Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
16 августа 17:55Распечатать

Раввин Авром Шмулевич. ИЗГНАНИЕ ЕВРЕЕВ ИЗ ГАЗЫ: Неужели Б-г евреев спит?


Поселенцы. В течение последних тридцати лет несколько десятков тысяч евреев добровольно предпочли жизнь, полную опасностей и лишений, поставили себя в трудные условия – ради, казалось бы, иллюзорной мечты об освобождении Земли Израиля. Своей жизнью "митнахалим" – еврейские поселенцы в Газе, Иудее и Самарии - решили добиться воплощения в жизнь древних пророчеств Библии. Жизнь в поселениях всегда была трудна – материальные условия, оторванность от городских центров, постоянная опасность. В последние десять лет, после начала "процесса Осло", она стала еще намного труднее и опаснее: значительная часть погибших от рук арабов составляют именно поселенцы, практически каждая поездка за ограду поселения сопряжена со смертельным риском.

Каждый из "митнахалим" может назвать десятки своих друзей или личных знакомых, мужчин и женщин, детей и стариков, таких же "обычных граждан", как и он сам, - павших от пуль и ножей арабских убийц. Жители Хеврона, например, в течение нескольких лет жили под практически постоянным огнем арабских снайперов, жители поселений сектора Газы- под постоянным минометным огнем.

Не менее велики и проблемы материальные: нормально оплачиваемой работы в самих поселениях мало, а поездки в крупные центры не только опасны и дороги, но, в условиях интифады, занимают массу времени. Некоторые из поселенцев, работающих в центре Израиля, приезжают домой только на субботу. К тому же, и экономический кризис, и политика "затягивания поясов" (например, отмена пособий многодетным семьям) больно ударила в первую очередь по поселенцам. К этому надо прибавить открытую враждебность и масс-медиа, и правящего Израилем истеблишмента, и официальных структур. В последние годы сюда прибавилось и стремление самого же израильского правительства изгнать евреев из поселений.

В общем, за привилегию быть, как они сами считают, авангардом своего народа, за привилегию жизнь на освобожденных территориях, поселенцам приходиться платить, и платить дорого - деньгами, потом и кровью. Нормальный, "мыслящий по-современному", "экономический" человек должен был бы предпочесть безопасную материальность трудной и невыгодной мечте – однако за годы интифады общее население освобожденных еврейских территорий только продолжало расти. Реакция на объявленное правительством изгнание евреев из Газы и Северной Самарии также оказалась "экономически неоправданной" - вместо борьбы за увеличение компенсаций подавляющее большинство поселенцев начало борьбу против правительства, за право и дальше жить под минометным огнем. В результате предложенные Шароном конечные условия оказались много хуже того, что, теоретически, могли бы добиться депортируемые. А от трети до половины семей жителей еврейской Газы вообще отказались принять предложенные правительством деньги – и оказались, наоборот, объектом экономических санкций режима Шарона.

Примеры индивидуального героизма, самопожертвования одиночек или маленьких групп во имя той или иной идеи – не редкость. Но в истории "современного мира" можно найти мало примеров героизма коллективного, когда целая социальная группа (а поселенцев сейчас - почти триста тысяч человек) так явно предпочитает идеальное – материальному. "Современный мир" привык и считает за норму то, что "счет в банке" обычно весит более, чем "древние пророчества". Еврейские поселенцы Газы, Иудеи и Самарии показали, что эта мера – все еще не абсолютна.

***

Но какова духовная суть происходящего? Где же Б-жественная справедливость? За что Еврейский Б-г так жестко обходиться с самым преданными Своими сынами? "С пришедшим исполнить заповедь не случиться зла", - говорит Талмуд. Поселенцы же получают вместо обещанной Торой награды – пули и депортацию.

Основной грех, основная ошибка, совершенная еврейским народом за всю его историю (а если мы принимаем взгляд Библии на историю Израиля как на священную история Мира – то за историю всего Человечества), – это "грех разведчиков", когда евреи отказались принять во владение переданную им Всевышним в вечное владение Землю Обетованную, Землю Израиля.

Вот что рассказывает Пятикнижие (Книга "Бемидбар" (Числа), глава "Шлах", 13: 1 - 14:37):

"И Г-сподь сказал Моше, говоря: Пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Кнаанскую, которую Я даю сынам Исраэля; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них. …И послал их Моше высмотреть землю Кнаан, и сказал им: поднимайтесь, вот, на юг, и взойдите на гору; И осмотрите землю, какова она, и народ, живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен? И какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? И каковы города, в которых он живет, в станах или в крепостях? И какова земля, тучна ли она или тоща? Есть ли на ней деревья или нет? Будьте же смелы и возьмите плодов земли. …И возвратились они по обозрении земли через сорок дней. И пошли, и пришли к Моше и к Аарону, и ко всей общине сынов Исраэля в пустыню Паран, в Кадэйш, и принесли ответ им и всей общине, и показали им плоды той земли. И рассказали ему, и сказали: пришли мы в землю, в которую ты посылал нас, и действительно, течет она молоком и медом; и вот плоды ее. Но силен народ, живущий на земле той, и города укрепленные, весьма большие; также детей Анака (великанов) мы видели там. …Но Калэйв успокаивал народ пред Моше и сказал: непременно взойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее. Люди же, которые ходили с ним, сказали: не можем мы пойти на народ тот, ибо он сильнее нас. И распускали худую молву о земле, которую обозрели, между сынами Исраэля, говоря: земля, которую проходили мы, чтобы обозреть ее, это земля, поедающая живущих на ней; а весь народ, который видели мы на ней, люди великорослые.Там же видели мы исполинов, сынов Анака, из исполинов; и мы были в глазах своих саранчой, такими же были мы в их глазах.

И подняла вопль вся община, и плакал народ в ту ночь. И роптали на Моше и на Аарона все сыны Исраэля, и сказала им вся община: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или в пустыне этой умерли бы! И зачем Г-сподь ведет нас в землю эту, чтобы пали мы от меча? Жены наши и дети наши станут добычей. Не лучше ли нам возвратиться в Египет?И сказали друг другу: назначим начальника и возвратимся в Египет. И пали Моше и Аарон на лица свои пред всем собранием общины сынов Исраэйля. А Йеошуа, сын Нуна, и Калэв, сын Йефунэ, из обозревавших землю, разорвали одежды свои. И сказали всей общине сынов Исраэйля: земля, которую мы проходили для обозрения, земля эта очень, очень хороша. Если благоволит к нам Г-сподь, то введет нас в землю эту и передаст ее нам, землю, которая течет молоком и медом. Только против Г-спода не восставайте и не бойтесь народа земли той; ибо он достанется нам на съедение, ушла от них тень их (защита); с нами же Г-сподь, не бойтесь их. И сказала вся община: забросать их камнями! Но слава Г-сподня явилась при шатре соборном всем сынам Исраэйля. И Г-сподь сказал Моше: доколе будет гневить Меня народ сей? И доколе не уверятся они во Мне при всех знамениях, которые делал Я в среде их? Поражу его мором и истреблю его, и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его. И сказал Моше Г-споду: услышат Египтяне, что (знают, как) вывел Ты силою Твоею народ этот из их среды, И скажут жителям земли этой, которые слышали, что Ты, Г-споди, в среде народа этого, что лицом к лицу являлся Ты, Г-споди, и облако Твое стоит над ними, и в столпе облачном идешь Ты пред ними днем, и в столпе огненном ночью, (Если) умертвишь народ этот, как одного человека, то скажут народы, которые слышали славу Твою, так: "Из-за недостатка силы у Г-спода привести народ сей в землю, которую Он клятвою обещал им, погубил Он их в пустыне". Пусть же теперь возвеличится сила Г-сподня, как Ты сказал, говоря: "Г-сподь долготерпелив и многомилостив, прощает вину и преступление, но очистит (раскаявшихся), не очистит (нераскаявшихся); Он вспоминает вину отцов и детям, и внукам, до четвертого поколения". Прости же грех народа этого по великой милости Твоей и как прощал Ты народ этот от Египта и доселе. (20) И сказал Г-сподь: простил Я по слову твоему. Однако, как жив Я и славой Г-сподней наполнится вся земля, Так все эти люди, видевшие славу Мою и знамения Мои, которые Я совершал в Египте и в пустыне, и испытывавшие Меня уже десять раз, и не слушавшие гласа Моего, Не увидят земли, которую Я клятвенно обещал отцам их; и все гневившие Меня не увидят ее. Раба же Моего, Калэйва, за то, что в нем был дух иной и вполне он предан был Мне, его Я приведу в землю, куда он ходил, и потомство его унаследует ее. Амалэйкитяне и Кынаанеи живут в долине; завтра обратитесь и идите в пустыню по дороге к Чермному морю.

И Г-сподь говорил Моше и Аарону так: Доколе злой общине этой роптать на Меня? Ропот сынов Исраэйля, которым они ропщут на Меня, слышал Я. Скажи им: как жив Я, – говорит Г-сподь, – так, (а не иначе), как говорили вы в слух Мне, так же сделаю и вам. В пустыне этой падут трупы ваши и все исчисленные ваши из числа вашего, от двадцатилетнего возраста и выше, за то, что роптали вы на Меня. Не войти вам в страну, о которой Я, подняв руку Свою, (клялся) поселить вас в ней, кроме Калэйва, сына Йефунэ, и Йошуа, сына Нуна. Дети же ваши, о которых вы говорили: "добычею станут они", их введу Я, и они узнают землю, которую вы презрели. А ваши трупы падут в этой пустыне. А сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет и пострадают за распутство ваше, доколе не истлеют трупы ваши в пустыне. По числу дней, в течение которых вы обозревали землю, сорок дней, по году за каждый день, понесете вы наказание за грехи ваши, – сорок лет, – дабы познали вы укоризну Мою. Я, Г-сподь, изрек: вот так и сделаю со всей этой злой общиной, восставшей против Меня: в пустыне этой закончат (жизнь свою) и там умрут. И те люди, которых послал Моше для обозрения земли и которые, возвратившись, возмутили против него всю эту общину, распуская худую молву о земле, Эти люди, распустившие худую молву о земле, умерли от мора пред Г-сподом".

События эти произошли 9 числа месяца ав – и этот день стал для евреев днем бедствий. 9 ава были разрушены и Первый, и Второй иерусалимские Храмы, началось изгнание из Испании, 9 ава началась Первая Мировая война, произошло множество других печальных событий. Все последующие изгнания были следствием именно "греха разведчиков". Причина – евреи испугались того, что землю это придется брать потом и кровью, они хотели и дальше находиться под покровом Славы Всевышнего, сопровождавшей их во время переходов по Синаю, когда Г-сподь Сам удовлетворял все физические нужды еврейского народа. Эрец Исраель позволяет достигнуть огромных духовных высот – но только после трудного и опасного пути, будущие духовные сокровища надо добыть, причем действиями в физическом, материальном мире. Тогда как пребывание в Синайской пустыне, "под сенью Шехины", позволяло хорошо жить, "не напрягаясь", и материально, и духовно.

9 ава Г-сподь поставил Свой народ перед трудным испытанием, и экзамен был провален. И можно сказать, что целью всего дальнейшего исторического существования еврейского народа является попытка все же этот экзамен выдержать. Завоевание Земли Израиля после смерти Моше начинается так: "И послал Йехошуа, сын Нуна, из Шиттима двух мужей-соглядатаев тайно, сказав: идите, осмотрите землю и Йерихо". И в последующее время евреи неоднократно оказывались в ситуации, где вынуждены были выбирать: надежная материальность этого мира, подкрепленная осязаемостью всех пяти чувств, - или опасная духовность, подкрепленная лишь "призрачным" обещанием Всевышнего.

Как известно (об этом говорит и величайший каббалист Аризаль и другие еврейские мудрецы), наше современное поколение (точнее, поколения нескольких последних столетий) – это возвращение, "гилгуль", душ поколения выхода из Египта. При этом, как пишет Аризаль в книгах "Ликутей Тора" и "Сефер а-гилгулим", гилгуль "эрев рав", великого смешения", ставшего катализатором и зачинщиком отступничества евреев, – это души раввинов и руководителей народа. Метафизическая цель существования душ этих поколений, задача их прихода на землю – искупить грех "поколения разведчиков".

***

Жителей еврейских поселений Б-г ставит, казалось бы, перед бессмысленными и жестокими испытаниями – после долгих лет, когда они противостояли арабам, на "пионеров Земли Израиля" ополчилось их собственное правительство.

Однако в каждом поколении Б-гом выделяется авангард. Именно с этим "авангардом" Г-сподь и ведет диалог. С точки зрения еврейской тайной мудрости (эту мысль озвучил рав Бен-Хамо в расположенном на морском побережье сектора Газа поселении Шират а-Ям,название которого переводиться как "Морская песнь"), - метафизическая задачапротивостояния поселенцев практически всему миру, поддерживающему изгнание евреев из Сектора Газы, – именно искупление"греха разведчиков". То, что эта Задача, не была выполнена за все три с половиной тысячи лет, прошедшие после Исхода из египетского рабства, согласно еврейской мудрости, и есть основная причина "бедствий современного мира". Будет ли, наконец, остановлено "черное колесо истории"?

Недельная глава Пятикнижия Моисея (Дварим (Второзаконие), 3:20), которую читали в синагогах всего мира в субботу, предшествующую объявленному Шароном сроку начала изгнания, кончается словами: "Не бойтесь их, ибо Г-сподь, Б-г ваш, Сам сражается за вас".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования