Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
02 ноября 19:02Распечатать

Игумен Вениамин (Новик). ДУХОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ "ВНЕШНИХ" НОМЕРОВ В ДОКУМЕНТАХ. ИНН с точки зрения православного "символического реализма"


Любой текст в Библии имеет два измерения: конкретно-историческое иэсхатологическое. Первое уже разобрали экзегеты. Я попытаюсь сказать о втором.  Любая нумерация людей государством возможна только в том случае, если есть доверие к правительству в условиях гражданского общества, способного его контролировать. Иначе возможны большие злоупотребления, неограниченный сбор всякого рода информации о людях. Это - прагматический смысл.

Но есть и мистический смысл. Он в том, что мы очень беззащитны. Мы избегаем есть плохие продукты, употреблять наркотики и т. п. Это понятно. Представьте себе, как легко человека морально разрушить в обход его свободной воли. Один укол - и человек превращается в животное, наркомана и пр. Значит, не все определяется свободной волей человека. Она, в данном случае, должна быть направлена на то, чтобы не попадать в такие ситуации. Когда принудительно будет введена нумерация людей ("на руку и чело"), то есть совершится осквернение образа и подобия Бога, которые имеются не только в душе, но и в теле человека, тогда "высокая нравственность" уже не спасет. Это - осквернение, которое на простецком языке называется порчей. Порча тела приводит к порче души, т. к. тело влияет надушу. Это, кстати говоря, основной довод против проституции и разврата. Невозможно быть чистым внутри и грязным снаружи. Невозможно не запятнать душу, занимаясь подобными вещами.

Есть такое устаревшее понятие как целомудрие. Вот это-то целомудрие и разрушает принудительная нумерация. Но нумерации бывают разными. Иногда их намеренно смешивают: мол, одной нумерацией больше – ничего страшного! Но следует различать нумерацию через паспорта, ИНН и компьютерную кодификацию, которая позволяет производить неограниченный сбор информации о людях (вопреки конституционной норме – Ст. 24.1). Причем люди, в условиях отсутствия гражданского общества, не будут знать, что и где про них закодировано.

Московская патриархия решила, что если человек официально и сознательно не продает свою душу дьяволу, то никакая нумерация не страшна. Но очень важно, КТО производит нумерацию: если есть сомнения в агенте нумерации, то ей следует отказать.

Вопрос можно, таким образом, сформулировать так: что означает причастие от нечистых сил, "причастие буйвола", как говорил отец Александр Мень, цитируя Генриха Бёлля? Это причастие может быть материальным, через принятие внутрь или даже путем внешнего соприкосновения. Внутренняя чистота здесь не спасет, как, снова повторюсь, ее невозможно сохранить, находясь в публичном доме.

Если возможно причастие Христу, то возможно причастие и дьяволу. Это причастие может произойти и через символ. В православии символизм понимается реалистически: "реалистический символизм". Это означает, что общение с символами действенно и не всегда безопасно. Существуют опасные символы, указующие на ад, например. Именно поэтому христиане держат на стенах изображения святых, а не дьявола.

Православное учение об Имени, получившее особенное развитие в начале ХХ века, в ходе "имяславческих споров", заставляет православных признать значимость, а значит и небезопасность некоторых символов и имен. На философском языке это называется реализмом, в отличие от номинализма, который отрывает знак (означающий) от референта (означаемого). В филологии такой разрыв приводит к самоуничтожению филологии как служения логосу. Могильщиком филологии явился Фердинанд де Соссюр и прочие структуралисты. Структурализм, как всякое отвлеченное механистическое начало, претендующее на универсализм, ведет в никуда.

Одним словом, опасно всякое принудительное навязывание символов. Как, например, в новых паспортах, буквально нашпигованных сомнительной символикой, которую многие православные воспринимают как сатанинскую и антихристову. Что это? Просто хулиганство или что-то большее? Структурализмы и постмодернизмы по этому поводу ничего не скажут, их механистическому пониманию это просто неинтересно, как им неинтересен Бог.

Странная вещь наблюдается: современные христиане, по сути дела, не признают дьявола, как очень опасного агента (см. К. С. Льюис "Письма баламута") или воспринимают его по образу потертого черта из романа "Братья Карамазовы" (кн. 11, гл. IX). Вся "каноническая территория" РПЦ МП в России покрыта демоническими статуями, но никого это не беспокоит. Смешение крестов и пятиконечных звезд выглядит особенно жутковато. Механистическо-номиналистический подход сделал сознание современного человека разорванным. Человек теперь не видит никакой связи между разными уровнями и реалиями бытия, между знаком и референтом. "Железяка, мол, есть не просит, нехай торчит".

Нас могут призвать не впадать в "эсхатологическую панику". Но недоверие ИНН - лишь последовательное применение православной методологии реалистического символизма к современной жизни.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования