Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
19 сентября 15:35Распечатать

Михаил Ситников. «РАЗУМ, ГЛУХОЙ К БОЖЕСТВЕННОМУ». На что могли обидеться правоверные мусульмане?


Первая сущностная оценка исламистского экстремизма, которую предпринял Папа Бенедикт XVI, вызвала резкую реакцию со стороны не только исламистских кругов, но и исламского мира. Реакцию, впрочем, вполне предсказуемую. И трудно представить себе, что сам Бенедикт XVI был настолько наивен, что ничего подобного не предполагал. Однако, исходя из известных качеств и свойств Папы – рационалистичности, глубоких знаний церковной и светской истории и блестящего ориентирования в современных реалиях, – нельзя счесть его выступление просто проявлением эмоций, которые со стороны иного человека, политика выглядели бы просто досадной случайностью. Таким образом, совершенно очевидно, что выступление Бенедикта XVI было продуманным, ответственным и предполагающим за собой некую не объявленную пока urbi et orbi статегию.

С другой стороны, заявление высокого представителя христианского мира, что "разум, глухой к божественному и относящий религию к субкультурам, не может вступить в диалог культур", было обращено ко всему цивилизованному миру. А это – явление, вполне ожидаемое в той ситуации, в которой оказался мир по беспечности множества политиков. Тот мир, который только теперь начинает осознавать, что эпоха былых локальных терактов окончательно позади, что на планете уже идет необычная война и, что в одиночку, без забытого всеми и вся религиозного института, этот мир вряд ли способен будет додуматься, что делать дальше.

Римский понтифик пошел дальше: в своем выступлении он не просто назвал вещи своими именами, но и провел границу между разумной верой и псевдо-разумной псевдо-верой, определяя, таким образом, главную проблему современности. Это проблема возвращения "идолопоклонного человечества" к Богу. Лишь в таком случае – "когда вера и разум объединятся по-новому", возможно будет без утраты всех достижений человеческой мысли избежать принесения этих веры и разума в жертву "убийцам цивилизации".

По сути, Папа выступил в защиту, одновременно и веры, и всего светлого, чего мы достигли. Но почему же тогда столь велико возмущение множества общественных и религиозных деятелей, которые позиционируют себя, как защитников духовных ценностей, религии и самое веры? Вероятно потому, что состояние самих подобных религиозных и общественных организаций могло бы стать иллюстрацией к печальным выводам Бенедикта XVI о том, к чему мы пришли без Бога. Кроме того, конечно же, высока вероятность, что множество упомянутых лидеров разного рода просто не уразумели того, о чем Папа говорил. К примеру, заявление турецкого чиновника "по делам религии", что речь понтифика исполнена "враждебности и злобы", выдает в нем полного профана и начетчика в собственном вероисповедании, не понимающего, что Папа выступил в защиту чистоты и его веры тоже. Или же...

Или же подобные остервенелые возмущения речью Бенедикта XVI, которых весьма немало, могут быть признаком истерии со стороны тех, как стало принято говорить в России, "деструктивных сил", которые прямо заинтересованы в том, чтобы принципиальные моменты выступления были затушеваны. Чтобы в исламском мире продолжался процесс нагнетания напряженности, что жизненно необходимо исламистам, стремящимся вытеснить ислам из истории. Чтобы в христианском мире росла та же напряженность, ведущая к раздиранию мира, как минимум, надвое. Ведь выступил же, пусть и невольно, в поддержку осуждаемого исламизма и коптский Патриарх Шенуда III, обвинив Папу в "противоречии учению Христа".

При обращении к примерам из истории религий неизбежно, что нынешним верующим некоторые моменты должны "не нравиться". Это давно известный в истории факт, который не раз уже становился причиной религиозных войн из-за неразумности масс и недобросовестности политиканов. Однако именно к тому, чтобы вырваться из этого заколдованного круга и призывает нынешний римский понтифик. Абсолютно верно, что "не в природе религий вызывать конфликты", как заметил недавно президент Франции Жак Ширак. Но вокруг религии извечно сплетается столько далеко не Божьего, что со временем большинству людей становится все труднее понимать, с чем они имеют дело, а принцип, согласно которому, чем ярче свет, тем темнее тень, пока никто не отменял. Вот и имеем мы в нашем историческом опыте такой, казалось бы, парадокс, что все, наиболее разрушительные конфликты и катастрофы обозримого прошлого почти всегда загорались в присутствии и с участием "религиозного фактора". Но странную регулярность этого "парадокса" мир замечает только сегодня. О чем, в числе прочего, и говорил в своем выступлении Папа Бенедикт XVI.

Суть всех возмущений речью в Регенсбургском университете, где Папа процитировал высказывание византийского императора, исключительно формальна. Они сводятся всего лишь к тому, что "мне не нравится", что император Мануил II Палеолог обвиняет Пророка в сеянии вражды, и "я оскорблен этим". Сам же Папа не сказал ничего, что при осмыслении могло бы оказаться предосудительным, а тем более, оскорбительным для верующих мусульман. Однако из сказанного им неизбежно проистекает нелицеприятная оценка использования религии в античеловечных целях. И первым примером этого, находящимся у всех на глазах, выступает террористический исламизм.

О нежелании или неспособности понять Папу и поддержать инициативу по "дезактивации" религиозного фактора при возникновении конфликтов, может говорить и реакция отдельных влиятельных политиков исламского мира. Так, заявление, премьер-министра Турции Эрдогана, кроме возмущения словами римского понтифика, содержит еще и явные признаки попытки использовать ситуацию для того, чтобы обвинить христианский мир в возвращении духа крестовых походов. И это происходит в то время, когда полным ходом идет исламистский поход на всю остальную цивилизацию, включая исламскую.

Российский же президент, в отличие, к примеру, от Ширака, избрал наиболее естественную для себя позицию сторонней уверенности в том, что "религиозным лидерам основных мировых конфессий хватит сил и мудрости для того, чтобы избегать каких бы то ни было крайностей в отношениях между конфессиями". Далее, Путин подчеркнул, что Россия, как "председатель восьмерки" прилагает все усилия для установления диалога между цивилизациями, впервые, таким образом, косвенно признав наличие таковых.

Иными словами, если Папа Бенедикт XVI и был понят религиозными и политическими лидерами, то в плане поддержки его христианской и человеческой инициативы он оказался практически в полном одиночестве. Что, впрочем, для любой истинно христианской инициативы далеко не новость.

Поэтому, остается надеяться лишь на то, что вброшенная в умы мысль, которая, как известно, тоже в определенном роде "вещественна" и бессмертна, рано или поздно пробьет себе дорогу.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования