейся епархии, сохранившей над собой юрисдикцию РПЦ МП. Канонически было бы правильно все эти епархии упразднить, приходы, миссии и монастыри этих епархий подчинить непосредственно Патриарху, который поручит управление ими в разных странах своим викариям. Так, например, это сделано сейчас в США и Канаде. Тогда становится осмысленной деятельность ОВЦС МП, как организации при Патриархе и Синоде, осуществляющей управление этими приходами.

Но существует, очевидно, какая-то церковно-политическая причина, которая хотя и противоречит логике канонов, но выгодна руководству РПЦ МП.

В свое время зарубежной комиссии по переговорам о "восстановлении канонического единства" популярно объяснили московские сопереговорщики тот факт, что Зарубежная Церковь не может быть автономной Православной Церковью, так у нее нет "своей канонической территории". С этим действительно трудно спорить. Только непонятно, почему же мы тогда можем быть самоуправляющейся Церковью. Ведь все остальные самоуправляющиеся Церкви Московского патриархата (Украинская, Латвийская, Молдавская и Эстонская) такую территорию имеют. В этом главная двусмысленность "Акта о каноническом общении". Авторы

документа прекрасно знают, что во Вселенском православии главным является территориальный, а не национальный признак, и русский Патриарх носит титул Московского и всея Руси (по территории), а не "всех русских" - по национальности.

Не поленюсь и перечислю канонические правила, говорящие о том, что законы областной (поместной) Церкви действуют только и только на ее канонической территории. Вот эти правила:

Ап. 34 и 37

1 Всел. 4, 5, 6 и 7

2 Всел. 2 и 3

3 Всел. 8

4 Всел. 17, 19 и 28

Трул. 8, 25, 36, 38 и 39

7 Всел. 3 и 6

Антиох. 9, 16, 18, 19, 20 и 23

Лаод. 40

Карф. 11, 13, 18, 26, 34, 73, 76, 95, 98 и 120

Сардик. 3

Двукр. 14.

Для примера приведу 2-е правило 2-го Вселенского Собора полностью: "Областные епископы да не простирают своей власти на Церкви, за пределами своей области, и да не смешивают Церквей: но, по правилам, Александрийский Епископ да управляет Церквами токмо Египетскими: Епископы восточные да начальствуют токмо на востоке, с сохранением преимуществ Антиохийской Церкви, правилами Никейскими признанных: также епископы области Асийской да начальствуют токмо в Асии: Епископы Понтийские да имеют в своем ведении дела токмо Понтийской области, Фракийские токмо Фракию. Не быв приглашены, епископы да не преходят за пределы своей области для рукоположения, или какого либо другого Церковного распоряжения. При сохранении же вышеописанного правила о Церковных областях, явно есть, яко дела каждой области благоугождати будет Собор той же области, как определено в Никее, Церкви же Божии у иноплеменных народов долженствуют быти правими, по соблюдавшемуся до ныне обыкновению Отцев".

Отсюда простой вывод. "Акт" 17 мая является законом только для той части РПЦЗ, которая пребывает на канонической территории Московского патриархата. Кстати, по мнению историка Сократа, поводом к изданию процитированного правила было то, что многие епископы, желая избежать гонений, переходили из своей области в другую и тем нарушали иерархический порядок в Церкви.

Посмотрим, каким образом "Акт о каноническом общении" нарушает порядок в Северной Америке. Точнее сказать, усугубляет царящий здесь канонический беспорядок. Почти каждая поместная Церковь стремится организовать здесь свои епархии. Исторически, до 1970 года, США и Канада были канонической

территорией Русской поместной Церкви. Причем до 20-х годов прошлого столетия этот факт признавался всем православным миром. В 1970 году русская митрополия в Северной Америке получила Томос от Московской патриархии со всеми "полномочиями, привилегиями и правами, присущими Автокефальной Церкви" . Это цитата из Томоса. И еще оттуда же: "Автокефальная Православная Церковь в Америке будет иметь исключительную юрисдикцию - как духовную, так и каноническую - над всеми епископами, клириками и мирянами Восточно-православного исповедания в континентальной Северной Америке, исключая Мексику и включая штат Гавайи". За Московским патриархатом в США и Канаде остаются временно некоторые приходы, "до тех пор пока, пока эти приходы не выразят официального своего желания присоединиться к Автокефальной Церкви в Америке". Причем список этих приходов приведен в приложении к Томосу, они подчиняются непосредственно Московскому Патриарху, имея статус патриарших, и управляются одним из патриарших викариев.

Какими же каноническими правами в США и Канаде после подписания "Акта о каноническом общении" стали обладать правящие архиереи Восточно-Американской и Нью-Йоркской, Чикагской и Детройтской, Сан-Францисской и Западно-Американской, Монреальской и Канадской епархий Русской Православной Зарубежной Церкви Московского патриархата? С точки зрения Святых Канонов - никакими. Здесь действуют указы и законы поместной американской Церкви. В силу же действия "Акта о каноническом общении" между РПЦ МП и РПЦЗ создается национальная церковная структура (РПЦЗ) одной поместной Церкви (РПЦ МП) на канонической территории другой (ПЦА) со всеми правами самоуправляющейся Церкви.

С 1921-го по 1944 годы каноничность Зарубежной Церкви признавалась Константинополем, Александрией, Антиохией и Иерусалимом не в силу Указа № 362 (1920 года) Святейшего Патриарха Тихона, его Синода и Высшего Церковного Совета, о чем много писалось в зарубежной церковной литературе, а в силу того, что зарубежный центр пребывал в Югославии и находился под покровительством Сербских Патриархов. Блаженной памяти Митрополит Антоний (Храповицкий), первый Первоиерарх РПЦЗ, не носил титулов сербских городов, оставаясь митрополитом Киевским и Галицким. Хотя сербское священноначалие и не вмешивалось в дела Зарубежной Церкви, но для Митрополитов Антония и Анастасия было высшей церковной инстанцией.

В начале статьи мы уже говорили о сомнительной каноничности европейских епархий РПЦ МП. Сейчас к ним прибавятся еще по крайней мере две епархии РПЦЗ, причем мы получим две Берлинские и Германские епархии. Напомним, что ни Берлин, ни Германия не являются каноническими территориями Русской Церкви. До 20-х годов ХХ века здесь были русские приходы, которые управлялись викарием Первенствующего Митрополита Русской Церкви - епископом Кронштадтским. Никаких Берлинских, Брюссельских, Венских, Гаагских или Женевских епископов Русская Церковь не знала.

Итак, временное положение Зарубежной Церкви закончилось. Наше священноначалие решило, что пришло время соединения с официальной Церковью, в Отечестве сущей. Можно соединяться, игнорируя Святые Каноны, руководствуясь интересами национальными, политическими или государственными, помноженными на эмоции, тогда и получаются документы типа "Акта о каноническом общении", подписание которых приносят "великую радость, слезы, умиление и глубокое удовлетворение".

При этом существуют только два законных пути для будущего Зарубежной Церкви.

1. Вернуться в Россию и дать отчет будущему свободному Всероссийскомй Собору о своем временном пребывании вне канонической территории Матери-Церкви. Именно о таком будущем Зарубежной Церкви говорили Митрополиты-первоиерархи Антоний и Анастасий.

2. Другой путь. Если нет возможности следовать первым путем, то епархии РПЦЗ должны войти в состав поместных Церквей, на канонических территориях которых они находятся.

Любой другой путь должен сводится к первым двум или отметаться.

Когда Митрополит Антоний (Храповицкий) уходил из России, то он рекомендовал всем русским православным брать с собой "Книгу Правил", в которой изложены Каноны Святой Православной Церкви, и никогда с ней не расставаться.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования