Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
08 марта 18:51Распечатать

В. Максимов. В ДУХЕ МИРА И ЛЮБВИ. В дискуссиях о единоверии слишком много эмоций, виной чему - непрозрачный характер диалога РПЦ МП со старообрядчеством


В последние месяцы в старообрядческой и светской прессе можно встретить немало публикаций, освящающих проблемы взаимоотношений между старообрядным движением в РПЦ МП (единоверием) и старообрядческими согласиями. Статьи, подготовленные либо членами старообрядческих согласий, либо сочувствующими им лицами, нередко носят излишне полемический и даже конфликтный характер. Понять старообрядцев можно. Сотни лет гонений, сперва царской власти, а затем большевистского режима, вызывают подозрительность и опасения по любому, даже самому незначительному поводу. Но, мне кажется, невозможно вечно дуть на холодную воду. Перегибы синодального периода истории Церкви, как и коммунистические гонения, остались в прошлом. Сегодня сообща стоит подойти к переосмыслению истории раскола XVII века и обсудить пути его возможного уврачевания.

Однако для начала нужно отказаться от стереотипов драматического прошлого, от тех мифов, существование которых мешает не только церковному сближению, но даже цивилизованному диалогу.

Первый и наиболее часто встречающийся миф гласит, что якобы старообрядное движение в официальной Церкви ставит своей целью "оболванивание" старообрядцев, заманивание их в ловушку с целью дальнейшего присоединения к официальному православию. Этот миф базируется на некоторых недостатках дореволюционного единоверия. Тогда действительно были случаи принуждения старообрядцев к вступлению к лоно господствующей православной Церкви. Но то была, прежде всего, государственная политика. Тогда российская государственная власть являлась моноконфессиональной. Стремление к охранительным тенденциям, желание видеть население страны принадлежащим единой Церкви было вполне естественным. Это было характерной стороной самой формы государственного правления – монархии. Сегодня ситуация принципиально иная. Государство, имеющее иную форму правления, демократические институты, не только не хочет, но и не может оказывать давления на религиозные объединения и тем более на личный выбор гражданина.

Нет желания к насильственному присоединению кого бы то ни было и у РПЦ МП. Во-первых, насилие в делах веры противоречит самому духу православия. Во-вторых, для РПЦ МП важнее добрые отношения со всемирелигиозными объединениями (и особенно со старообрядческими согласиями). Добрые, христианские отношения гораздо важнее, нежели сомнительная перспектива присоединения нескольких религиозных общин. Тем более это касается современного старообрядчества, общая численность которого не превышает размеры среднестатистической епархии РПЦ МП.

Теперь стоит сказать об истинных задачах старообрядного движения РПЦ МП. На мой взгляд, главной задачей является реабилитация Старого Обряда. Реабилитация его как составной части литургического строя не только Русской Церкви, но и вселенского, кафолического Православия. Старообрядцы сохранили и донесли до нашего времени многие традиции древней Руси. Но они же, к сожалению, придали им характер некой оппозиционности и противоречия. Старообрядные приходы РПЦ МП должны создать ощущение, что эти традиции являются естественными и неотъемлемыми составляющими церковного литургического строя. Через Старый Обряд, уставное исполнение службы, возрождение некоторых церковных канонов возможно дальнейшее развитие, консервативное обновление, и кое-где даже оздоровление Православия. Тем более, что интерес к знаменному пению, канонической иконописи, старинным литургическим текстам и древним богослужебным формам является естественной стороной современной церковной жизни. Не только единоверцы – члены старообрядных приходов РПЦ МП, но и обычные прихожане храмов России, священнослужители среднего звена и архипастыри стремятся к возрождению исконных форм православия.

Мы также надеемся, что современные православные старообрядцы (единоверцы) станут мостиком диалога между РПЦ МП и старообрядческими согласиями. Хорошо понимая смысл древнерусских традиций, им проще и легче, чем кому-либо, удастся наладить диалог со старообрядческими согласиями. С другой стороны, им будет проще, чем кому-то, донести эти традиции до русского народа. Напрасно околостарообрядческая пресса обвиняет единоверие в попытке построить "параллельную" и "конкурирующую" старообрядческую Церковь. Главная задача старообрядного движения РПЦ МП - возвратить россиянам ценности древней, Святой Руси. Будем откровенны, к такой миссии современные старообрядцы не вполне готовы. Определенная замкнутость, нежелание идти на контакт с обществом, пассивность являются характерными сторонами значительной части старообрядческих согласий, общин и приходов. Такая позиция старообрядного движения РПЦ МП не означает, что единоверцы якобы готовы "игнорировать" староообрядческие согласия и относиться к ним как к "сектам" и "деструктивным культам". Авторы, употребляющие такие термины, видимо, делают это из провокационных соображений. Наоборот православные старообрядцы готовы со всем уважением и вниманием относиться к позиции старообрядческих согласий, их уставам и традициям. Сегодня единоверцы должны выдерживать максимально осторожную и тактичную позицию, быть достойными памяти своих великих предков - таких, как священномученики Симон Охтенский, Андрей Ухтомский, протоиерей Иоанн Верховский.

Пока же позиция некоторых единоверцев чересчур полемична и категорична. Особенно это касается единоверцев, не так давно влившихся в старообрядное движение РПЦ МП и стремящихся к лидерству в нем. Подчас своими нетактичными шагами и поспешными заявлениями эти деятели могут нанести существенный урон только едва зародившемуся диалогу РПЦ МП со старообрядчеством. Во имя личных амбиций они ставят под удар доверие старообрядцев к Церкви, престиж православного старообрядного движения в конфессиональной среде и светском обществе. В последние два года активизации старообрядного движения РПЦ МП рядовые единоверцы практически отстранены от диалога со старообрядцами. Хотя пользе дела не помешали бы круглые столы, совместные научные конференции, встречи с широким привлечением священства, церковных интеллектуалов, молодежи. К сожалению, пока все наоборот. Сегодня диалог со старообрядчеством сведен к кулуарным собеседованиям нескольких лиц. Он проходит в непрозрачной, закулисной форме. О его содержании можно лишь догадываться только по эпатажным всплескам в старообрядческой и светской прессе, а также в Интернете. И, конечно, с превеликим стыдом приходиться узнавать о случаях, когда старообрядцев выгоняют с открытых церковных мероприятий. Так, например, была "дана команда" не пускать "белокриницких" на секцию Рождественских чтений, посвященную Старому Обряду. Худшей антирекламы межправославному диалогу придумать нельзя.

Пожелание быть более терпимыми не помешало бы исполнить и представителям стаоробрядческих согласий. Нетактичное и ругательное обсуждение темы единоверческого епископата должно уйти со страниц сайтов, форумов и газет. Православные старообрядцы (единоверцы) никогда не позволяют себе такого в адрес старообрядческих иерархических лиц или кандидатов на принятие духовного сана.Несмотря на то, что вопрос о единоверческом епископе сегодня крайне актуален, его решение не будет зависеть от электронной или газетной перепалки. Сами православные старообрядцы, на своем собственном съезде, отдавая свои собственные голоса, смогут решить этот вопрос и избрать достойного кандидата.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования