Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
05 апреля 14:14Распечатать

Михаил Ситников. В ТОТАЛИТАРНОЕ БУДУЩЕЕ ВЕРХОМ НА "МОЛОДОГВАРДЕЙЦАХ". Антикультисты используют светские организации для нагнетания межрелигиозной напряженности


Когда в России произносится слово "антикультизм", то большинству из тех немногих, кто вообще понимает, о чем идет речь, становится ясно, что говорится о чем-то антирелигиозном. Об антирелигиозных убеждениях, литературе или даже кампании, хотя выглядит подобное в начале XXI века так же дико, как смотрелась бы инквизиция. Ведь культура человечества давно уже признала ценность религии как таковой во всем многообразии ее проявлений, никак не умаляя и опыта атеистического мировоззрения, которого придерживается с теми или иными поправками приблизительно половина населения планеты. Но самое интересное в этом вопросе заключается в общеизвестности того, что личная для каждого человека проблема верить или не верить, а если верить, то как, – лежит в сугубо неполитической плоскости. Разрешается проблема "верить – не верить" каждым из нас самостоятельно и только посредством образования, воспитания или интуиции. То есть располагается в области именно личного опыта – научного, житейского, религиозного и т.д. Однако наша отечественная политика не была бы ею, если не вторглась бы и в такую сугубо личную, интимную сферу, как религиозная жизнь людей. Вторглась грубо, цинично и противозаконно, как можно это позволять в отношении народа, по причине малых правовых знаний не понимающего, какой наносится ему ущерб и насколько серьезно его унижают.

Особенно ярко это проявляется в периоды кризисов, к которым можно отнести и нынешний – предвыборный. Этот кризис особенно заметно заявляет о себе в течение нескольких последних месяцев. Приближение выборов в Госдуму и разрешения вопроса с тем, кто станет президентом на этот раз, взбаламутило в стране всех. В том числе и те политические партии и группировки, которые не прочь спекульнуть на религиозном факторе, традиционно используемом в России в популистских целях. Неплохим примером этого были депутатские слушания в Мосгордуме на тему "О противодействии разжиганию религиозной розни и сектантскому движению на территории города Москвы". При этом бросалась в глаза и такая подробность, как склонность к открытому использованию религиозных аргументов со стороны "партии власти", которая и без того "раскручена" более всех. "Единая Россия", направо-налево именуемая партией президента, предоставляет ее членам и друзьям "карт-бланш" в плане отношения чиновников. Они и без того были не особо стеснительны в деле пренебрежения законностью, но сейчас получили еще большую степень вседозволенности. Никто не спорит, конечно, что стремление представителей местных администраций "усиливать" своим присутствием "партию власти" или неизменно поддерживать все ее инициативы – в традиции российского чиновничества со времен царя Гороха. Но времена меняются, и как знать, что перевесит в один прекрасный момент в глазах власти – чувство признательности за бездумные инициативы или необходимость назвать источники допущенных от особого усердия "перегибов". Опыт говорит, что отвечать за это все равно кому-то придется. В том числе отвечать и за участие организаций "Единой России"в антиконституционной кампании, которую несведущие в религиозных тонкостях принимают всего лишь за невинную "борьбу с сектами".

В связи с этим нелишне напомнить, что такой борьбой у нас формально озабочена в основном лишь одна антирелигиозная организация, известная под названием Центра религиоведческих исследований св. Иринея Лионского. К настоящему времени, метастазы Центра в разных регионах Российской Федерации объединились в новую организацию - Российскую ассоциацию центров изучения религий и сект (РАЦИРС). Цели, которые преследует РАЦИРС, формально именуются борьбой с сектами. Правда, среди них преимущественно не только новые религиозные организации, заведомо не подпадающие под определение сект, но и вполне респектабельные религии – нехристианские и христианские, включая православие, не управляемое из Данилова монастыря. Иначе говоря, РАЦИРС борется с религией как таковой, делая единственное исключение лишь для одной организации – "материнской" Московской патриархии. "Агентов влияния" этой антирелигиозной организации можно обнаружить в разных регионах страны выступающими в ВУЗах и культурных центрах, по региональным и федеральным телеканалам, в концертных залах и средних учебных заведениях.

У непосвященных может возникнуть вопрос: каким же образом в постсоветской России стал возможным такой успех антирелигиозных инициатив, какого не было даже в последние десятилетия советской власти? Ответ прост: под покровительством некоторых высоких иерархов Московской патриархии борьбой с религиозными организациями, не входящими в ее юрисдикцию занимается Александр Дворкин, именующий себя профессором и крупным специалистом в вопросах религиозного сектантства. И дело вовсе не в том, что в среде ученых-религиоведов при упоминании о Дворкине те из них, кто религиозен, нервно крестятся, а неверующие - так просто плюются. Все заключается в таком широко известном факте, как высокая материальная состоятельность "самой традиционной" религиозной организации страны. Ну, и не менее высокая готовность ее руководства к своего рода "натуральному обмену" с государственной властью: мы вам поддержку кандидатов в Госдуму и в Кремль, плюс готовую идеологию с актуальным национал-патриотическим уклоном и опорой на авторитет Православия. А вы нам – всего лишь не мешаете бороться с конкурентами на религиозном рынке, пусть это и противоречит принципам Конституции РФ, морали и прочим "тленным условностям". Ну, и обеспечиваете еще разную "мелочь", вроде передачи в собственность народного достояния с защитой ее федеральным законом и проч.

Российские чиновники отчего-то забывают, что Церковь есть Церковь. Сколько бы ее должностные лица в сане не нарушали закон Божеский и человеческий, отвечать по российскому закону придется не им. Да и не нарушают они лично ничего, потому что для этого есть антикультисты-добровольцы, которым остается лишь чуть помогать "молитвами" да копейкой. Как известно, гарантия успеха любых массовых кампаний заключается не в том, кто их инициирует, а в готовности остальных подхватывать инициативу. Поэтому и задачей №1 профессиональных антирелигиозников от РПЦ МП становится втягивание в свою борьбу против тех, кого укажет "заказчик", весьма далеких от религии людей. Начиная, впрочем, с формально не так уж далеких, как происходило это с 2005 года в противостоянии намерению кришнаитов построить в Москве культурный центр с входящим в него индуистским храмом. Понятное дело, что эту ветвь одной из древнейших восточных религий антирелигиозники сначала во всеуслышание объявили "тоталитарной сектой". Потом распустили небылицы о том, что там "пьют кровь христианских младенцев", умолчав, однако, о том, что кришнаиты – одни из наиболее активных помощников населению во время стихийных бедствий или военных конфликтов. И, конечно же, не сообщали они православным, что ветвь кришнаитов, которых антикультисты называют не иначе, как "новомодными язычниками", будут на целое столетие постарше самой Московской патриархии.

Тем не менее, яростную всенародную борьбу против последователей религии "вегетарианства и ненасилия" организовать было невозможно. Поэтому антирелигиозники обходились малыми силами – околоправославными "братчиками и гражданами" из Союза православных братств (СПБ) и Союза таких же граждан (СПГ). Результатом стал отзыв московскими властями принятого уже решения о предоставлении Московскому обществу сознания Кришны (МОСК) участка под строительство храма в Москве с отведением такового позже за пределами города (участок предоставлен только теперь - прим. ред). Но это было в прошедшем 2006 году, когда времени до выборов оставалось значительно больше и нынешней горячки еще не наблюдалось.

Зато с первых же месяцев 2007 года ситуация заметно меняется. "Церковные антирелигиозники" меняют тактику и стремятся выступать уже не как непосредственные исполнители акций, а как идеологи и консультанты тех, кто готов воспользоваться их услугами в приобретении себе очков перед выборами. Например, Санкт-Петербургское отделение молодежного движения "Наши" в начале февраля 2007 года проводит в северной столице громкую акцию против "фактического захвата города сектами". Во время нее они предпринимают сбор подписей под обращением к губернатору СПБ Валентине Матвиенко с возмущением "засильем культовых организаций в Санкт-Петербурге, подрывающих основы традиционных религий страны, порой направляющих яркие шары негативной энергии на простых горожан, помутняя их разум". Потом метят здания религиозных организаций специальной лентой, "чтобы гадина не прорвалась на улицы, оставаясь навсегда заточенной в своем логове" и оставляют на стенах надписи "Секта здесь". Вероятно, "нашисты", запамятовавшие о том, что они давно уже не ассоциируются с эпитетом "путинские", не рассчитали своих сил. Организаторы акции были задержаны милицией, а 26 февраля в суде Адмиралтейского района СПБ им пришлось признать свою вину и понести наказание.

Однако почти через месяц соратники "нашистов" - "молодогвардейцы" Саратова, проводят пикет у здания местной общины "Церкви Иисуса Христа святых последних дней" (мормонов). На сей раз антирелигиозники избрали для претворения в жизнь указаний "заказчика" более подходящих исполнителей, которыми оказалось молодежное крыло "Единой России", что обеспечивало успех почти на все сто процентов: верующим требовалось не позволить ...восстанавливать принадлежащее им здание. Лозунги тщательно продуманы: "Российскому народу – российские традиции!" и "Власть, защити традиции русского народа!". Уличное хулиганство отсутствовало, так как молодежь привлекли самую порядочную. Заблаговременно была проведена "артподготовка" саратовских антирелигиозников и т. д. Но главное - безошибочно выбран объект возможной дискриминации – ведь это протестантское движение зародилось в США. Все это позволяет говорить, что российские борцы с религией быстро учатся на своих ошибках. В отличие, кстати, от огромного количества добропорядочных россиян, за многие годы так и не научившихся вовремя уразумевать, что ими бессовестно манипулируют. Кстати, этот саратовский прецедент вполне может послужить показательным примером того, как это делается и в других случаях.

На сей раз в качестве объекта остракизма была выбрана вполне респектабельная конфессия, которая не вызывает общественных нареканий за бессмысленную роскошь, торговлю спиртным, клерикальные поползновения во власть и прочие свойства некоторых "традиционных религиозных организаций". Последователи Церкви Иисуса Христа святых последних дней, очень смахивают на наших отечественных староверов – они не курят, не употребляют спиртного и предубеждены против чая и кофе, хозяйственны, трудолюбивы, законопослушны. Но главное, во главу угла у мормонов возведен эталон христианской семьи со всеми ее принципами - супружеской верностью, почитанием старших, добросовестным воспитанием детей – словом, откровенный "домострой". Проще говоря, в отличие от некоторых других протестантов, мормоны предпочитают проповедь личным примером, нетрадиционность которого для "самой традиционной конфессии" России, нисколько не мешает их успехам. Нравственная чистоплотность, отстраненность этих протестантов от политики, но неизменный успех в честном бизнесе вызывают к ним сегодня не меньшие общественные симпатии, чем к российскому староверчеству, которого придерживалось в свое время абсолютное большинство русского купечества и промышленников. К слову, наглядной демонстрацией исторического успеха такого "социального христианства" может послужить и легендарный Солт-Лейк-Сити - "столица" мормонов, ставший одним из крупнейших культурных центров мира.

Если допустить, что организация мормонов была бы не религиозной, а просто социально-просветительской, то ее члены представляли бы собой то самое, гражданское общество, пути к которому пока безуспешно ищут светские россияне. Однако, опора на те же христианске принципы, своеобразная трактовка Писания, священного и для православных, изложенная в "Книге Мормона", делает их организацией религиозной. А значит, и невольным участником межрелигиозных отношений, которые стараниями наиболее влиятельных конфессий политизированы в России до откровенно нехристианского уровня. Поэтому, как бы ни сторонились мормоны политических дрязг, но элементарная зависть к их успеху и внимание к ним со стороны россиян, в один прекрасный момент стали кому-то поперек горла. И, начиная с 2000 года, согласно заказу "свыше", отечественные антирелигиозники приступают к окучиванию очередного "врага православия". Происходит это следующим образом.

"Религиоведы" из Центра св. Иринея Лионского в своих поездках по собственным филиалам в регионах начинают все чаще упоминать среди прочих религий о новой "тоталитарной секте". Они приписывают теперь и мормонам весь "дежурный" набор признаков от "психического зомбирования" до "крови младенцев", которыми исправно метят и другие религии. Кстати, не стоит думать, что вся эта "шизофрения" воспринимается нашим обществом и чиновниками так уж всерьез. Более-менее адекватные люди прекрасно понимают, что тот же "американский профессор" Дворкин несет полную чушь, а его саратовский эмиссар Александр Кузьмин просто отрабатывает свою зарплату. Но таковы "правила игры" в коррумпированном обществе, когда взаимозачет между участниками комбинаций ставится выше морали, здравого смысла и закона. Поэтому в 2004 году под давлением антирелигиозников, которое "смиренно поддержал" местный епископ РПЦ МП Лонгин (Корчагин), городские власти были вынуждены приостановить реконструкцию здания мормонов, которая шла уже два года. Повод в виде замечаний по строительно-сметной документации и наличию согласований найдется всегда, но к настоящему времени все, как бы, уладилось. Однако не уладилось в душах наших "православных" богоборцев. Не улегся зуд, усиливаемый удачным предвыборным моментом выполнить свои обязательства перед "заказчиком", да еще и чужими, "молодогвардейскими" руками.

И вот уже пара десятков юношей и девушек из молодежного движения "Единой России" устраивают 19 марта 2007 года упомянутый пикет у здания Церкви Иисуса Христа святых последних дней. Лидер саратовской "Молодой гвардии", Сергей Нестеров, за неимением конкретных претензий к верующим, которых в городе хорошо знают, заявляет, что "проведение мормонами таких церемоний, как "крещение мертвых" и "бракосочетание с умершими", является оскорбительными для религиозных традиций нашего народа". Понятно, что Нестерову, а может быть, и его более компетентному компаньону из профессиональных борцов с религией Кузьмину невдомек, что под столь непривычными названиями скрываются моления верующих за своих неверующих усопших. Но обоим все равно не мешало бы знать, как минимум, что вопросы, как и за кого молиться, относятся к внутренним заботам религиозной организации, вмешательство в дела которой противозаконно, а использование такого вмешательства для возбуждения религиозной розни уголовно наказуемо.

Знали бы юные "молодогвардейцы" о том, какие неприглядные цели прикрывают ими участники предвыборной возни, все обошлось бы без нелепого пикета. Но чем же тогда отчитываться ведомству Дворкина перед "крышей" из Московской патриархии по Саратову, где недавно появился новый филиал его антирелигиозного центра? Какой более экзотичный предлог могут использовать ЕР-овские вожди "молодогвардейцев" для оправдания своей государственнической позиции, кроме православно-патриотического популизма с поиском врага? И что добавлять в свой актив церковной организации, имитирующей таким образом свою общественно-политическую значимость в острый для власти момент?

Так что, дело не в вере, которая, как известно, "без дел мертва" (Иак.,2:26), что одинаково справедливо для всех – православных, мормонов или кришнаитов. Дело в банальной политической выгоде, которую преследуют "православные" антирелигиозники, что парадоксально само по себе. Заметим, что эту выгоду преследуют не верующие, а некие организации, определившие Христа наравне с юными членами "Молодой Гвардии" обслуживать свои собственные интересы. Что откровенность этого самого настоящего кощунства растет. И что происходит это в обществе, настолько часто слышащем, что его называют православным, что оно пообвыкло к тому и давно забыло, что такое православие на самом деле.

Но, если привлечение к опасной авантюре едва достигших совершеннолетия адептов "Единой России" еще можно объяснить тягой к романтике или просто непониманием, во что их втягивают, то "проколы" опытных чиновников совсем уж непонятны. Например, спустя несколько дней после упомянутого подвига "новых молодогвардейцев", 30 марта 2007 года, Cлавянский правовой центр, который наблюдает за феноменом "православного богоборчества" уже не один год, сообщил, что "антисектанты" Новосибирска с помощью доноса спровоцировали представителей власти на межрелигиозный конфликт.

Скажете, что это тоже "борьба за чистоту православия"?


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования