Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
22 августа 18:01Распечатать

Борис Колымагин. СВЯТОЙ БРАТ РОЖЕ. Чего испугался протоиерей Александр Борисов?


Когда человек приходит к Богу и ко Христу, его порой не интересуют конфессиональные различия. Он вступает в новую жизнь, вступает на путь Жизни. Он становится христианином, членом Церкви.

Конечно, по мере "воцерковления" такой новообращенный начинает "конфессионально окрашиваться". Но ко спасению его все же ведут не споры о том, спасутся ли последователи Кальвина и паписты, что ждет раскольника имярек. Спасает Сам Бог, Который смотрит на путь человека.

Церковь, и об этом уже говорилось неоднократно, имеет не только сакраментальные и канонические границы, но и границы мистические. И именно их существование переводит "экуменическую проблему" из области конфессиональной политики в область богословия. Фактически, это подтвердил и Папа-антиэкуменист Бенедикт XVI, преподавший протестанту Роже Щютцу причастие.

Мученическая кончина брата Роже заставила многих опять заговорить о преодолении христианского разделения. Не как о "ереси XXI века", а как задаче для всех христиан.

Брат Роже у руководства РПЦ МП пользовался, безусловно, авторитетом. Не случайно московское священноначалие благословило совершать в Тэзе Евхаристию для православных на специально переданном антиминсе. А православные, после падения "железного занавеса", ехали сюда охотно. Их привлекал сам дух общины. Память брата Роже молитвенно почтили многие православные, начиная с Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Правда, большинству из них пришлось это сделать келейно. Так, прихожане московского храма святых Космы и Дамиана в Шубино, которые были одними из самых частых гостей Тэзе, не решились вознести за экуменического мученика публичные молитвы. Хотя, казалось бы, для этого прихода не должно быть ничего необычного в том, чтобы помолиться за протестанта? К тому же, Церковь Московского патриархата молится, например, за неверующую власть "и воинство ея".

О. Александр Борисов, настоятель храма, пользующийся в Москве репутацией "либерала", на праздник Преображения попросил собравшихся просто почтить память брата Роже минутой молчания. "Я много думал, как поступить, – сказал священник, – и решил, ради канонической дисциплины и чтобы не раздражать наших братьев и сестер, не совершать общую молитву. Пусть каждый помолится келейно".

О. Александра можно понять: "братья и сестры фундаменталисты" - большие спецы по раздуванию скандалов. Достаточно вспомнить, как под влиянием радиостанции "Радонеж" оказался под запретом всемирно известный иконописец архимандрит Зинон с братией. Но эта "минута молчания" в храме "страха ради иудейска" все-таки оставила странное впечатление.

Фундаментализм сегодня диктует правила поведения церковному народу. При этом очевидно, что фундаменталистами движет дух буквы. И он постепенно превращает Церковь в большую "тоталитарную секту".

Равнодушно смотреть дальше на эту ситуацию нельзя. По-хорошему, чтобы наши братья и сестры фундаменталисты "не западали" там, где они не должны "западать", их нужно просто огласить - то есть рассказать им об истинах веры. По благословению священноначалия. И, видимо, время оглашения для них должно быть такое, какое отводилось в Древней Церкви для оглашения бывших жрецов, ибо они принесли в постсоветскую Церковь чуждый ей дух. Пора публично говорить о фундаменталистах в принципе как о людях, нуждающихся в воцерковлении.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования