Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
14 марта 14:50Распечатать

Павел Цветков. ПРОТЕСТАНТСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В КРИЗИСЕ. ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? Необходимо прекратить "играть" в христианство


Павел Цветков - баптист, бакалавр богословия (специалист по библеистике), живет в Санкт-Петербурге

Что мы выбираем?

Когда у нас начинают болеть зубы мы, не долго думая, обращаемся к врачу-стоматологу. При этом стараемся выбрать лучшего специалиста. Мы не бежим к своему соседу дяде Ване, который двадцать с лишним лет работает сантехником, и не просим его вылечить нам зубы. В крайнем случае, мы попросим у него обезболивающие лекарство на время, пока не доедем до врача. Так же мы поступаем, если у нас сломалась бытовая техника. Мы обращаемся с этой поломкой в соответствующие службы. Причем идем в специализированные сервис-центры – туда, где занимаются ремонтом техники данной марки.

Однако, так серьезно заботясь о материальной и физиологической сферах жизнедеятельности, мы совершенно бездумно относимся к духовной и душевной стороне своего бытия. Может быть, из-за того, что эта сфера нашей жизни менее всего заметна, не столь явно "заявляет" о себе.

Люди, непосредственно связанные с нашим духовно-душевным развитием, должны быть особенными профессионалами своего дела. Ведь этих людей мы впускаем в свое внутренние пространство. Им мы доверяем и надеемся на них в моменты духовно-душевных проблем. Им мы готовы открыть наши самые потаенные внутренние переживания и мысли. От того, кто "вкладывает" в нас свои слова, советы, образ мыслей и принятия решений, зависит, на какие ценности и цели мы будем ориентироваться в жизни.

Тема, которую я хочу затронуть в данной статье, – это профессионализм российских протестантских служителей, их готовность ответить четко и ясно на вопросы и нужды паствы в реалиях сего дня.

Безусловно, среди этих служителей много весьма достойных людей, которые замечательно справляются с возложенными на них обязанностями. У таких людей есть чему поучиться. И это необходимо делать.

Оглядываясь назад и думая о сегодняшнем дне

Кто такие душепопечители в современном протестантизме? Это люди, которые заботятся о душе, условно говоря, паствы, влияют на ее формирование и наполнение – это пасторы поместной церкви, лидеры домашних групп, пресвитеры и т.д. Это те люди, которые несут Слово с церковной кафедры для того, чтобы слушатели возрастали во Христе, преображались в Его образ.

Пятнадцать или двадцать лет тому назад эта проблема вообще не стояла перед протестантскими Церквями в бывшем Советском Союзе, а если и стояла, то не так остро, как сейчас. Приходилось решать совсем другие вопросы: как выжить и сохранить дух Евангелия в тех нелегких условиях, в которые были поставлены верующие люди. Прихожане в поместных церквях прекрасно понимали, что о профессиональном душепопечении в то время не приходилось даже мечтать. Ведь в большинстве случаев в руководстве Церкви находились не освобожденные служители, которые все свое время могли бы посвящать служению Богу и своей пастве, а такие же люди, как и сами прихожане, - токари, строители, учителя, работники заводов, фабрик, колхозов и т.д. Для этих служителей найти свободное время на подготовку хорошей проповеди было несбыточной мечтой.

Прошло уже пятнадцать лет свободной возможности благовествовать. За эти годы было проведено много крупных евангелизационных собраний. Появилось огромное множество различной религиозной литературы. Открылись новые протестантские церкви, где люди могли познакомиться с новым для них и доселе неведомым миром – религиозным (а в какой-то мере и с "запретным" западным).

Люди с ощущением эйфории слушали проповедника, стоявшего за кафедрой. В головах людей рождались почти каждый день новые идеи о том, как донести Благую Весть окружающим. Появлялись христианские театры, музыкальные студии, христианские средства массовой информации. Это было время поиска утерянного духовного начала. Попытка найти поддержку в Боге, когда привычный мир рухнул, оставив людей один на один со своими страхами и проблемами.

Но постепенно отношение людей к церкви начало меняться. В последние несколько лет не заметно уже прежней эйфории. Люди теперь не столь открыты для каждой произнесенной с кафедры фразы. Более того, прихожане перестали слушать первого встречного проповедника. Начали "фильтровать" информацию, которую доносят с церковной кафедры. Верующие оценивают то, что до них пытают донести, анализируют и только после этого решают, сказать свое одобрительное "аминь" или нет. Да и восторженного желания помогать, служить в церкви у людей теперь не наблюдается.

Чем же вызвана перемена отношения прихожан к своим церквам? Не будем торопиться вешать на людей ярлыки: мол, они "жестоковыйные" и "холодные". Сперва проанализируем ситуацию.

Причина Первая

Одной из причин, которая привела к сложившейся ситуации в современной российской протестантской Церкви, является нынешнее более-менее благоприятное (по сравнению с 90-ми годами) политико-экономическое положение в стране.

Для того, чтобы понять, о чем я здесь хочу сказать, нам необходимо мысленно вернуться в то время, когда российская протестантская Церковь переживала период энтузиазма и активного желания служить со стороны прихожан и членов поместных церквей.

Это было время тяжелых испытаний и кризисов, в которые постепенно и неминуемо погружалась наша страна. Это был такой период в истории нашего государства, когда чувство безысходности и потери каких-либо ориентиров, которые могли бы вывести страну из сложившейся ситуации, переполняло все общество. В тот момент единственным "островком" некоего спокойствия являлась Церковь. Церковь, по сложившимся историческим причинам, была на тот момент, пожалуй, единственным общественным институтом, который являл собой некую непоколебимую и не подверженную изменениям времени консервативную систему. Людям требовалась "отдушина" от тех политических, экономических и просто житейских неурядиц, которые захлестнули общество. Кроме того, Церковь оказалась не только "островком" спокойствия, где можно было укрыться от всех невзгод, но и она предложила ответы на различные наболевшие вопросы и проблемы, которые существовали у людей. Церковь стала решать эмоционально-психологические, в какой-то степени и гуманитарные проблемы людей. Это был живой интерес, который люди почувствовали. Они почувствовали, что кому-то небезразличны и им действительно, по мере своих сил, пытаются помочь. Неудивительно то, что люди пошли в Церковь, пытаясь хотя бы там найти для себя некий островок спокойствия и благополучия.

Люди, заходя прямо с улицы и становясь прихожанами Церкви, почувствовав на себе результаты настоящей заботы, преображались в действительных учеников Христа, пытаясь хотя бы чем-то послужить на благо расширения Царства Божьего. В связи с этим люди принимали решение реализовывать свой внутренний потенциал в Церкви, поскольку во "внешнем" мире не было возможности или средств самореализоваться. Церковь в то время давала "потерявшемуся" человеку возможность почувствовать себя нужным хоть для кого-то (принять реальное участие в каком-либо необходимом служении), где твои искренние порывы не осудят и не посчитают их ненужными и лишними.

Последние четыре года в стране постепенно, может быть, впервые за годы реформ в России, приходит в дома людей чувство спокойствия за свое будущие. Люди начали планировать свою собственную жизнь на ближайшие пять-семь лет. Государственная корпоративистская власть получила столь долгожданный "кредит доверия" от народа. Хотя он не и настолько велик, как бы она желала.

Это, безусловно, затронуло и людей, посещающих протестантские церкви в России. Те сила и энергия, которые столь долго и планомерно люди отдавали на служение Церкви, теперь стали перенаправляться в иное русло.

Часто высказывается мнение со стороны руководителей поместных церквей о том, что люди в церкви "охладели" к Богу. Это не совсем точно. Сегодня в российских протестантских церквях чуть ли не повсеместно ощущается некое "брожение". Его следствие - незаинтересованность людей в служении в/для Церкви.

Причина Вторая

Еще одной причиной незаинтересованности людей в церковной активности является то, что люди "обожглись" во время пребывания в некоторых служениях (при церквях или от церквей).

Людям порой буквально и совершенно необдуманно (не основываясь на Священном Писании) обещали то, чего Сам Бог никому не обещал и не гарантировал. Одним из примеров этого может послужить вопрос о том, как Бог помогает верующим в решении их проблем.

Часто мы слышим от некоторых проповедников утверждения о том, что после того, как люди признают искренним сердцем своим Господа Иисуса Христа, все их невзгоды и проблемы решатся раз и навсегда. Безусловно, подобная возможность решения проблем подкупает и является весьма заманчивой. Кто не хотел бы подобного, столь легкого решения собственных забот и неурядиц? Это неминуемо порождает желание, пусть даже подсознательно, "переложить" ответственность со своих плеч на другие (в данном случае, на Бога). Я не хочу, чтобы меня поняли неправильно и предвзято - конечно, я верю, что большинство людей, считающих себя членами каких-либо поместных Церквей, поверили в Бога честно и искренно, без каких-либо меркантильных интересов. Их вера основывается на Священном Писании, на следовании заповедям Спасителя и искреннем желании возвещать Благую Весть по всей земле. Здесь я говорю несколько об ином. Необходимо понять столь заманчивое и в то же время опасное положение обещание быстрого и "автоматического" решения всех проблем Богом. Постоянное пребывание в состоянии "уверенности" и ожидания того, что Бог обязательно решит все мои проблемы, является совершенно не библейским.

После того, как человек ответил на призыв проповедующего покаяться, проходит некоторое количество время, и человек вполне искренне ожидает положительного ответа в решении его ежедневных и порой ежеминутных проблем, которые "обещал решить" Бог, по словам проповедника. Но постепенно новообращенный человек начинает замечать, что проблемы не решаются. В этот момент у человека возникает определенное недоумение. Он начинает "разочаровываться" в Боге, хотя вины Бога в этом никакой вовсе и нет. Люди по большому счету разочароваются в людях, Его служителях, которые порой несерьезно относятся к тому, что им доверил Бог. Из-за неправильной или недостаточно точной интерпретации некоторых мест Св. Писания с церковной кафедры люди в церкви попадают в западню неверного истолкования, а значит и практического применения в своей жизни текстов Библии. Из-за этого христианская жизнь у некоторых прихожан церкви не складывается такой, какой она была изложена проповедующим с кафедры человеком.

Причина Третья

Еще одной причиной меняющегося отношения людей к Церкви является их духовный рост. Духовный рост можно сравнить с физиологическим и психологическим взрослением ребенка. Когда ребенок постоянно находится в состоянии развития, его потребности и желания со временем меняются. Дети уже не хотят, чтобы их "кормили молоком", они хотят и должны перейти на твердую пищу. Не из-за того, что они стали "умными" (хотя это тоже играет свою роль), но потому что их организм вырос и требует совсем иного отношения и внимания, чем раньше. То, что вчера казалось повседневной необходимостью и обязательной частью их ежедневного рациона, теперь уже не является столь необходимым для них. Применяя эту аналогию к Церкви, надо сказать, что требования к духовным "родителям" постоянно взрослеющих прихожан точно так же меняются. Раньше за прихожанами был необходим почти ежедневный присмотр со стороны душепопечителей. Сегодня прихожане вполне самостоятельные люди, которые могут и должны позаботиться о себе самостоятельно. На сегодня почти каждый член какой-либо поместной Церкви является достаточно информированным человеком в области религиоведения и смежных науках. Каждый вполне свободно может приобрести интересующую его литературу в той области богословия, которая его заинтересовала. И теперь уже нет необходимости занимать очередь на прием к пастору, чтобы получить ответы на интересующие человека вопросы. Достаточно протянуть руку к своей книжной полке, и ответ уже найден, вполне ясный, и достаточно компетентный.

Подобные люди – начитанные и подготовленные – сегодня, нравится нам это или нет, наполняют поместные церкви. Эти люди со своими умными вопросами подходят к своим душепопечителям и "надоедают" ими, отвлекая служителей церкви от более "серьезных" дел.

Сегодня люди в Церкви ждут четких и ясных ответов на поставленные вопросы. Вопросы, на которые порой не найти однозначного и быстрого ответа. И чтобы ответить на них, возможно, потребуется весьма основательно "порыться" не только у себя в голове, но и в соответствующей литературе. Прежнее "Я за Вас помолюсь" уже не удовлетворяет людей. Во-первых, человек сам научился молиться, а во-вторых, одной молитвы бывает мало, требуется принятие решения и действия.

Люди, приходящие в Церковь и являющиеся ее членами, живут и действуют в современном обществе, прекрасно знают требования и условия жизни в нем. В условиях рыночных отношений необходимо постоянно развиваться, стремиться вперед и т.п. Эти же требования члены церкви ставят и перед церковным руководством в лице их душепопечителей. Прихожане какой-либо поместной Церкви хотят, чтобы их Церковь была успешной во всем, была лучше всех других Церквей. Люди хотят гордиться той церковью, которую они посещают. И если для этого есть хоть маломальский повод, то люди будут гордиться, уважать свою церковь и стараться еще больше делать для того, чтобы они могли дальше ею гордиться.

Если руководство какой-либо поместной Церкви не осознает реалии сложившейся ситуации и не будет меняться, постоянно развиваться, повышать свою квалификацию и т.п., то не стоит нам удивляться тому, что члены данной Церкви не замедлят уйти в другую поместную Церковь, которая, может быть, находится на другой стороне улицы. Они уйдут туда не без основательного анализа сложившейся ситуации. Наверняка до этого не один раз уже заходили к своим "соседям", чтобы посмотреть и сравнить, что это за Церковь и чем она живет.

Церковь должна быть "живой", а значит "подвижной" во всех проявлениях. Она должна быть готовой дать серьезный и компетентный ответ, высказать собственное мнение о проблемах современного общества и возможных путях выхода из сложившегося положения. Если Церковь не будет готова к этому, то не стоит ждать увеличения роста церквей, как количественно, так и качественно. Церкви в подобной ситуации придется решать другой вопрос, который постоянно стоит перед ней: "Как "удержать" людей в церкви?" Не стоит забывать о том, что мы сегодня живем в эпоху специализации, глобализации и развивающихся коммуникаций. Церковь без профессионалов своего дела, живущая сама по себе, без сотрудничества с другими церквями и обществом в целом, такая церковь не нужна никому, в том числе и собственным прихожанам. Подобная Церковь в конечном результате превратиться в обособленную, в себе самой живущую (или, точнее сказать, выживающую) систему, которую в простонародье называют не без основания "сектой".

В какую сторону необходимо направиться сегодня?

Сегодня в Церкви существует масса искусственно созданных проблем. Я не зря назвал их "искусственно созданными". Такого рода проблемы нельзя отнести к потенциально ожидаемым или "естественным" для Церкви. Эти проблемы вызывают своего рода отторжение от протестантской Церкви в России у ее же прихожан, и являются, по сути, проблемами, появившимися на свет не из-за происков лукавого, как нам хотелось бы думать. Хотя частично это, может быть, и так, но в большинстве случаев это результат непрофессионализма, отсутствия грамотного подхода к своей работе со стороны руководства и служителей протестантской Церкви в России. Под словом "профессионализм" в служении я подразумеваю необходимость иметь такие качества, как ответственность, компетентность, соответствующее образование и подготовка, высокие морально-этические жизненные принципы, которые основываются на Св. Писании, авторитетность, опыт в служении, любовь к своему делу и т.п.

Это не говорит о том, что люди, не имеющие подобных качеств или части из них, должны быть незамедлительно отстранены от занимаемых служений. Все это, конечно, приходит и проявляется со временем, но если служитель Церкви не желает развивать, а порой даже иметь эти и подобные качества в себе, то стоит призадуматься о том, занимает ли этот служитель свое место или нет. Надо обязательно помнить, что служители Церкви это не просто вольнонаемные работники. Эти люди, имеющие влияние на души людей, а значит и на то, где в вечности эти люди будут прибывать, и с этим шутить не стоит.

Как написано выше, сегодня мы живем в эпоху специализации, глобализации и повсеместного развития коммуникаций. Профессионализм и еще раз профессионализм поможет нам не оказаться за бортом корабля под названием "общественная жизнь". Профессионализм сделает нас востребованными и интересными для современного общества. Церковь - это не только один из институтов общества, но, с точки зрения рыночной системы, это еще и одна из "услуг", предлагаемых для человечества на "рынке идеологии", который сегодня переполнен различными религиозными, морально-этическими и философскими учениями. Многие учения довольно красиво представляют себя на этом "рынке". Кто-то "покупает" этот идеологический "товар" или услугу, но вместе с этой идеологией в "красивой" обертке, человек "приобретает билет" в царство тьмы и боли. Об этом нам стоит помнить.

Я не призываю нас всецело подчиниться правилам "игры" рыночных отношений, где побеждает сильнейший или, точнее сказать, хитрейший, но нам стоит кое-чему научиться. Я также не предлагаю "обернуть" христианство в "яркую упаковку". Хотя внешний вид играет не последнее место при выборе "товара". На первом месте должно стоять хорошее "качество товара". Как-то у одного известного и успешного специалиста в области рекламы спросили: "Что позволяет вашей рекламе быть успешной?" На что он ответил, что причина его успеха в превосходстве самого рекламируемого им товара над тем, что говориться о нем в рекламе.

Христианство сегодня (как и всегда) на "рынке" идеологий является нежелательным "конкурентом", которого пытаются "обойти" и даже вытеснить. Нам необходимо это понять, принять, как давно свершившийся факт и помнить об этом всегда.

Люди в Церкви без малейшего чувства стыда за Церковь из-за того, что порой происходит в ней, должны быть готовы пригласить своих неверующих друзей, родных и соседей в нее. Чистые сидения, приятная обстановка, искренне приветливые служители и прихожане, человек за кафедрой, знающий профессионально свое дело. Все это является элементами простого уважения к себе и к людям, и этому необходимо учить клир и мирян в Церкви. Необходимо прекратить "играть" в христианство, встать, встряхнуться и наконец-то начать делать свое дело так, как следует. Тогда нам не придется ломать голову над вопросом: "Как удержать людей в Церкви?" Перед нами встанет совсем иной вопрос: "Готов ли я и моя поместная Церковь к приходу гораздо большего числа новых прихожан в нее?"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования