Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
04 мая 18:33Распечатать

Владимир Волынский. СОЮЗ ЦЕРКВИ И ОПЕРЫ. В церквях всегда пели светские артисты


В пасхальную ночь 2006 года в кафедральном соборе святого Александра Невского в Егорьевске (Московская обл.) по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия молитвенно пели Академический большой хор Российского химико-технологического университета им. Д. Менделеева (Москва) и солисты Большого театра Юлия Замятина (сопрано) и Василий Ладюк (баритон). Музыкальная партитура службы была составлена в основном из премьерного исполнения духовных сочинений композиторов ХХ столетия - А. Фёдорова, В. Ковальджи, М. Марутаева, А. Шнитке и др.

Традиция выступления оперных певцов в православных храмах берет свое начало еще в позапрошлом веке, когда в храме Христа Спасителя солировал прославленный бас из Большого театра Василий Родионович Петров - дед известного современного пианиста Николая Петрова. Тот самый, которому великий Шаляпин говаривал: "Мне бы, Вася, твой голос!".

Традиция пения в православных храмах светских и оперных певцов имеет давнюю традицию. В храме Христа Спасителя звучал в дореволюционную пору голос Сергея Жарова – донского казака, ставшего в эмиграции основателем и бессменным руководителем в течение почти 70(!) лет самого знаменитого на Западе "Хора донских казаков". Этот коллектив объехал весь мир, донося церковную музыку до самых отдаленных уголков планеты. Вместе с ним выступали "золотой голос века" Николай Гедда – сын русского регента Михаила Устинова, руководившего в 20-30-е годы хорами Успенской церкви в Стокгольме и храма "Битва народов" в Лейпциге, а также знаменитый австрийский баритон Борис Рубашкин и др.

В довоенную эпоху в Париже особенно славился своим исполнением Синодальный хор под управлением Николая Афонского. С этим хором несколько раз выступал Федор Шаляпин. Впоследствии Николай Афонский эмигрировал в США, где стал руководителем Митрополичьего хора. Именно с этим коллективом в 1963 году записал диск "Вечерний звон" Николай Гедда. Выступал прославленный певец и с хором лондонского Успенского собора, которым и по сей день руководит талантливейший регент архимандрит Михаил (Фортунато). В 70-е гг. вышло в свет несколько пластинок с записью этого хора. За праздничными богослужениями в Успенском соборе Хельсинки – одном из самых больших православных храмов мира - Николай Гедда солировал с хором Петра Миролюбова, воспитанного на Валааме и старейшего сегодня из православных регентов мира. С творчеством его хора русская публика смогла познакомиться лишь однажды – в 1990 году, когда коллектив приезжал в Ленинград и выступал в Смольном соборе. Тогда же вместе с хором приезжал и один из лучших православных дьяконов, обладатель уникального баса – отец Михаил Крысин, также живущий в Хельсинки.

Известны и выступления русских оперных певцов со знаменитым хором собора св. Александра Невского в Париже, которым в разные годы руководили такие талантливые регенты, как о. Борис Спасский и Николай Евец. В этом хоре солировали Дмитрий Хворостовский и Михаил Шереметев – ныне глава Русской консерватории им. Сергея Рахманинова в Париже. В составе этого хора пела и талантливая сопрано Татьяна Гедда – дочь выдающегося тенора.

В СССР в эпоху коммунистического господства редкие оперные исполнители решались выступать с церковными хорами. Так в храме Воскресения словущего на Успенком вражке (в Брюсовом переулке) с хором, которым вот уже в течение многих лет руководит Ариадна Рыбакова, пели Антонина Нежданова и Иван Козловский. Будучи глубоко верующим, прославленный русский тенор пел и в Троице-Сергиевой Лавре, а также выступал с лучшим в мире православным хором храма Всех Скорбящих Радосте на Б. Ордынке (Москва), которым многие годы руководил выдающийся регент Николай Васильевич Матвеев. Записи этого хора пользовались огромной популярностью на Западе, в то время как в СССР достать их было практически невозможно.

Несколько раз с хором собора св. Александра Невского в Софии выступал и великий болгарский бас Борис Христов. Эти выступления, по счастью, остались запечатленными в грамзаписи.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования