Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
14 сентября 16:02Распечатать

Владимир Ойвин. СКУПАЯ КРАСОТА МУЗЫКИ АРВО ПЯРТА. В Большом зале Московской консерватории отметили 70-летний юбилей композитора.


70-летний юбилей всемирно известного и одного из самых сегодня исполняемых композиторов – эстонца Арво Пярта был отмечен концертом из его произведений, который состоялся в день его рождения 11 сентября в Большом зале Московской консерватории им. Петра Ильича Чайковского (БЗК).

Открыл вечер заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Он зачитал поздравительные послания в адрес юбиляра от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который, вероятно, вспомнил свои эстонские корни, и председателя ОВЦС митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева).

От имени руководителя Российского центра международного, научного и культурного сотрудничества при МИД РФ Элеоноры Митрофановой приветствие композитору зачитал Нариман Саркаров, главный специалист Росзарубежцентра. В нем написано: "Уважаемый Арво Пярт, Рада сердечно поздравить Вас, выдающегося композитора, одного из крупнейших представителей современной академической музыки, известного общественного деятеля с торжественным днем Вашего юбилея – 70-летием со дня рождения!

Ваша музыка, Ваше творчество – пример постижения наивысшей реальности бытия, прекраснейший образец видения духовного мира, его многообразия, гармонии и красоты.

Ваша музыка является значительным вкладом в сокровищницу традиционной христианской музыкальной культуры и принадлежит к лучшим художественным явлениям духовности народа.

В этот знаменательный и праздничный день примите от имени всего коллектива Росзарубежцентра и от меня лично сердечные пожелания крепкого здоровья, новых творческих замыслов и благополучия!"

Нельзя не отметить, что этот юбилейный концерт в честь Арво Пярта состоялся в значительной мере благодаря усилиям протоиерея Всеволода Чаплина.

В программу концерта вошли: Solfeggio и Magnificat для хора a cappella, Beatus Petronius и Beatitudes для хора и органа, De Profundis для хора, органа и ударных инструментов, Trivitum для органа, Песнь Силуана для струнного оркестра. Завершила программу величественная Берлинская месса для хора и струнного оркестра. Программу исполнили Свято-Никольский хор Государственной Третьяковской галереи (художественный руководитель Алексей Пузаков), камерный оркестр "Времена года" (художественный руководитель Владислав Булахов), солисты Татьяна Жеранже (контральто), Ольга Ушакова (сопрано), Андрей Немзер (тенор), Владимир Лебедев (бас). Партия органа – Федор Строганов, партия ударных – Борис Степанов. Дирижировал всей программой Алексей Пузаков.

Свято-Никольский хор Государственной Третьяковской галереи – единственный государственный музыкальный коллектив, который сочетает музыкально-концертную деятельность с постоянным участием в богослужениях храма святителя Николая Мирликийского в Толмачах, являющегося одновременно и домовым храмом галереи, и частью экспозиции собрания икон ГТГ. Хор был создан в 1994 году по инициативе настоятеля храма протоиерея Николая Соколова.

То, что коллектив является действующим церковным хором, совершенно очевидным и положительным образом сказывается и на его концертных выступлениях: голосоведение ровное, динамические градации достаточно скупые – forte в концерте мы слышали только в нескольких эпизодах, тембры голосов хористов подчеркнуто линейны и чисты, в них минимум чувственности, прямо противопоказанной церковной музыке.

Изредка музыка Арво Пярта в Москве звучит. Некоторые из исполненных в этот вечер сочинений москвичи уже слышали в том же исполнении на концерте, прошедшем 14 апреля 2004 года в БЗК в рамках Третьего Московского пасхального фестиваля. Фрагменты одной из древнейших частей канонической Библии "Книги Иова" читала известнейшая российская актриса Алла Демидова. Для музыкального сопровождения были использованы сочинения Арво Пярта Берлинская месса, De Profundis, The Beatitudes, Missa Sillabica, Solfedggio, Magnificat.

Еще в советские времена в середине 80-х годов скрипач Владимир Спиваков исполнял в концертах "Зеркало в зеркале" – первое сочинение Пярта, услышанное мной, после чего я и стал поклонником его музыки. Потом мы услышали "Tabula rasa". Мы слышали его "Канон покаянен". В 1995 году в рамках II фестиваля "Софья Губайдуллинаи её друзья" в Малом зале Московской консерватории были представлены несколько программ, целиком составленных из камерных и инструментальных сочинений Арво Пярта. Таким образом получился своеобразный мини-фестиваль музыки А. Пярта, на котором присутствовал он сам. 21 декабря 2000 г. Берлинская месса была впервые в России исполнена под управлением Владимира Спивакова его оркестром "Виртуозы Москвы", солистами и смешанным хором Академии хорового искусства Виктора Попова на концерте в БЗК. В середине мая 2005 г в БЗК Большой симфонический оркестр имени Чайковского под управлением Андреаса Мустонена сыграл Третью симфонию А. Пярта. В 1997 году Арво Пярт был среди награжденных премией "Триумф", учрежденной в 1992 г. Борисом Березовским и существующей до сих пор, несмотря на официальную опалу и международный розыск последнего.

Арво Пярт родился 11 сентября 1935 г. в эстонском городе Пайде, но с двух лет его семья переехала в город Раквере, где он и провел свои детские и юношеские годы и который он считает своей родиной. Вот что об Арво Пярте пишет наиболее авторитетный музыкальный словарь Гроува (Издательство "Практика", 2001):
Эстонский композитор. В 1963 окончил Таллинскую консерваторию по классу композиции Хейно Эллера. (ученика А.К. Глазунова и знаковой фигуры для нескольких поколений эстонских композиторов, автора первых эстонских симфоний. – В.О.) В 1957-67 работал звукорежиссером Эстонского радио В 1962 удостоился всесоюзной премии за детскую кантату "Наш сад" и ораторию "Поступь мира". В своих ранних произведениях следовал эстетическим нормам социалистического реализма, однако вскоре обратился к серийной технике (Perpetuum mobile, 1963) и технике коллажа (Симфония № 2 [1966], Pro et contra для виолончели с оркестром [1966] и др.).
С начала 1970-х активно занимался изучением старинной музыки и до 1976 сочинял мало. Знакомство с григорианским пением и средневековой полифонией определило направленность творческой эволюции П. Третья симфония (1971) ознаменовала сдвиг в сторону диатоники, модальности и благозвучия.
В середине 1970-х П. пришел к новому стилю, основанному на простейших звуковых элементах - трезвучии и движении по тонам диатонического звукоряда; П. назвал его tintinnabuli (лат. "колокольчики") и охарактеризовал как "бегство в добровольную бедность". Первые же произведения, созданные в этом стиле, - Arbos, Fratres, Summa, Tabula rasa, Cantus ("Песнь") памяти Бриттена для колоколов и струнных (1977) - принесли П. мировую известность и исполняются весьма широко, в т ч. в позднейших авторских редакциях.
В 1980 П. эмигрировал из СССР и вскоре поселился в Берлине. Стиль tintinnabuli был развит им в многочисленных партитурах, проникнутых смиренным и возвышенным религиозным духом; среди самых значительных - Pan intervallo для 4 блокфлейт или органа (1980), De profundis для мужского хора и органа (1980), Passio Domini nostri Jesu Chnsti secundum Joannem ("Страсти по Иоанну" на латинский текст) для солистов, хора, 4 инструментов и органа (1982), Stabat mater для 3 голосов и струнного трио (1985), Те Deum для 3 хоров, фп., струнных и магнитофона (1985), 7 антифонов к Магнификату (на нем тексты, 1988), Магнификат (1989), "Богородице Дево" для хора a cappella (1990), Берлинская месса для хора и органа или струнных (1990-91), "Канон покаянен" для хора a cappella (1998).

А сам композитор в беседе со студентами Латвийской музыкальной академии характеризует резкое изменение своего музыкального стиля так:
Вопрос: Ваше нынешнее творчество определено некоторыми музыковедами как "новая духовность"....
А. Пярт: Все подобные названия – это фантазии музыкальных критиков. Назвать можно, как угодно. Я думаю, что во всем мире такие ростки возникли почти одновременно – в Америке, в Европе, в Австралии. Новое чувство, новая потребность - другого подхода к музыке, к звуку. Просто был такой... авитаминоз. Ну сколько можно глотать колючую проволоку? (Имеется в виду музыкальный модерн.) Я естественным образом стал искать связь музыки с телом, с дыханием. Не вялые какие-нибудь сентименты, а что-то такое серьезное, тайное, интимное. И вечное.
Возьмите любовь. Ведь не существует "модерная" любовь. Человек всегда имеет потребность в ней - как две тысячи лет назад, так и сейчас. Есть ценности, неизменно проходящие через века. Так же и музыка. Мы бы не могли воспринимать музыку прежних веков, если бы у нее не было прямой связи с нами. И если мы будем слушать свой внутренний голос, то естественным образом придем к более простой, прямой и чистой музыке.

Нынешний стиль Арво Пярта довольно точно описывает епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев) (РПЦ МП): " Суть техники "тинтиннабули" заключается в стремлении к максимальной простоте музыкального языка и опоре на терцовые созвучия. Стиль "тинтиннабули" вырос из музыкального минимализма, характерного для эпохи постмодерна. Пярт исходит из того, что одного звука, одной тональности, одного или двух голосов достаточно для того, чтобы доставить наслаждение слушателю. "Я работаю с простым материалом — с трезвучием, с одной тональностью, — говорит композитор. — Три звука трезвучия подобны колокольчикам, поэтому я и называю этот стиль "тинтиннабули".

В своей духовной жизни Арво Пярт прошел путь от достаточно есттественного для эстонца католицизма (хотя Эстония, в основном, протестантская страна) к православию. Большое влияние на процесс его укоренения в православии оказал архимандрит Софроний (Сахаров) – ученик великого афонского старца Силуана, прославленного в лике святых, и его биограф, основатель монастыря святого Иоанна Предтечи в Эссексе (Великобритания). В доме рядом с этим монастырем Арво Пярт (в крещении - Арефа) проводит несколько месяцев в году, а его дети, когда были в юношеском возрасте, иподьяконствовали в монастырском храме во время богослужений.

В 80-ые годы Пярт пишет исключительно духовную музыку на традиционные католические тексты: "Страсти по Иоанну" (на латинский текст), "Stabat Mater", "Te Deum", "Magnificat", "Miserere", "Берлинская месса", "Beatitudines".

С начала 90-х годов в творчестве Арво Пярта стала преобладать музыка, связанная с православной духовной традицией. Он написал несколько крупных сочинений на православные церковные тексты, такие как "Канон покаянен" на слова Андрея Критского, "Триодион" на слова Триоди постной и др. Да и его камерные и инструментальные сочинения пронизаны духом православия. Так написать "Песнь Силуана" Пярта подвигли слова великого афонского старца: "Скучает душа моя о Господе, и слезно ищу его. Как мне Тебя не искать? Ты прежде взыскал меня и дал мне насладиться Духом Твоим Святым, и душа моя возлюбила тебя. Ты видишь, Господи, печаль мою и слезы... Если бы Ты не привлек меня Своею любовью, то не искал бы я Тебя так, как ищу, но Дух Твой дал мне познать Тебя, и радуется душа моя, что Ты мой Бог и Господь, и до слез скучаю я по Тебе". Об этом пишет в своей статье епископ Иларион.

"Арво Пярт известен сегодня во многих странах мира, его произведения с большим вниманием воспринимаются в разных христианских конфессиях и издаются большими тиражами. Россия в этом плане осталась tabula rasa", - заявил на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в Москве протоиерей Всеволод Чаплин. При этом он выразил надежду, что "юбилей композитора позволит привлечь внимание россиян к его творчеству". Как я писал выше, в этом утверждении о. Всеволод не во всём прав – всё же музыка Пярта, по крайней мере, в Москве, звучит, хотя и не так часто, как хотелось бы.

Но постоянно звучит она на его родине в Эстонии, особенно в городе, который он считает родным, в Раквере. Ежегодно 11 сентября ракверские дома украшаются триколорами. В этот день столица Ляэне-Вирумаа чествует своего земляка. С 1995 года А. Пярт является почетным гражданином Раквере. Отмечать его день рождения, конечно же, будут и в этом году. 28 сентября, в день празднования Воздвижения Креста Господня, в 18 часов в храме Рождества Пресвятой Богородицы Эстонской Православной Церкви Московского патриархата в Раквере будет "Канон покаянен". Исполнит канон Камерный хор Эстонской Филармонии под управлением Тыну Кальюсте, которым Пярт и посвятил свое произведение.

Концерт в раквереском храме является заключительным концертом юбилейного международного фестиваля "Rakvere Arvo Pärt Festival 2005", который пройдет по всей Эстонии: в Раквере, Таллинне, Пярну, Тарту и Пайде с 11 по 28 сентября. Художественный руководитель фестиваля и дирижер большинства концертов - Пауль Хиллер. В фестивальных концертах также примут участие такие известные исполнители как органист Christopher Bowers-Broadbent, вокальный ансамбль Theatre of Voices. Кроме "Канона покаянена" будут исполнены произведения А.Пярта "Passio", "Stabat Mater", "Miserere". Концерты в городе Раквере бесплатные. Из Таллинна на концерты организуются специальные автобусы. Информация о фестивале: http://www.partfestival.com/

Уже много лет Арво Пярт – признанный автор духовной музыки, исполняемой как в церквях, так и концертных залах. Причем духовной не по названиям и используемым текстам, а по своей глубинной сущности. Вот как охарактеризовал музыку Пярта другой известнейший музыкант из стран Балтии литовский дирижер Саулюс Сондецкис в беседе на радио "Свобода": "Музыка Пярта глубоко духовная, очень медитативная. Он создал такой стиль, который лечит раны нашего века. И то, что сейчас происходит в мире - эта поп-культура - это только развлекательность и ухода человека внутрь себя очень мало. Его музыка - это полный уход внутрь себя и полное постижение душой непостижимого божества. Он, фактически, пишет религиозную музыку, хотя и инструментальную. Даже когда мы играем, например, Orient Oxidеnt, под оркестровой партитурой написаны слова, это - молитвы, по-русски, поскольку он исповедует православную веру. Это молитва веры в единого Бога, и когда мы играем, я, играя инструментальную музыку, мысленно выговариваю написанные слова, и тогда нахожу адекватные ответы в артикуляции той партитуры, которою он создал. Кто как хочет, пусть так и верит. Те, кто любят музыку Пярта, не обязательно должны быть православными. Но люди должны иметь хоть какую-то связь с духовной жизнью. Люди, способные на медитативное мышление, на созерцание, находят в его музыке состояние, которое индусы называют нирваной".

"Сегодня многие ищут выражения подлинного религиозного чувства. Музыка Пярта является одним из прямых путей передачи мыслей и чувств человека к Богу", - отметил на упомянутой пресс-конференции отец Всеволод Чаплин. По его словам, особо радует, что А. Пярт, давно покинувший родину, сохранил тесную духовную связь с Русской Православной Церковью и является постоянным прихожанином ее храмов. "Я надеюсь, что его вселенская душа будет услышана как можно большим количеством людей как душа человека, находящего свое выражение в искусстве", - сказал отец Всеволод.

Арво Пярт, так же, как и его современник и покойный друг Альфред Шнитке, не боится обвинений в том, что ему бросят, перефразируя Базарова, "Арво, не пиши красиво!" Он пишет красиво, но не красотой пышного барокко, а скупой красотой старинных русских икон или средневекового готического искусства. Его сегодняшнее искусство сродни григорианскому хоралу по своей строгости и прозрачности.

Существует точка зрения, с ней был согласен и Альфред Шнитке, что вся музыка существует от века и что подлинный композитор, действительно достойный этого звания, а не какой-нибудь тапер и создатель однодневной попсы, обладает особым слухом, чтобы слышать её и, ныряя в глубины вечности, вылавливает ее оттуда. (Шнитке говорил мне, что он не сочинят музыку, а слышит её.) А глубину погружения определяет степень его таланта. Так вот: Арво Пярт, сдается мне, ныряет в эту среду на максимально доступную человеку глубину. По крайней мере, человеку современному, если не вообще человеку всех времен. Может быть на ту же, которая была доступна разве что лишь И.С. Баху.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования