Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
15 августа 18:03Распечатать

Игумен Вениамин (Новик). "ОБЕЗЬЯНЬЕМУ ПРОЦЕССУ" 80 ЛЕТ. Провокационный процесс обошелся его устроителям в 10 000 долларов


На философском языке дарвинизм есть биологический редукционизм. Редукционизмом называется методология сведения сложного к простому. Существует сложная диалектика целого и части: что первично, а что вторично?

Сходство различных организмов удивительно, но прямых экспериментальных данных, подтверждающих гипотезу эволюции, не существует. Никто не наблюдал процесс превращения низших существ в высшие. Даже если для этого нужны миллионы лет, то миллионы лет уже прошли и проходят. Это означает, что в настоящее время должны наличествовать промежуточные виды, т. к. мутации, согласно теории, никогда не прекращаются. Но именно этого-то и нет.

Косвенные данные состоят в указании на структурное сходство многих организмов. Но сходство живых организмов не доказывает их генетической связи, а может объясняться сходными условиями существования. В настоящее время огромное разнообразие живых существ, как хорошо известно, существует "параллельно", и многие из этих существ за миллионы лет существенно не изменились. Аристотель считал, что жизнь зародилась из простейших форм. Платон наоборот полагал, что обезьяны, собаки и другие животные образовались в результате реинкарнаций деградирующих человеческих индивидуумов.

Гипотеза эволюции имеет давнее происхождение и, видимо, отвечает органическому архетипу человеческого сознания, связанному с идеей происхождения как рождения одного от другого. Именно этим объясняется ее популярность и на бытовом уровне.

Дарвинизм можно назвать четвертой опорой марксизма. Напомним, что согласно известной статье В. Ульянова (1913), "три источника" марксизма это – немецкая диалектика, французский социализм, английская политэкономия. Не случайно К. Маркс хотел посвятить свой "Капитал" Чарльзу Дарвину, то тот отказался. Дарвин был настоящим англичанином с соответствующим чувством меры. Он хорошо понимал всю условность своей теории происхождения видов и не отрицал роли Божественного Провидения в формировании сложнейших жизненных форм. Он признавал и главный довод против его гипотезы: отсутствие ископаемых промежуточных видов ("недостающие звенья в цепи эволюции").

Но пришедшие на смену Дарвину бодрые дарвинисты абсолютизировали его гипотезу, объявив её научно доказанным фактом. Характерно, что дарвинизм поддерживали не столько биологи, сколько материалистически мыслящие политики. Прямое и косвенное значение дарвинизма (как биологического материализма) и для нацистской, и для коммунистической доктрин в виде социал-дарвинизма (как расовой и классовой селекции) хорошо известно. Почему бы не помочь естественному отбору искусственным отбором, ускорить, так сказать, процесс, как это делается при гибридизации (евгеника для животных и растений)? Микроэволюция (а точнее: адаптация "внутри" вида) имеется, но макроэволюции (межвидовой) никто не видел.

Столкновение мировоззрений

В начале 1920-х гг. Америка переживала мировоззренческий кризис. Традиционалисты, старые викторианцы, испытывали тревогу по поводу посягательства на моральные устои. Это было время джаза и абстрактного искусства, презрения к сухому закону и входящего в моду фрейдизма. Молодежь, склонная к эпатажу, а также падкая на все новенькое, вступила в традиционный конфликт с "отцами". Нетрудно догадаться, что и набирающий силу дарвинизм, докатившийся, наконец, до Америки, должен был восприниматься молодежными радикалами с восторгом. В те годы теория эволюции ассоциировалась с атеизмом и евгеникой. Между прочим, до начала II Мировой войны в США было стерилизовано ок. 50 000 "недочеловеков".

"Отцы" затеяли, в виде самозащиты, новый "крестовый поход", особенно в южных штатах, где был принят закон, запрещающий преподавание дарвинизма в общественных школах. На языке социологии это был конфликт фундаменталистов и модернистов.

В такой ситуации в июле 1925 г. и состоялся знаменитый "обезьяний процесс" ("monkeytrial", 10-21 июля 1925 г.), значение которого вышло далеко за рамки простого судебного дела.

Началось всё с одной встречи в аптеке небольшого городка Дайтона (штат Теннеси). Некий Джорж Раплейя (Rappalyea), 31-летний менеджер местной угольной компании, член "Американского союза гражданских свобод" (ACLU), громко объявил, что этот союз поддержит любого, кто нарушит антиэволюционный закон штата. Заодно можно было прославить малоизвестный, теряющий своё население, американский городок. Местному попечителю общественных школ Уолтеру Вайту эта идея приглянулась.

Заговорщики договорились позже в той же аптеке с Джоном Скоупсом, 24-летним преподавателем общих дисциплин и тренером школьной футбольной команды, который, заменяя в течение двух недель заболевшего преподавателя биологии, якобы упоминал о существовании теории Дарвина.

"Союзу" удалось поднять шум и инициировать судебный процесс по обвинению Скоупса в нарушении закона штата. Первоначальными инициаторами процесса, т. е. обвинителями Скоупса, были двое его друзей. Таким образом, процесс с самого начала носил провокационный характер. Цель обвинения была не столько в том, чтобы засудить Скоупса, сколько в доказательстве неконституционности антиэволюционного закона штата. Позже к группе обвинения присоединился Уильям Брайан, убежденный сторонник традиционных ценностей, который и оказался главным обвинителем по делу Скоупса. Это был известный юрист, публицист, проповедник и политик, занимавший пост госсекретаря при Вудро Вильсоне. Онтрижды выставлял свою кандидатуру на президентских выборах от Демократической партии. Именно он добился включения в законы штата запрета на преподавание в школах теории эволюции, как противоречащей идее Божественного происхождения человека. В штате Теннеси этот закон, получивший название "Акт Батлера", был принят весной 1925 года.

Главным защитником Скоупса был известный адвокат Кларенс Дэрроу, агностик по убеждениям. Он был известен тем, что спас двух молодых богатых людей от смертного приговора, убедив присяжных, что у обвиняемых была дурная наследственность; это и явилось смягчающим обстоятельством.

В Дэйтоне царило оживление. Дэйтонцы готовились стать центром мира. Над главной улицей висел плакат: "Читал ли ты сегодня Библию?". На углу местный проповедник предупреждал слабоверных, что если здесь, в Дэйтоне, эволюция победит, то христианство рухнет. Но уже побеждала коммерция. Дома освобождались для постояльцев. Для публики, собравшейся на суд, продавались подушки на деревянные стулья в суде – по 10 центов за штуку. Хозяйки вывешивали объявления о недорогих домашних обедах. А однофамилец Дарвина, владелец магазина готового платья, вывесил на главной улице объявление: "Дарвин наПРАВо". Но когда дэйтонцы узнали, что защищать Скоупса и, притом, бесплатно вызвался знаменитый адвокат Кларенс Дэрроу, они посерьезнели. В аптеке у стойки зашумели споры, которые однажды привели даже к пальбе из пистолетов, правда, холостыми патронами. Благочестивые местные дамы маршировали по вечерам через весь Дэйтон, выражая свою поддержку традиционным ценностям.

В первый день судебного разбирательства (10.07.1925) в зале суда присутствовало около 1000 человек, 300 из которых стояли. Председатель суда предложил перенести заседания на открытый воздух, под тент, под которым умещалось около 20 000 человек.

Процесс вышел далеко за юридические рамки – это было столкновение мировоззрений. Брайан утверждал: "Если теория эволюции верна, то христианству наступает конец". Дэрроу парировал: "Да, дело не в Скоупсе, а в самой цивилизации". Он говорил о прогрессе, развитии науки, свободе исследования, пугал средневековьем. Скоупс утверждал, что обязательный учебник по биологии "Hunter’sCivilBiology" содержал в себе некоторые рассуждения в стиле евгеники, что косвенно предполагало теорию эволюции. Вообще-то он не был уверен, что он действительно преподавал дарвинизм.

На седьмой день процесса Дэрроу устроил настоящий экзамен Брайану на предмет его мировоззрения. Он спросил его, как тот понимает библейские чудеса: трехдневное пребывание Ионы в чреве кита, создание Евы из ребра Адама, а также дни творения. Брайан засвидетельствовал свою твердую веру в чудеса, а по поводу дней творения сказал, ссылаясь на Быт. 2,4 (где в английском переводе всё время творения называется "днём"), что их следует понимать не буквально, а как указание на периоды неопределённой продолжительности. Дэрроу обвинил Брайана в том, что он безграмотен как в Священном Писании, так и в биологии. Свидетели защиты принялись увлеченно рассказывать о последних открытиях науки: пилтдаунском человеке, жаберных щелях у человеческого эмбриона, о наличии в человеческом организме 180 рудиментарных органов, унаследованных от более примитивных предков. Они также указали Брайану, что в штате Небраска в 1922 г. было найдено ископаемое "промежуточное звено" в виде окаменевшего зуба одного из предков человека. Суду была продемонстрирована живописная картинка, где было представлено семейство предполагаемого предка. Вся реконструкция была произведена на основе единственного зуба. Защита и свидетели не стеснялись в выражениях, так что Брайан подвергся настоящему высмеиванию. Представители прессы были на стороне защиты. В то же время знания Брайана по теории эволюции в чем-то оказались глубже, чем у защиты. Далее была очередь Брайана экзаменовать Дэрроу, но председатель суда решил, что подобные мировоззренческие дебаты неуместны в зале суда. Это решение было спровоцировано неожиданным заявлением Дэрроу о том, что защита признаёт обвинения в адрес своего подзащитного обоснованными. Речь Брайана, таким образом, не прозвучала, и соответственно, не попала в широко опубликованные материалы судебного процесса. Возможно, Дэрроу опасался вопросов Брайана. Кроме того, защите нужно было не столько оправдание Скоупса, сколько демонстрация антиконституционности антиэволюционного закона штата, что было возможно через обращение в Верховный суд штата.

После восьми дней заседания Скоупс все-таки был признан виновным и его приговорили к минимально возможному штрафу (в случае, если его накладывает жюри) размером в 100 долларов. Адвокаты Скоупса обратились с апелляцией в Верховный суд штата. Четвертый пункт апелляции содержал обвинение в том, что была нарушена Первая поправка к Конституции, запрещающая установление официальной религии, что якобы предполагалось антиэволюционным законом штата. Верховный суд штата отклонил вместе с тремя предыдущими и этот довод, заявив, что отрицание теории эволюции не означает признание какой-либо религии.

Признав, таким образом, конституционность антиэволюционного закона, Верховный суд штата признал также решение городского суда справедливым, но снизил размер штрафа до 50 долларов по процедурной причине. Размер штрафа должно было определять жюри (присяжные), а не судья, который к тому же не мог назначить размер штрафа более чем в 50 долларов. Формально это означало пересмотр приговора, что исключало дальнейшие апелляции. Деятели "Союза" были явно разочарованы. "Союз" заплатил в казну штата штраф 50 долларов, а также 328 долларов в счет судебных издержек. В целом же процесс обошелся "Союзу" в 10 тыс. долларов.

Высмеянный Брайан скончался через несколько дней после процесса, видимо, на нервной почве.

Судебный процесс привлек большое внимание, транслировался по радио и получил большую прессу. Первые страницы газет, включая NewYorkTimes, в течение недели были заняты материалами этого дела. Около 100 репортеров со всей страны находились в Дейтоне. Вокруг процесса была карнавальная атмосфера, местные остроумцы изощрялись во всевозможных шутках. Большинство было на стороне Скоупса. Журнал "Life" поместил на первой полосе фотографию обезьяны, читающей книгу. Генри Менкен, известный журналист из "TheBaltimorSun", запустил в обиход выражение "monkeytrial" ("обезьяний процесс"). Европейская реакция была более сдержанной.

В 1960 году в прокат вышел фильм Стенли Крамера "Пожнешь бурю" ("InherittheWind"), в основу которого был положен ход судебного процесса, только имена действующих лиц были изменены. Ход реальных событий процесса был искажен в пользу противников Брайана.

Сегодня в здании суда, где проходил процесс, устроен музей, и каждое лето там устраиваются инсценировки, воспроизводящие ключевые моменты знаменитого судебного разбирательства.

Что касается "человека из Небраски", то он разделил печальную судьбу своего англоязычного родственника из Пилтдауна (Англия), который оказался очередной фальсификацией, которыми так богата история дарвинизма. В 1927 г. был найден полный скелет обладателя заветного зуба. Он принадлежал дикой свинье, которую считали давно вымершей, но более тщательное изучение показало, что чуть было не ставшая предком человека свинья Catagonusameghino по сей день мирно проживает в Парагвае. Живописные реконструкции "предков" стали потихоньку убирать из музеев.

Что от чего отделять?

"Обезьяний процесс" не остановил антиэволюционное движение в США. К 1927 г. уже 13 штатов приняли в той или иной форме соответствующие законы. Но в 1968 г. Верховный Суд США все-таки решил, что антиэволюционные законы противоречат Первой поправке Конституции США. Действительно, так сложилось, что эволюционизм стал ассоциироваться с атеизмом, а креационизм – с религией. Опять же так исторически сложилось, что атеизм ассоциируется с наукой, которая претендует на самодостаточность своих описаний. А поскольку никому в голову не придет отделять государственные школы от науки, то атеизм как мировоззрение продолжает попутно проникать в школы. Религия же отделена от государственных школ, что косвенно предполагает и отделение от креационизма (гипотезы о сотворении мира Разумным началом – Богом). Но креационизм мог бы выполнять сугубо критическую, не связанную с религий, функцию по отношению к эволюционизму, который часто бывает не столь научным, как он сам себя представляет. Именно это сегодня утверждают в США сторонники креационизма. Дискуссии на эту тему продолжаются.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования