Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
28 сентября 21:48Распечатать

Роман Лункин. ПРАВОСЛАВНЫЙ КОЛХОЗ. Преподавание ОПК в селе Белянка Белгородской области привело к попытке дискриминации в школе неправославного меньшинства


Испуг и страх перед курсом "Основы православной культуры" возникает совсем не из-за содержания самого предмета, а из-за того, как он подается в школах, а главное кто воспитывает детей в православном духе. Таково содержание большинства статей, которые появились в прессе в ходе обсуждения проблемы внедрения ОПК. Опасность конфликта, связанного с принудительным изучением ОПК, стала реальностью довольно быстро – ярким примером является ситуация вокруг Белянской школы Шебекинского района Белгородской области. Не случайно, что именно в этом учебном году во всех школах Белгородчины предмет "Православная культура" стал обязательным региональным компонентом школьной программы. Демонстрация православного благочестия, получившая безусловную санкцию власти, моментально стала неотъемлемой частью жизни каждого добропорядочного гражданина. Пример Белянского конфликта заставляет задаться вопросом: где та грань в изучении истории Церкви и православной веры, за которой любое сомнение в "Православной культуре" – путь к изгнанию?

Прежде всего, необходимо отметить, что Белянская школа является одним из образцовых учебных заведений области. Преподаватели и местный священник Александр Деревянко уже много лет сотрудничают вместе и в сфере образования, и в сфере социального служения. К примеру, школа стала инициатором осуществления социального проекта "Надежда", который предполагает создание православного уголка для занятий, духовно-просветительского центра имени митрополита Макария (Булгакова) (консультант проекта – отец Александр Деревянко), который начал свою работу в 2004 г. под руководством учительницы Татьяны Васильевны Ракши. Обоснование этого социального проекта, в частности, базируются на том, что политические изменения в нашей стране с приходом президента РФ В.В. Путина позволили более глубоко и всесторонне изучать основы православной культуры. Цель же проекта: озрождение православных традиций, их развитие и укрепление", а также "возвращение истинно справедливого отношения к отечественной истории и православной культуре". В качестве спонсоров проекта и школы выступают ООО "Экохим", ЗАО "Победа", ЗАО "Птицефабрика Белянская" и Белянское лесничество. В рамках проекта "Надежда" в Белянской школе предполагается рассказывать не только об Исааке Ньютоне и конструкторе Сергее Королеве, который жертвовал немалые средства на монастыри, но и о посещении Ельциным Псково-Печерского монастыря, а также об истории села Белянка, церковных таинствах и т.д. Особый раздел проекта посвящен "тоталитарным сектам", под которыми имеются в виду, к примеру, саентологи, Свидетели Иеговы, Церковь Христа и адвентисты. О них и о других им подобных сказано следующее: "Пользуясь любопытством, жизненными проблемами и естественной религиозностью человека, они порабощают его душу, полностью подчиняя себе его психику и волю. Общие методы тоталитарного воздействия сект на сознание своих жертв таковы: очернить прошлое человека, объявить его родителей и других родственников злейшими врагами, привить жертве чувство превосходства над всеми несектантами и агрессивное отношение к ним". Преподавание ОПК в Белянской школе стало стержнем образовательной программы. Православная культура в той или иной форме в этой школе преподается с 1998 года.

7 сентября этого года Славянским правовым центром было опубликовано сообщение, в котором администратор протестантской церкви Шебекино "Царство Божие" Ольга Зис критически отзывалась о последствиях преподавания "Православной культуры". По ее словам, после уроков детей из неправославной евангельской церкви называли "сектантами", а в рамках трудового воспитания в Белянской школе детей водили копать картошку в Воскресенский монастырь. После публикации этого сообщения последовала реакция православных активистов совсем не из Белгородчины. В защиту Белянской школы вступил администратор сайта "Наша вера" г. Долгопрудный Московской области и специалист по молекулярной биологии Иван Шукшин, который написал своеобразное опровержение со слов завуча школы Светланы Деминой. По ее словам, "Уроки Православной Культуры в этот день вообще не стояли. Наверное, стоит и в суд подать на людей, которые это распространяют. А во-вторых, мы помогали не церкви – на территории храма находится дом престарелых". Однако Демина отметила, что православную культуру дети изучают четыре раза в неделю, а помогают учащиеся не только монастырскому дому престарелых, но и птицефабрике и акционерному обществу "Победа", то есть спонсорам школы.

Попытка разобраться в Белянском конфликте привела к тому, что, во-первых, оказалось, что весь учебный процесс в сельской школе является по существу православным воспитанием учащихся, в том числе и трудовое воспитание в монастыре производится в православном духе. Во-вторых, ни один православный, защищая ОПК, не задумался о главной проблеме – как себя ощущают неправославные христиане, когда их целенаправленно называют "сектантами", которые изменили своей традиционной религии и когда школа на практике стала с 1 сентября полностью православной. Этот вопрос нисколько не волнует ни администратора сайта "Наша вера" Ивана Шукшина, ни православных родителей учащихся Белянской школы, которые уже публично обвиняют "сектантов" из евангельской церкви "Царство Божие" в том, что предмет ОПК вызвал у них страх и недовольство. Причина заключается в простом объяснении, которое дал фактический духовник школы отец Александр Деревянко в интервью "Порталу-Credo.Ru": "Никто ведь не виноват, что он родился русским, и разве это преступление называть сектанта сектантом? Разве возмущаются, когда называют тракториста трактористом? Действительно в Белянской школе учатся сектанты – дети из протестантской церкви. Когда мама девочки, которая ходит в секту – евангельскую церковь "Царство Божие" – обратилась в дирекцию школы, то дети стали ходить на трудовое воспитание по желанию… К примеру, возьмите евангельскую секту "Царство Божие", которую посещает Ольга Зис, возьмите любую подобную секту. Эти секты появились на волне разложения нашей страны и нашего государства. Надо познакомить сектантов с тем, как жили наши предки. Скажите пожалуйста: какое отношение имеет любая евангельская секта к Куликовской битве? Никакого". В данном случае отец Александр Деревянко высказывается вполне как почитатель (каковым он и является) газеты "Русь православная", авторы которой известны своими жесткими антисемитскими и антисектантскими заявлениями.

Травля и обвинения в адрес "сектантов", которые вдруг испугались преподавания "Основ православной культуры", именно в Белгородской области не случайны. Именно в этом регионе областная власть наиболее активно поддерживает епархию РПЦ МП в рамках идеологии земского движения. В июне во всех школах в обязательном порядке был введен предмет "Православная культура", а в сентябре этого года Белгородская епархия РПЦ МП объявила о том, что все приходы области подписали с главами муниципалитетов по месту своего нахождения "протоколы о совместной деятельности". Столь масштабной государственной поддержки у православия нет ни в одном регионе России. Однако конфликт с "сектантами" возникает не из-за самого белгородского учебника "Православная культура", где говорится о том, что "феномен русского православия заключался в заложенной изначально добровольности принятия веры и ее терпимости к другим религиям" (пособие для 5-6 классов). Такое впечатление, что это ощущение власти пробуждает неведомую и диковатую православную силу, которая в постсоветское время воплощается в православный колхоз, где не место людям другой веры. Парадокс ОПК в том, что самый добрый и безобидный учебник возбуждает волю к власти, а при абсолютном сращивании власти и Церкви, как это происходит на Белгородчине, приводит к православной коллективизации.

Роман Лункин,
"Портал-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования