Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
10 августа 12:04Распечатать

Игнатий Алексеев. СВЯЩЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ. Возвести мега-собор, соорудить памятник и обрести своего святого должен теперь каждый региональный руководитель


Глава Мордовии Николай Меркушкин и Патриарх Алексий II совместно открыли в Саранске памятник одному деятелю российской истории и обновили храм другому. Попытаемся разобраться, что за духовно-политические ориентиры приготовили для народа губернатор с Патриархом. Начнем с того, что оба персонажа – и бывший Патриарх Никон (Минов) и адмирал Федор Ушаков никогда не были окружены особенным почитанием. Патриарший струг, который приготовили для Никона разинские бунтовщики – не в счет, равно как и военно-патриотический культ времен сталинской имперской капании военного времени, когда вдруг начали писать книги и снимать фильмы про Ивана Грозного, Петра Первого, фельдмаршала Кутузова,адмирала Нахимова и других героев, прежде бывших в некотором забвении – как царских офицеров или как "представителей царизма".

Начнем с отставного Патриарха, организатора и одного из авторов одной из наиболее губительных для русского народа и Российского государства авантюр – грекофильской революции, открывшей путь к озападниванию православия в течение двух столетий после этого. Разумеется, Патриарха сподвигнул на это "тишайший" царь Алексей Михайлович, отец Петра I, возмечтавший о общеправославном и едва ли не общеевропейском венце. Мечта воссесть во славе в Цареграде натолкнулась на суровую реальность, но давать задний ход уже было поздно – пришлось выгонять самого Никона в ссылку, где этот "великий человек и гражданин" скандалил и требовал привезти из Москвы пуховые перины и сытные яства…

В чем же такие высокие заслуги этого "замечательного мордвина"? В его актив можно записать деятельность кружка боголюбцев в 40-е годы XVII века, да, пожалуй, еще и папоцезаристские идеи. А вот в счет, предъявленный ему историей, можно занести многое: и Раскол Русской Церкви, продолжающийся и поныне, и последующее "западное пленение", и непродуманные и малоэффективные реформы богослужения (от которых бывший Патриарх к концу жизни по размышлении отказался), и идейная база для последующего "казнения еретиков"… Получается, что главная заслуга Никона состояла в предоставлении мордовской народности дополнительного права гордиться знаменитым земляком… Впрочем, можно отметить, что среди историков до сих пор нет единого взгляда на то, кем был Никон по роду – то ли мордвином, то ли … Впрочем, теперь это уже неважно – памятник стоит в Саранске, значит "есть мнение".

Когда мордовский губернатор сказал во время церемонии, что "открытие памятника Патриарху Никону – историческое событие, это дань уважения великому человеку, чей вклад в укрепление российской государственности, поднятие авторитета русского православия неоценим", он не кривил душой. В среда православно-патриотической у опального Патриарха немало поклонников и сторонников, восхищающихся его планами и реформами. Идеи Никона тиражируются в патриотических брошюрах, а в среде патриотического духовенства (как РПЦ МП, так и "зарубежников") немало сторонников прославления Никона во святых, а в Новом Иерусалиме, построенном бывшим Патриархом, даже есть кружок его почитателей. Разумеется, после такого акта признания "заслуг" Никона надежда уврачевать "многовековую рану раскола" станет совсем символической, да ее всерьез уже никто и не рассматривает. Заигрывания со старообрядческой тематикой нужны руководству РПЦ МП для демонстрации "изоляционистского курса", который, как представляется некоторым аналитикам, чего-то хорошее сулит России. Никого собственно, это "рана" всерьез не беспокоит. Ран в русской церковной истории хватает и о них лучше благоразумно помолчать, но этой можно побравировать для придания себе статуса в обществе.

Никон принес в общество и Церковь раскол, но он же был "крепкий государственник" и даже "государев человек"… Памятник ему есть памятник русскому утопизму, головотяпству и бессмысленной гигантомании, жертвой которых пал сам бывший Патриарх.

Строительство гигантского храма, посвященного недавно канонизированному РПЦ МП адмиралу Федору Ушакову, было очередным этапом в губернаторском соревновании "Чей храм больше?" Надо только правильно выбрать, кому строить храм. А поскольку все эти "старики на иконах" - дело непонятное, Серафиму Саровскому храмов уже и так много, а вот служивый человек, про которого даже фильм сняли – это ясно и просто. Туда можно водить строем солдат, и бритое лицо адмирала в форменной треуголке будет весело глядеть на "молодую смену" с золотых икон. И пусть каноны иконописи такого "любодейного облика" не позволяют, они должны умолкнуть, когда говорят пушки, точнее говоря, барабаны на плацу. Военная тема ныне в чести – надо подавать молодежи пример патриотического служения, в военкоматах недобор, призыв на носу, да и смычка армии и Церкви то и дело обсуждается.

Слов нет – адмирал Ушаков был приличный человек, благочестивого нрава и отменный флотоводец. Заслуги его в военном деле велики. Никто не оспаривает права Церкви закрепить его почитания прославлением. Кажется, только никакого особенного почитания Ушакова в народе не было. Его "декретировали" и "назначили святым" по причинам чисто политическим. И вот теперь у Саранска есть храм Федора Ушакова – первый в России. Что ж, вполне понятное дело.

Интересно другое – теперь вместо соцсоревнования по надоям, тоннам стали и прочим элементам трудового антуража, губернаторы стремятся выделиться чем-то "священно-патриотическим". А что история и Никона – это историческая трагедия, а прославление Федора Ушакова – политическая конъюнктура – дело десятое. Губернаторам знать о сем непотребно. Губернаторы – люди служилые.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования