Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
31 июля 13:50Распечатать

Софонтий Яковлев. НЕ ДОЗРЕЛИ. Союз старообрядческих начетчиков создан без одобрения соборной волей старообрядческой Церкви


Начало 2006 года ознаменовалось появлением Союза старообрядческих начетчиков, который создан усилиями нескольких инициативных молодых людей, принадлежащих к Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) (большинство из начетчиков при этом присоединились к Церкви за несколько месяцев, в лучшем случае - лет, до появления Союза). Организаторы надеются, что этот Союз (само название которого воспроизводит имя славной организации Мельникова-Варакина, созданной в эпоху "золотого века" старообрядчества в начале ХХ века) будет давать обществу авторитетный ответ Церкви, пояснять, прояснять, разъяснять грамотно, "от Писания", наиболее сложные, острые, дискуссионные вопросы современности.

Все это в идеале, поскольку рассказать "сверху", когда и сами православные старообрядцы не всегда и не во всем готовы принимать слово Истины, облеченное в приемлемую современному человеку форму, вряд ли удастся. У людей, чуть более чем просто поверхностно знакомых с общей старообрядческой ситуацией, вызывают законные сомнения авторитетность лиц, пожелавших назвать себя "начетчиками" (в начале прошлого века, заметим, подобные сомнения в отношении членов одноименного Союза не возникали). На деле же эти люди не всегда и не во всем успели снискать себе должное уважение и заслужить почет, которыми беспрекословно пользовались истые начетчики прошлого, чье наследие не растеряно и до наших дней. Это такие знаменитые деятели Церкви, как митрополит Макарий и Феодор Мельников, протопоп Аввакум и Илларион Кабанов – все они были выдающимися церковными подвижниками. Да и необходимость такого Союза ныне в кругах верующих людей не находит всеобщего понимания и однозначного приятия.

С одной стороны, православные старообрядцы с трудом представляют цели и задачи такого Союза. Первое, что приходит в голову – функционирование Союза будет проходить от случая к случаю, в составе узкой группы лиц, по вопросам, интересным лишь им. Вполне объясним и скепсис в отношении первоочередных задач и промежуточных целей Союза. Конечно, наша Церковь в лице своих активных и молодых чад и рада бы заявить о себе вовне, но "всем миром" и "едиными усты", а не кулуарно, как это демонстрируется "начетчиками нового призыва".

Нет, безусловно, идея с созданием Союза хороша, но лишь в условиях всеобщей сплоченности. На фоне же тотальной разобщенности, неспособности быть единой "иже во Христе братией" – исконно-старообрядческим принципом, в условиях, когда каждый человек или группа людей стремится тянуть одеяло на себя, – при таком раскладе вряд ли новоявленный Союз начетчиков ждет успех.

Не заручившись широкой поддержкой старообрядческой общественности, Союз уже начал свою деятельность: появились первые рецензии на вновь вышедшие книги, первые острые комментарии, прикрытые крепким старообрядческим щитом, проведен усилиями Союза круглый стол (с немаловажным, впрочем, вопросом об информационной деятельности РПСЦ).

Идея "неоначетничества", пусть и негласно, уже сейчас наталкивается на непреодолимую стену непонимания старообрядцев старших поколений - отцов и дедов, даже не пытающихся толком вникать в суть Союза, но лишь снова и снова повторяющих – "не дозрели". А между тем, первостепенных проблем, о которых нужно говорить, как написала бы светская пресса – "вагон и маленькая тележка", и говорить, безусловно, нужно и есть о чем. Однако, не сформировав четко общую позицию, выдавать частное мнение за общее – думается, это не совсем по-старообрядчески. Здесь, среди умудренных опытом и сединами грамотных староверов, всегда вырабатывалась единая позиция, единое мнение, царило единомыслие, каждый понимал друг друга и вставал на защиту.

Что ждет Союз старообрядческих начетчиков в дальнейшем? Как говорится, поживем – увидим: может, будучи уже самостоятельно наделившими себя историческими полномочиями (на которые права им никто не давал), которые накладывают на идеологов Союза вполне определенные обязательства, а также осознавая наследие авторитета начетчиков недавнего прошлого, нынешний состав Союза докажет свою важность и необходимость. Но столь же велика вероятность зайти в духовный тупик, оступиться и уже не найти поддержки у своих братьев, от которых Союз отмежевался самим фактом своего создания.

История хранит и помнит множество примеров того, как это мало – просто желать чего-то. Нужно еще суметь доказать, что ты готов сделать то, к чему стремишься, причем не молодецкой удалью, но кропотливым, зачастую многолетним, не всегда скоро и обильно приносящим плоды, трудом.

И можно согласиться с существующей точкой зрения, задекларированной, кстати, в одном из изданий современной РПСЦ, что в нынешней России, где старообрядчество расцвело алым цветком и всякая община имеет возможность дальнейшего своего развития, укрепления, уже нет и, пожалуй, не может быть начетчиков в подлинно-духовном понимании этого слова. Большинство христиан, которые выступают в защиту старообрядческой Церкви и позиционируют себя умудренными опытом "мужами", хотя и имеют, в лучшем случае, высшее гуманитарное образование, при этом обладают всего лишь самыми общими духовными знаниями, и только на этом основании причисляют себя к начетчикам, хотя с формальной точки зрения не могут и не должны считаться таковыми в строгом смысле этого слова.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования