Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
27 марта 18:21Распечатать

Свящ. Алексий Лебедев. БОРЬБА ЗА МОЩИ. Известие о тайном вскрытии могилы св. Марии Гатчинской на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга повергло в шок своей циничностью


Известие о тайном вскрытии могилы преподобномученицы Марии Гатчинской на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга представителями Московской патриархии в понедельник 26 марта, хоть и было ожидаемо после ее местной канонизации летом 2006 года, но все-таки повергло в шок своей циничностью и нарочитой "бездуховностью".

Несколько могильщиков под предводительством председателя епархиальной комиссии по канонизации новомучеников протоиерея Владимира Сорокина и благочинного Гатчинского района протоиерея Владимира Феера раскопали могилу и выложили в приготовленный ящик найденные фрагменты мощей и монашеского облачения. А обнаружить им удалось немного. Согласно источнику в епархиальном управлении, в руки представителей МП попали череп и десная рука преподобномученицы, да элементы облачения. Все найденное увезли для освидетельствования в епархию, а могилу кое-как зарыли, не потрудившись даже привести ее в приличный вид. Видимо, очень спешили.

"Обретение" мощей не сопровождалось принятым в таком случае чинопоследованием и пением молебнов и тропарей. Может быть, это и необычно, но Санкт-Петербургская епархия не смогла самостоятельно подготовить текстов тропаря и кондака новомученицы. Дело дошло до того, что через третьих лиц представители комиссии по канонизации получили от "раскольничьей" общины преподобномученицы Марии Гатчинской РПАЦ созданные внутри нее тексты тропаря и кондака и после небольшой переделки направили их на утверждение в Москву. Ответ из Москвы пока не пришел.

Стоит напомнить, что преподобномученица Мария Гатчинская была канонизирована РПЦЗ в соборе Святых Новомучеников и Исповедников Российских в 1981 году.

Будущая святая, которую до пострига звали Лидия Лелянова, родилась в 1874 году в Санкт-Петербурге, в семье купца первой гильдии Александра Ивановича Лелянова. В начале 1890-х годов девушка заболела энцефалитом, причем в очень тяжелой форме.

В 1909 году, когда близкие уже оставили всякую надежду на чудесное выздоровление, 35-летнюю мученицу перевезли в Гатчину к старшему брату Владимиру. В 1912 году изможденную больную полностью парализовало. По прогнозам медиков, болезнь Паркинсона должна была привести к резким изменениям психики и их последствиям: раздражительности, эгоцентризму, полному разрушению личности и слабоумию.

Матушка безропотно несла свой тяжкий крест, поражая всех своей необыкновенной кротостью, смирением, покорностью, сосредоточенностью. Углубленная в постоянную молитву праведница без малейшего ропота переносила лишения, выпавшие на ее долю. Словно в награду за нечеловеческое терпение Гатчинская подвижница получила редкий дар утешения душевной тоски, уныния, печали и скорби.

В первой половине 1922 года Лидия была пострижена в монахини с именем Мария на Покровском подворье Пятогорского монастыря Санкт-Петербургской епархии архимандритом Макарием по благословению будущего Новомученика Митрополита Вениамина. После возникновения сергианского раскола матушка Мария встала на сторону священномученика митрополита Иосифа Петроградского и отказывалась признавать сергиевскую Церковь и иерархию.

В 1932 году во время очередной операции по уничтожению иосифлянского движения в Церкви святая была арестована, подвергнута пыткам в тюремной Мариинской больнице и скончалась 5/18 апреля 1932 в день своих мирских именин. Мученицу усилиями родных похоронили на Смоленском кладбище, неподалеку от часовни блаженной Ксении. До последнего времени ее могила была почитаема православными христианами.

Конечно, коммерциализация церковной жизни Московской патриархии не могла обойти стороной наличие почитаемого захоронения православной подвижницы. Тот факт, что св. Мария была "раскольницей-иосифлянкой" и не принадлежала к Святой Соборной и Апостольской Церкви, по определению почитаемого в РПЦ МП святым митрополита Иоанна (Снычева), не мог остановить одного из главных инициаторов ее канонизации протоиерея Владимира Феера. Ведь в свете последних событий, когда синодом МП святыми новомучениками были объявлены все, кто поминал патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского), Мария Гатчинская соответствовала предъявляемым требованиям. Более того, она даже была не первой из "непоминающих" митрополита Сергия, прославленных его последователями. В святцах МП присутствуют такие горячие противники курса "премудрого митрополита", как священномученики Василий Кинешемский или Алексий Воронежский, и многие другие.

Клирики Санкт-Петерубргской епархии также имеют богатый опыт "обретения" святых мощей для более "внутрицерковного" использования. Например, накануне перенесения Тихвинской иконы монахами этого монастыря было фактически разорено братское кладбище находящегося неподалеку Дымского монастыря, где под спудом хранились мощи его основателя преп. Антония Дымского. Мощи удалось найти и перенести в Тихвин, при этом кости монашествующих 15-18 веков валялись по всему бывшему кладбищу.

Столь таинственное и скоротечное выкапывание мощей св. Марии на Смоленском кладбище можно также объяснить конкуренцией за их обладание между храмами Гатчинского благочиния. Ведь на обладание святыней претендуют как центр благочиния - Павловский собор, сильный своим административным ресурсом, так и Покровский собор, бывший храм монастыря, к сестричеству которого принадлежала святая. Полемика дошла до того, что община и клир Покровского собора, во главе с его настоятелем прот Михаилом Юримским, написали прошение митрополиту Владимиру (Котлярову) с просьбой "не беспокоить" святую и оставить ее мощи в могиле. Ревность Покровской общины продиктована не только духом соперничества, но и специфическими деловыми качествами гатчинского благочинного о. Владимира Феера. Кроме того, в стенах собора регулярно проходят экуменические сослужения его клириков с представителями Католической и Лютеранской Церквей. Акт тайного вскрытия могилы, видимо, говорит о том, что административный ресурс о. Владимира пересилил историческую правду о. Михаила.

К дню преставления новомученицы в Гатчинском благочинии готовится праздник. Рака для мощей сооружена и хранится в нижнем храме Павловского собора. Скорее всего, мощи святой должны дать больший доход в церковную кружку, чем сооруженный и установленный попечением настоятеля в ограде собора памятник жертвам узников фашистских концлагерей. Духовенство готовится к очередным наградам и притоку паломников. Последним вряд ли будут рассказывать об особенностях веры святой новомученицы. До сих пор в "Покровском листке" с житием святой, который распространялся по городу, было прямо написано о том, что св. Мария не благословляла ходить православным в сергианские храмы. Издатели Листка, не мудрствуя лукаво, просто перепечатали статью из журнала РПЦЗ "Возвращение" середины 90-х годов.

Впрочем, это же диалектика. Житие подредактируют, раку посеребрят, пол в соборе покрасят. А мощи и имя святой Марии, будут привлекать православных туда, куда она при жизни боялась попасть хуже самой смерти.

Священник Алексий Лебедев, настоятель общины св. Марии Гатчинской, РПАЦ


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования