Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
06 сентября 16:27Распечатать

Александр Нежный. БОДАЛСЯ БЫЧКОВ С ПРОТОИЕРЕЕМ. Вся эта история есть знак надвигающейся на Россию большой беды


Во всей истории вдруг вспыхнувшей свары между г-ном Бычковым, сотрудником "Московского комсомольца", и г-ном Чаплиным, протоиереем и заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, странно и удивительно вовсе не то, что так поразило новоизвестинца Михаила Поздняева: православный на православного в суд подает! Ах, г-н Поздняев! К чему лицемерить? Жизнь по Евангелию для громадного большинства наших с вами соотечественников - задача по-прежнему духовно неподъемная. Той особенной, проникнутой светом христианства жизни, у нас нет; повинны в этом мы все, повинна в этом и сама Церковь, от самого верха до самого низа. Есть всего лишь бутафория этой жизни, ложная церковность, поддельное христианство, которые хуже честного атеизма. И ежели вы представляете собой счастливое и благостное исключение, то это вовсе не означает, что клеветник не должен ощутить упитанным телом жесткость скамьи подсудимых.

Г-н Поздняев, кроме того (и этим он тоже как бы колет г-ну Бычкову глаза своей православной девственностью) брезгует обличать недостоинства того или иного архиерея или священника. Явления, события, церковная политика вообще – вот что, по его мнению, прилично обсуждать и критиковать журналисту, коль он крещен и воцерковлен. Что ж, изощренная двусмысленность изложенного митрополитом Кириллом (Гундяевым) воззрения на права человека и в самом деле достойна самого пристального и жесткого разбора. Но ведь Христос взял в руки бич, чтобы изгнать торговцев из Храма, а вовсе не для того, чтобы уничтожить торговлю как таковую. Возревновав, что дом Отца Его сделали домом торговли, Он выгнал из Храма продавцов, "деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул". Да, менялы и торговцы – не священники; однако и к фарисеям и книжникам, духовным учителям народа, Спаситель обращает совершенно убийственные по своей негодующей мощи слова: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, в внутри исполнены лицемерия и беззакония". Или это жесточайшее обличение конкретных людей – и тогда Бычков своими филиппиками совершает вполне богоугодное дело, или Христос и в делах, и в словах несколько отступил от подлинного православия. Тогда, г-н Поздняев, примите мои уверения и проч.

Нынешняя Церковь - и без того один из самых закрытых для общества институтов. Византийская пышность прекрасно сочетается в ней с византийской же таинственностью. Всё – тайна: истинный бюджет, коммерческая деятельность, доходы епископов и клириков, патриарший двор, фавориты и фаворитки, взлеты и падения архиереев, искоренение Поместных Соборов, связи с властью (федеральной и региональной), перешедшая по наследству от Тучкова и Карпова собинная дружба с ФСБ – ей Богу, тут поневоле приходится ставить многоточие… Какой-нибудь ревнитель благочестия из журналистского сообщества, призывающий Бычкова выйти к барьеру и в радиодуэле померяться устным словом с протоиереем, или все тот же чистоплюйствующий г-н Поздняев, с праведным гневом меня спросит: а какое, к примеру, нашему обществу дело, как живет-может архиерей N или наместник P? Сколько у него русских и американских рублей в сейфе – его личное дело. Сколько у него дач – его личное дело. Сколько наплодил деток – опять же, личное дело его и его половины, пусть неканоничной, но возлюбленной. Я вам скажу, господа дорогие, что в старые времена (до 1917-го) Церковь, хоть и превратилась в государственное ведомство вероисповеданий, но сведения о епископских доходах публиковала исправно. Скажу ещё, что все описанные Бычковым персонажи – монахи, коим по данным ими перед Господом обетам положено жить в бедности. А тут вместо пристойной бедности – непристойная роскошь лимузинов, квартир и дач. Не вижу причин – ни религиозных, ни нравственных, чтобы наши архиереи, по словам Василия Васильевича Розанова, могли взаправду ощущать себя живыми мощами, а общество не замечало ни свойственного многим из них образа жизни, ни умонастроений, подчас вызывающих оторопь своей убежденностью в мировом масонском заговоре и подлинности "Протоколов сионских мудрецов".

Но все-таки. Отчего до сей поры С. Бычкову сходили с рук все эти "табачные" Гундяевы, "голубые" и загребущие Арсении и прочие столпы отечественного православия? Ангела можно довести до белого каления, митрополит же Кирилл вовсе не ангел, а терпел. Почему именно сейчас христианское его смирение сошло на нет? Знак ему был свыше? Звезда мигнула? Почему именно сейчас двинул он на Бычкова своего боевого слона, и на сцену тяжкой поступью вышел г-н протоиерей с мешком обвинений против журналиста "МК"? Ответ, мне кажется, может быть только один: под крики о демократии и свободе совести Россия все-таки вляпалась в клерикализм с малоприятными для себя последствиями как в близком, так и в более отдаленном будущем. Кому в Кремле охота оглядываться на прошлое и припоминать, что Церковь воинствующая – это миллионы погибших и изгнанных за пределы России старообрядцев, а Церковь государственная – это полуживой чиновник в пышных одеяниях.

Если в России другим конфессиям день ото дня всё тяжелей и опасней исповедовать свою веру; если православные погромщики могут вполне безнаказанно поджечь молельный дом протестантов, разгромить выставку, устроить аутодафе для книг, написанных с отступлением от их канона; если дьякон-антисемит с благословения священноначалия выпускает второе издание своей книжки; если принадлежность к РПЦ для карьерного чиновника ныне почти то же самое, что в недавнем прошлом – членство в КПСС; если политическая верхушка страны настолько слепа, что видит в РПЦ единственную идеологическую опору; если с высоких трибун разносится дичь о православии не по вере, а всего лишь по месту рождения, - то, надо полагать, пришло, наконец, время, когда таким как Бычков можно наглухо заткнуть рот. Далекий от Церкви и религиозной темы Иосиф Бродский что-то учуял и написал - не в бровь, а в глаз (цитирую по памяти): "Входит некто православный. Говорит: теперь я главный".

Странно и удивительно, что г-н Бычков, многолетний наблюдатель церковной жизни, историк, издатель глубокого и очень своевременного для нас мыслителя Георгия Федотова, этого, похоже, не понимает. Ему всё мнится (по личной ли склонности, по корпоративной ли солидарности), что нынешний высокопоставленный епископ вполне может быть приличным человеком. Отсюда соблазн двойного стандарта. По мне, уж коли взялся разгребать навоз, то не морочь голову публике и не кричи, что нашел в нем жемчужное зерно. Есть поедом митрополита Кирилла (Гундяева) и нежно любить митрополита Мефодия (Немцова) (ныне удаленного в казахские степи) – что за канавка такая священная прокопана меж нимии чем один отличается от другого? Один – агент КГБ с кличкой "Михайлов", другой (по крайней мере, в недавнем прошлом) – действующий офицер тайной полиции. Один очень богат, другой очень небеден. Один спит и видит себя Патриархом, другому снились (а, может, и сейчас ещё снятся) такие же сны. Одного Бычков готов стереть с лица земли, другому готов пропеть осанну. Чудеса.

Для тех, кому Евангелие действительно путь, истина и жизнь, вся эта история есть знак надвигающейся на Россию большой беды. С болью приходится признавать, что у нас ныне – "Сардийская" церковная эпоха.

"Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв" (Откр., 3,1).


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования