Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
20 сентября 14:05Распечатать

Пастор Дмитрий Зенченко. ЧТО ПРОИСХОДИТ В РОССИЙСКОМ ЛЮТЕРАНСТВЕ? Лютер не по вкусу многим современным лютеранским фундаменталистам. Он слишком либерален. Продолжение. Часть 2


Начало здесь.

Любой трамвай - гильотина, каждый третий целится вслед

"Господин Шпрингер довольно сносно говорит по-русски. Но то, что он говорит на этом языке далеко от лютеранства и декларируемой им идеи якобы лютеровской Реформации" (К. Андреев).

"Но что бы ни было, само лютеранство – не этнорелигиозное гетто, а Церковь, открытая для всех, как и должно любой иной христианской Церкви. И новая ЕЛЦР позиционирует себя, исходя из этого, как полиэтническая" (В. Солодовников).

Читатель, доверяющий заявлениям сегодняшних основателей ЕЛЦР, может предположить, что пасторам К. Андрееву и Д. Соболеву не давали проповедовать на русском языке в ЕЛЦИР, что В. Пудов в ЕЛЦ не имел возможности посещать богослужения на русском языке в московском соборе свв. Петра и Павла. На самом деле ЕЛЦ и ЕЛЦИР не являются "этнорелигиозными гетто". Официальный печатный орган ЕЛЦ – журнал "Вестник" - еще в 1993 году вышел под заголовком "Русская или немецкая (церковь – Д. З.)? Русская и немецкая!". Такая же полиэтничность свойственна и ЕЛЦИР. Это полиэтничность с безусловным доминированием русского языка. Богослужения в общинах ЕЛЦ, как правило, совершаются на русском языке русскими пасторами. Как я упоминал, из студентов семинарии ЕЛЦ лишь один владеет немецким языком (вероятно, в семинарии ЕЛЦИР с владением финским языком дело обстоит не лучше) – и это показательно. Сам В. Пудов отмечает: "Я русский, но не чувствую себя среди российских немцев чужим. Процесс русификации уже идёт полным ходом и на постсоветском пространстве. В Казахстане избран, к примеру, русский епископ. В Таджикистане в общины ходят и русские, и таджики. Лютеранская идея стала привлекательной" (В. Пудов). Богослужения в российских общинах ЕЛЦ и ЕЛЦИР уже давно совершаются в основном по-русски (в Грузии, например, – по-грузински), хотя также и по-немецки, и по-фински (в приходах ЕЛЦИР), и даже по-шведски – на тех языках, которые являются родными для прихожан. В настоящее время нет никакой необходимости разрушать единство полиэтнических Церквей для того, чтобы создать еще одну полиэтническую церковь.

"В своем интервью по поводу создания российской лютеранской церкви господин Зенченко заявляет: "Создаваемая Пудовым новая лютеранская структура не будет воспринята серьезно". Хочется задать вопрос - что такое серьезность в понимании Зенченко" (К. А. там же).

В первую очередь мой ответ относился к поставленному вопросу: "Как Вы считаете, может ли создание ЕЛЦР осложнить отношения между российскими лютеранами и РПЦ МП?". Ранее мы могли наблюдать, как отнеслись представители РПЦ МП к другой новообразованной лютеранской структуре в Сибири (СЕЛЦ – Сибирская Евангелическо-Лютеранская Церковь): "Скорее, сами люди, входящие в структуру господина Лыткина, а также их западные покровители нуждаются в христианском просвещении, если они решили претендовать на миссию среди народа с тысячелетней христианской традицией... эти церкви не достигли большого успеха в своей миссии, продолжая тем не менее декларировать миссионерскую деятельность ради привлечения спонсорских средств из-за рубежа..." (прот. В. Чаплин. Другими словами, есть причины сомневаться в признании Московским патриархатом новообразованных ЕЛЦР и СЕЛЦ Церквями, представляющими традиционное российское лютеранство.

"Наша задача – стать нормальной традиционной протестантской Церковью, с которой и православные смогут безо всяких препятствий поддерживать отношения" (В. П.там же).

Отмечу еще одно обстоятельство. Исторические лютеранские церкви России (ЕЛЦ и ЕЛЦИР) сохраняют т. н. "апостольское преемство", с жесткой критикой учения о котором выступил пастор Андреев в статьях "Ползучая контрреформация..." и "Суксессиональное пленение" лютеранской церкви". Но ни ЕЛЦ, ни ЕЛЦИР не считают "апостольское преемство" обязательным признаком легитимности Церкви. Такое учение свойственно скорее СЕЛЦ, и это одно из обстоятельств, препятствующих поставлению пастора этой также недавно образованной Церкви В. Лыткина во епископа. ЕЛЦ и ЕЛЦИР подчеркивают желательность "апостольского преемства", но не его необходимость. Отсутствие "апостольского преемства" в ЕЛЦР не прибавляет шансов на какое-либо признание со стороны тех Церквей, для которых этот вопрос имеет принципиальное значение.

На признание серьезности намерений ЕЛЦР не приходится рассчитывать и со стороны лютеранских Церквей (разве что за исключением таких же новообразованных и имеющих фундаменталистскую направленность – например, СЕЛЦ или ЕЛЦ "Согласие"). Отличительной особенностью религиозного фундаментализма является противопоставление правоверия небольшой группы истинно верующих отступничеству и "либерализму" окружающего конфессионального мира. Основатели ЕЛЦР всячески подчеркивают ортодоксальный характер своей структуры:

"Это "немецкий протестантизм Шпрингера" и в этом вся трагедия теперешней немецкой церкви в России - влияние второсортных проповедников и теологии упадничества и либерализма, которая захлестнула церковь как болотная жижа захлестывает голову попавшего в нее резвого коня и потопляет его" (К. А., там же).

"...Мнение Всемирной Лютеранской Федерации, хотя для нас и очень важно, но не является для нас решающим. Мы сами будем решать, кому и как нам молиться и какие организации создавать" (В. Пудов. Президент Синода вновь образованной лютеранской Церкви России требует извинений...).

ЕЛЦР предпочитает игнорировать мнение ВЛФ (Всемирная Лютеранская Федерация), являющейся содружеством более 94% лютеранских Церквей мира. Действительно, верность богооткровенной истине не определяется большинством голосов; единственная причина, которой мог бы быть оправдан раскол, должна носить вероисповедный характер – и это можно было бы понять. Как мы увидим далее, и в этом отношении заверения организаторов ЕЛЦР не могут быть восприняты сколько-нибудь серьезно.

And every day the paper boy brings more

"О каких таких скандалах идет речь?" (К. А., там же.)

Организаторы ЕЛЦР и ранее пытались играть на чувствах ортодоксальных лютеран, провоцируя раскол в российской лютеранской среде. В апреле 2004 года К. Андреев, в то время – пастор ЕЛЦИР, выступил с публичными заявлениями и угрозами в адрес ЕЛЦ и ее Теологической семинарии на крупнейшем российском христианском интернет-форуме диакона Андрея Кураева. Он обвинил семинарию ЕЛЦ в "преподавании сатанизма" и выразил уверенность в том, что "это средоточие ереси и нечистоты будет разрушено" (К. Андреев. (Поскольку сообщение было удалено, текст Андреева привожу по письму ректора семинарии ЕЛЦ Р. Блюмке Епископу ЕЛЦИР А. Кугаппи и Главе СЛЧ в США, в переводе с английского – Д. З.). В "извинительном" письме, адресованном руководству семинарии, К. Андреев утверждал, что под своими "могущественными друзьями", которые помогут ему разделаться с семинарией ЕЛЦ, он имел в виду Отца, Сына и Св. Духа. Вместе с извинениями в письме Андреева содержались и новые необоснованные обвинения. Хотя пастор Андреев выступил с обличениями на публичном форуме, эти "извинения" (если можно так их назвать) на том же форуме или на сайте СЛЧ мы не увидим. Тем не менее, попытка поссорить ЕЛЦ и ЕЛЦИР не удалась.

С течением времени размах нынешних организаторов ЕЛЦР расширялся. 5 июня 2004 г. СЛЧ объявило о создании всероссийского лютеранского цензурного и инквизиционного органа – "Российского лютеранского центра по мониторингу СМИ и общественного мнения": "В собрании (учредительном собрании Центра – Д. З.) приняли участие представители Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии, Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской части России (ЕЛКРАС), а также Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церкви... Осуществление оперативной работы Центра (при согласовании с участниками рабочей группы в Петербурге и других городах посредством Интернет- и теле- конференций) будет осуществлять в Москве, используя административные ресурсы ЕЛЦЕР, ЕЛЦИ и организации "Служение Лютеранского Часа" <...> Центр возлагает на себя ответственность пресекать все формы некорректной или заведомо ложной информации о российских лютеранах и лютеранстве в целом всеми доступными законными способами, вплоть до апелляции в судебные органы <..>. Центр обращает внимание российской общественности, прессы, властей и представителей других российских религиозных конфессий, что термин "протестант" в его историческом контексте возможно применять лишь к лютеранам и реформатам. Обозначение иных конфессий возможно словами "неопротестант" или прямо по названию конфессии (баптист, пятидесятник, адвентист седьмого дня и т.д.)" (Заявление "Российского лютеранского центра.... Среди целей Центра значилось "формирование идеалов "патриотичного протестантизма" в России", а также "проведение мероприятий, в том числе публикации материалов в светской и религиозных СМИ, направленных на изменение доминанты в среде протестантски настроенной российской аудитории с баптистско-пятидесятнической на лютеранскую".

Немедленно выяснилось, что далеко не все из перечисленных "учредителей", среди которых были названы члены ЕЛЦИР, ЕЛЦ ЕР, а также СЕЛЦ, знают о своем участии в образовании Центра. "Никаких документов о работе форума руководству ЕЛЦ ЕР не передавалось... никто из официальных представителей ЕЛЦ ЕР в работе форума участия не принимал". Даже СЕЛЦ сочла нужным высказаться относительно организации Центра: "По поручению руководства СЕЛЦ информируем посетителей нашего сайта, что официальные представители СЕЛЦ не присутствовали на этом собрании и не подписывали никаких документов" (http://www.lutheran.ru/news_archive.shtml?year=2004&month=June). Этот скандал, инспирированный нынешними основателями ЕЛЦР, нанес тогда ЕЛЦ и ЕЛЦИР значительный моральный ущерб, что отмечали и сторонние обозреватели (напр.: А. Зайцев. Обзор СМИ. Одновременно с этим "подарком" от СЛЧ традиционным лютеранским Церквям последовали и другие. С течением времени была обнаружена раскольническая политика СЛЧ в самой ЕЛЦИР. В конце концов, духовное руководство ЕЛЦИР официально заявило о разрыве отношений ЕЛЦИ и СЛЧ на Северо-Западе (с примечанием "Церковь Ингрии не несет ответственности за деятельность как упомянутой организации, так и вышеозначенных ее руководителей" (Церковь Ингрии, № 2, 2005). Спустя некоторое время пастор К. Андреев был запрещен в служении: "Синодальный Совет решением от 5 декабря 2005 года освобождает пастора Константина Андреева от должности исполняющего обязанности настоятеля Евангелическо-лютеранского прихода Святого Иоанна (г. Москва). Синодальный Совет запрещает Константина Андреева в пасторском служении с 5.12.2005 года на два месяца... Синодальный Совет направляет письмо в адрес Правления LLF Уолту Винтеру и Президенту ELCMS Дж. Кишнику о позиции ЕЛЦИ по отношению к работе директора Российского Служения Лютеранского Часа" (Официальный сайт ЕЛЦИР.). К. Андреев не пожелал претерпеть церковное взыскание и вышел из ЕЛЦИР.

"Меня и моих единомышленников объединяет здравый консервативный конфессионализм" - заявляет В. Пудов. ЕЛЦ и ЕЛЦИР являются конфессиональными (то есть основывающими свою духовную деятельность на учении, выраженном в Св. Писании и лютеранских вероисповедных документах) Церквями, что отражено в их Уставах. Нужно осознавать, что при образовании новых лютеранских Церквей речь идет не о здравом консервативном конфессионализме, но о выделении в отдельную группировку фундаменталистского течения в российском лютеранстве. ЕЛЦ и ЕЛЦИР являются силами, обеспечивающими умеренный характер российского лютеранства. В обеих Церквях сегодня мирно сосуществуют и близкие к фундаментализму, и более либеральные общины и пасторы. Опыт церковной жизни показывает, что выделение фундаменталистского крыла способствует выделению и крыла либерального. Как мы могли не так давно наблюдать, принятие практики благословения однополых пар (навязанной государством) в Церкви Швеции произошло лишь после самовыделения шведских лютеранских фундаменталистов в отдельную "Миссионерскую провинцию". Баланс был нарушен, что привело к образованию не только фундаменталистской, но и либеральной Церквей. Я с трудом могу представить, как озабоченный будущим российского лютеранства христианин может искренне говорить о пользе образования новых лютеранских структур в России.

"Господин Зенченко... заявляет: "Существуют Церкви, которые в России действуют не одно столетие - Евангелическо-Лютеранская Церковь и Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии"... Претензии руководства этих структур на историческую преемственность с точки зрения российского закона столь же обоснованны, как и претензии новой Евангелическо-Лютеранской Церкви России на ту же преемственность" (К. А., там же).

Прекращение официальной деятельности Церкви не означает, что такая деятельность не продолжается подпольно – многие общины ЕЛЦ и ЕЛЦИР продолжали существовать и сохраняли веру в период гонений советского времени. Об этом знает даже Пудов: "К началу 90-х годов прошлого столетия в России насчитывалось порядка 200 лютеранских общин и групп, как имевших государственную регистрацию, так и не имевших ее, в основном на территориях Омской, Волгоградской областей, Алтайского края" (В. Пудов. Там же)).

Чтобы понять, насколько смешны претензии новообразованных структур (ЕЛЦР и СЕЛЦ) на историческое преемство традиции российского лютеранства, обратимся к самой истории. Со времени конституирования ЕЛЦ в России в 1832 г. (а фактически - еще за сто с лишним лет до того, с образованием Юстиц-коллегии Лифляндских, Эстляндских и Курляндских дел) ЕЛЦИР входила в ее состав как два ингерманландских пробства - восточное и западное. Начиная с 1917 г. под лозунгами национально-культурной автономии ингерманландцев начал формироваться "Синод финских общин". Но надежды на ингерманландскую автономию не оправдались, последовало несколько волн репрессий и против финнов, и против немцев. В результате переселений 1930-х годов ингерманландцев в Ингрии осталось ничтожное количество и церковная жизнь пришла в упадок, хотя и продолжалась нелегально. После распада СССР и возобновления официальной деятельности ЕЛЦ и ЕЛЦИР общей для этих Церквей была радость по поводу возрождения лютеранских общин - как немецкой традиции, так и финской. Пасторы ЕЛЦ служили в приходах ЕЛЦИР и наоборот. Первый постсоветский епископ ЕЛЦИР Лейно Хассинен и епископ ЕЛЦ Георг Кречмар (сменивший в 1994 г. еп. Калныня) в 1994-1995 гг. готовили воссоединение Церквей. С переходом в ЕЛЦИР некоторых активных церковных служителей из печально известной раскольнической и нелегитимной "Единой ЕЛЦ России", основанной Й. Баронасом, в ЕЛЦИР возникло движение против воссоединения с ЕЛЦ и за переориентацию зарубежных контактов с "либеральной" церкви Финляндии на "консервативную" американскую церковь Синода Миссури. Однако в настоящее время ЕЛЦ и ЕЛЦИР воспринимают себя как восполняющие друг друга, родственные Церкви, вместе составляющие ту самую единую когда-то ЕЛЦ в России, что прямо отражено в признанных Российским государством Уставах этих Церквей. На этом фоне усилия отцов-основателей новообразованных ЕЛЦР или СЕЛЦ получить положение, равное исторически определившемуся положению ЕЛЦ или ЕЛЦИР, выглядят комически.

ЕЛЦ и ЕЛЦИР серьезно обдумывают свое скорейшее воссоединение. Существование нескольких лютеранских Церквей на одной территории – принцип, неизвестный ранним лютеранам. Когда раскольнический дух все же давал себя знать, лютеране всегда очень жестко пресекали такие попытки. Правило, которого придерживаются лютеране, гласит что "...нам не следует вторгаться в чью-то [чужую] жатву, как делает дьявол через своих сектантов. С пылким рвением они заявляют [претендуют на то], что, дескать, печалятся о том, как людей уводят на погибель, и что хотят научить их истине, избавив их от когтей дьявола. Таким образом, даже когда человек с набожным усердием и добрыми намерениями стремится избавить своим здравым учением [людей] вводимых в заблуждение и направляемых на погибель, это плохой пример, дающий неблагочестивым учителям повод самим вторгаться [в чужое дело], вслед за чем туда вторгается и сам сатана" (М. Лютер. Лекции по Посланию к Галатам). Для любой христианской Церкви должно быть важно признание со стороны уже существующих Церквей того же вероисповедания. Например, на поставлении первого постсоветского епископа ЕЛЦИР присутствовали от ЕЛЦ и бывший в то время епископом ЕЛЦ Калнынь, и его заместитель Кречмар. Признание со стороны уже существующих Церквей – важный принцип, позволяющий избежать появления многочисленных расколов и сект. Поэтому мнение традиционных лютеранских Церквей играет важнейшую роль в признании новых лютеранских структур.

Окончание следует


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования