Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
18 августа 17:28Распечатать

Михаил Ситников. ВАРИАЦИИ НА "ГОЛУБУЮ" ТЕМУ. Уголовно ненаказуемое деяние является нравственным преступлением с религиозной точки зрения


Обратиться к столь скандальной и аморальной стороне жизни нашего общества заставляет недавнее предложение главы Духовного управления мусульман Нижегородской области Умара Идрисова забрасывать камнями гомосексуалистов в связи с тем, что "распространение гомосексуализма и других подобных явлений является свидетельством приближения Судного дня".

Российские гомосексуалисты, как известно, обратились с официальной заявкой о проведении гей-парада в Москве, на что покуда нет ни отказа, ни разрешения. Для России подобного рода мероприятие было бы беспрецедентным по многим причинам. Ведь, несмотря на то, что марши разного рода маргиналов в столице стали привычным явлением, "голубые" - это статья особая не только в нашей стране, но и во многих других. Проблема отношения к так называемой "нестандартной сексуальной ориентации" – гомосексуализму - в той или иной мере присутствует в обществах всех стран, независимо от уровня их цивилизованности и культуры. Происходит это потому, что упомянутое явление, хотя и представляет собой феномен психофизиологического порядка, постоянно травмирует основы общепринятого здравого стереотипа культурных установок человечества. Но то, что "нестандартная ориентация" существует и ей подвержено немалое количество людей на всех континентах, это "медицинский факт". А раз так, то как гетеросексуальному, то есть "традиционно ориентированному", большинству сосуществовать с этим?

В традиции большинства человеческих сообществ, в том числе и в нашей стране, "нетрадиционная ориентация" воспринимается крайне агрессивно. Ее приверженцы, даже при условии соблюдения правил приличия, воспринимаются абсолютным большинством людей изгоями, подверженными явному пороку, что ставится им в вину, смыть которую невозможно до самой смерти. Это справедливо и для мест лишения свободы, и для закрытых VIP-клубов и высших кругов государственного чиновничества. Презрительно-брезгливое отношение к гомосексуалистам, независимо от того, достигают ли они предмета своего вожделения криминальным путем или проводят свой "досуг" в условиях групп себе подобных, укоренилось в российской культуре и воспринимается как естественная реакция нормального человека на нечто, выходящее за все рамки дозволенного. Не ошибусь, если скажу, что к убийцам, грабителям и прочим людям, запятнанным тяжкими преступлениями против личности, отношение в нашем обществе гораздо более лояльное, чем к "голубым". Уголовные преступления, как правило, можно хотя бы с натяжкой, но оправдать – бедностью, жадностью, глупостью или желанием самоутверждения, наконец. Но противоестественные сексуальные влечения никакому оправданию не подлежат.

По мнению физиологов, случаи нетипичного, в том числе гомосексуального, влечения наблюдаются у всех высших млекопитающих, включая человека. В условиях общепринятой нормы они одинаково совпадают со временем общего физиологического созревания и у собак с кошками, и у мальчиков с девочками, приходясь для последних в среднем на возраст 10-13 лет. Если склонность к "нетрадиционной ориентации" у человека не обусловлена каким-либо психическим или соматическим расстройством, то она никак и не проявляется. Формирование правильной ориентации обеспечивается во многом культурной общественной традицией, в которую входят и условия воспитания – в семье, в среде сверстников, в учебных заведениях, посредством круга интересов. По причине серьезных в наши дни издержек домашнего и учебного воспитания, вот уже два десятилетия большинство подростков в России предоставлены тому, что принято называть "улицей". Но даже она, способствуя раннему приобретению детьми сексуального опыта, в очень редких случаях становится причиной развития у них в дальнейшем "нестандартной ориентации" – общественный стереотип представлений о ее неприемлемости актуален и в этих условиях.

Мнения российских и зарубежных сексологов в определении психофизиологического статуса гомосексуализма заметно разделяются. Одни считают "нетрадиционную сексуальную ориентацию" исключительно результатом стечения обстоятельств – воздействия среды, своеобразного воспитания и ранней "зацикленности" на гомосексуальных "ценностях". Другие убеждены, что оказаться адептами гей-культуры суждено лишь людям, имеющим к этому особую склонность, обусловленную генетически. В их понимании склонность к гомосексуализму - это не "заразная" и в подавляющем большинстве случаев не опасная для социума врожденная психическая аномалия, подобная, в некотором роде, предрасположенности к алкоголизму, клептомании (непреодолимой тяги к бессмысленному воровству) или дромомании (безудержной тяги к бродяжничеству). Как бы то ни было, но даже по причине своей относительной маргинальности эту сексуальную перверсию справедливо рассматривать, как болезненную "не норму". Тем более, что особенно серьезно пораженными ею оказываются, как известно, те общественные группы, которые постоянно подвергаются сильным психическим нагрузкам. Это актерская и музыкальная среда, артисты балета и цирка, работники эстрады и шоу-бизнеса, монашествующее духовенство, включая высшие слои церковной иерархии. Последнее выглядит, конечно, особенно прискорбно из-за слишком высокой степени непристойности, несоответствия публичного статуса реальному образу жизни (не говоря уж о несоответствии декларируемых убеждений реальным принципам поведения). Однако особо болезненное восприятие гомосексуализма в церковной среде, вероятно, вызвано, в основном, его конфликтом с распространенной в нашем обществе мифологемой, что священнослужители должны быть "Божественными". В то время как монашествующие находятся в той же зоне риска постоянного соблазна, что и любые шоумены, только "с обратной стороны". Если артисты балета едва ли не круглые сутки вынужденно вступают в тактильный контакт с телами партнеров, то соблюдающие обет безбрачия монашествующие, независимо от их усердия в этом, подсознательно испытывают постоянное давление неизбежного для любого здорового человека либидо.

В иудаизме и христианстве противоестественные, в том числе гомосексуальные, контакты однозначно считаются серьезным грехом, приравниваясь к другим извращениям: "Не ложись с мужчиною, как с женщиной, это мерзость. И ни с каким скотом не ложись, чтобы излить семя и оскверниться от него; и женщина не должна становиться перед скотом для совокупления с ним. Это гнусно", - указывает книга Левит (18, 22-23). Аналогичная оценка дается этому явлению и в новозаветном тексте Библии. В послании апостола Павла к Римлянам, например, говорится: "Подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия" (Римл., 1,27-29). То же подтверждает апостол и в Первом послании к Коринфянам: "Или вы не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники" (1 Кор., 6,9).

Нельзя не отметить при этом, что в оценке противоестественных влечений русский переводчик использовал слово "мерзкий", образованное от корня "мьрзъ" (смертельный холод) и означающее "холодный оттого, что мертвый". Кроме того, внимательный читатель Священного Писания заметит, что в Послании к Римлянам апостол Павел недвусмысленно указывает на гомосексуализм как на причину неизбежно связанных с ним иных тяжких грехов – злобы, зависти, убийства и других. В справедливости этого, кстати, мы и сейчас имеем возможность время от времени убеждаться, сталкиваясь в уголовной хронике, например, с жестокими убийствами в среде геев "на почве ревности".

Вопросы, касающиеся сексуальных меньшинств, стали заметно актуальней для СМИ по причине последней инициативы российского "голубого сообщества". В связи с этим вспоминается одна из недавних передач радиостанции "Эхо Москвы", где обсуждался вопрос об уместности проведения в Москве официально заявленного "гей-парада". Кроме ведущего в прямом эфире принимали участие один из представителей гей-сообщества и известный московский священник о. Александр Борисов, аргументы и высказывания которого были также характерны для христианского взгляда на проблему гомосексуализма. О побивании геев камнями священник, разумеется, не говорил. Но позиция его была, тем не менее, бескомпромиссной: такая акция, как гей-парад в Москве, абсолютно неприемлема, а культивирование, пусть даже в клубном кругу, гомосексуальных отношений представляет собой одну из самых больных язв нашего общества, если мы говорим о его христианской, православной перспективе. В то же время известно, что гомосексуальная субкультура не представляет собой порождение исключительно новейшего времени или современности. Подобного рода отношения между представителями одного пола не представляли ничего необычного, к примеру, в культуре Древней Греции, где считались прерогативой знати. Гомосексуально окрашенные артефакты можно найти в памятниках зороастризма, индуизма, римского язычества и раннего ислама, где праведникам в раю наряду с прекрасными гуриями были обещаны не менее прекрасные мальчики. То есть, отношения такого рода органично присутствовали в культурах весьма высокого уровня, но были вынесены за рамки приемлемости в процессе развития христианства. Об этом упоминал и о. Александр, подчеркивая, что и сегодня гей-культура, по сути, самостоятельно исключает себя из поля христианской цивилизации, независимо от того, насколько лояльным может быть отношение к ней в секулярном обществе.

Другой стороной восприятия гомосексуальной субкультуры можно считать светскую или правовую. После упразднения в российском Уголовном кодексе статьи, предусматривающей наказание за факты добровольной гомосексуальной связи, государство и общество де-факто признали право гомосексуалистов на независимое существование, а значит и на осуществление всех вытекающих отсюда гражданских свобод. Строго говоря, в соответствии с таким законодательством геи имеют полное право и на устроение своего парада, и на рекламу, и на однополые браки. Единственное, что оказалось бы однозначно невозможным, если бы положения закона были доведены до "логического конца", так это усыновление гей-парами детей, защищенных законом. Во всем остальном не замешанные в каком-либо криминале гомосексуалисты являются полноправными гражданами, и ущемление их прав и свобод противозаконно.

Нетрудно заметить, что в связи с вопросом о статусе гей-культуры в России сегодня наблюдается серьезный конфликт. С одной стороны, в условиях светского государства общепринятая этика и законодательство гарантируют ей такое же полноправное существование, как и в других странах, за исключением мусульманских. С другой стороны, декларация о возрождении христианской (православной) культуры предполагает полную неприемлемость этого явления и перспективу перемещения его в состояние "вне закона". Кроме того, дискриминации в отношении гей-культуры несомненно будут способствовать и общественные настроения, основанные на тех общекультурных традициях восприятия гомосексуализма, о которых мы уже упоминали. Коллизия, что ни говори, довольно сложная, но так или иначе требующая осмысления и разрешения.

Подобная ситуация назревала в 1960-х годах в США. Несмотря на крайнюю непопулярность сегодня в России американского опыта, надо сказать, что проблема гомосексуализма там воспринималась и рассматривалась почти так же, как в современной России. Соединенные Штаты, как известно, страна, в основном, протестантская, и американское общество до сих пор (а в 60-х тем более) во многом придерживается пуританских взглядов. Геи в Америке презирались и преследовались общественным мнением, осуждались Церковью точно так же, как в нашей стране. Ситуация переломилась в 1969 году, когда нью-йоркская полиция устроила погром в "голубом баре" Стоунуолл, где получила от его членов серьезный вооруженный отпор. В результате рассмотрения этого прецедента появилось общественное движение гомосексуалистов, которое буквально через пару лет охватило почти все остальные штаты. Сегодня же, несмотря на то, что официальный представитель сексуальных меньшинств имеется и при Белом доме, гомосексуализм остается - по мнению абсолютного большинства американцев - болезненным извращением естественной человеческой природы, осуждается всевозможными религиозными организациями, но… не представляет какой-либо социальной или психологической проблемы для основного населения страны.

Американские геи в наши дни устраивают фестивали и парады, в которых участвуют представители гей-сообществ других стран, в том числе России. Снимают фильмы, занимаются бизнесом, открывают собственные клубы. Но остаются при этом закрытой субкультурой, которая не имеет никакого общественного веса и мало кого вне ее интересует. Иначе говоря, теперь геев не презирают, а тем более не ненавидят. Их не замечают.

Вероятно, и в России разрешение проблемы гомосексуальных сообществ могло бы развиваться в похожем направлении. Во всяком случае, это было бы наиболее разумно, так как означало бы одновременно и сохранение уважения к пусть необычным, но полноправным гражданам страны, и приобретение обществом морального иммунитета против неестественных проявлений человеческой сексуальности. Тем не менее, с учетом нашего менталитета, остается риск того, что спустя время, как правило, признается в нашей стране "перегибами". В традиционно интеллектуальной Германии периода Третьего рейха, как известно, гомосексуалисты, наряду с особо злостными уголовным преступниками, подлежали расстрелу. Надо думать, что подобные способы "оздоровления общества" остались в прошлом навсегда. Но правовое насилие в отношении социальных групп, не укладывающихся в прокрустово ложе возможного авторитарного режима, было бы вполне вероятным. Особенно в том случае, если политика и идеология в стране будет определяться, не дай Бог, "православными" представлениями разного рода "зюгановых", "рогозиных" и "жириновских".

Тем не менее, нельзя пройти мимо того, что гомосексуализм, будучи деянием, ненаказуемым в уголовном порядке, с точки зрения большинства религий мира в том числе всех, называемых мировыми, однозначно остается тяжким преступлением против нравственности. Так что проблема эта требует своего решения и не позволяет закрывать глаза.

Михаил Ситников,

для "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования