Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
14 июля 18:14Распечатать

Ильдар Мухамеджанов. СТАТУС МЕЧЕТИ АЛЬ-АКСА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МУСУЛЬМАН, и притязания евреев на Храмовую гору


Чтобы понять, каков статус мечети Аль-Акса в исламе, необходимо обратиться к основным исламским источникам, а именно - Священному Корану и Сунне - преданиям о высказываниях и действиях Пророка Мухаммада.

В Священном Коране, в суре 17 "Аль-Исра" ("Перенос ночью"), в аяте 1, говорится о вознесении Пророка Мухаммада на небеса из того места, где позже был возведен храм Единобожия – мечеть Аль-Акса. Кроме того, Пророк сказал: "Седла должны быть подготовлены (для путешествия) к трем Мечетям – Священной Мечети (в Мекке), моей Мечети (в Медине) и Мечети аль-Акса (в Иерусалиме)". Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) добавил: "Молитвы в Мечети Аль-Харам равны 100 000 молитв; в моей мечети 1000; и в Аль-Акса 500 молитвам". В другом хадисе Абу Тар спросил Пророка Мухаммада: "Какая мечеть была построена сначала? Пророк ответил: Аль-Харам, а Аль-Акса была построена 40 годами позже. В еще одном хадисе, который передал Абу Умама Аль-Бахили, говорится, что Пророк Мухаммад сообщил: "Есть еще группа мусульман, побеждающих по праву своих противников до тех пор, пока они выполняют веления Аллаха". Когда его спросили, где они находятся, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "В Иерусалиме и его окрестностях"

Все эти источники подтверждают, что мечеть Аль-Акса - место вознесения Пророка Мухаммада; первая кибла (направление молитвы) для мусульман; одна из трех священных Мечетей, которые мусульмане должны посещать; вторая мечеть, которая была построена на Земле; и не просто святое, но обладающее особой сакральной силой место, где награда за хорошие дела умножается, а грехи прощаются.

Кроме того, многие сподвижники Пророка и знатоки фикха (исламского права, разработанного на основе Корана и Сунны) посещали Иерусалим и мечеть Аль-Акса, а некоторые из них остались там жить. Кроме того, Иерусалим посещали и жили в нем многочисленные последователи Пророка и великие ученые-теологи. Также Иерусалим посещали многие правители-халифы, а один из них, Сулейман ибн абд Аль-Малик, остававшийся в Иерусалиме в течение долгого времени и собиравшийся сделать его своей столицей вместо Дамаска. Существует тесная духовная связь между святыней в Мекке и мечетью Аль-Акса: Авраам, отец всех пророков, возвел Каабу в Мекке, но был похоронен в Хевроне около Иерусалима.

Притязания евреев на "Храмовую гору" основываются на том, что, после прихода евреев в Иерусалим на фундаменте храма ханаанского царя Садека царь Соломон построил свой храм, благодаря чему Иерусалим стал священным местом для еврейских племен, которые сами на себя возложили функции политических и религиозных хранителей города. После вавилонского плена (в 586 г. до н.э.) Иерусалим стал для них объединяющим фактором и символом развития иудаизма в той форме, в которой он существует ныне. Были сложены гимны об Иерусалиме, сформировано этико-правовое учение иудаизма в Талмуде. В этот период появилась известная клятва: "Пусть отсохнет моя правая рука, если я забуду тебя, о Иерусалим!"

Когда на персидский престол взошел царь Кир, он разрешил тем евреям, которые захотят возвратиться на родину, вернуться в Иерусалим. Группа евреев вернулась в 538 г. до н.э., и восстановила храм.

Второй раз храм был разрушен, а евреи рассеяны в 70 г. н. э. императором Титом, что лишь укрепило их чувство тоски от разлуки со Святым городом. Когда на римский трон взошел Адриан, он в 131 г. н.э. разрушил то, что оставалось от иудейского храма, да и сам Иерусалим разрушил до основания.

По прошествии четырех лет на его развалинах был построен новый город, названный Элия Капитолина. Со временем император разрешил евреям посещать руины их храма всего один раз в год - 9 августа. Иерусалим и Палестина всегда очень много значили для евреев, но при этом они всегда и всячески подчеркивали свое монопольное право на распоряжение Святым городом.

При создании сионистского движения его основатель Теодор Герцль заявил: "Если однажды мы получим Иерусалим, и он будет жилым и пригодным к восстановлению любыми средствами, то мы не упустим момента, чтобы убрать из него все, не относящееся к святыням для евреев. Я разрушу все памятники, пережившие столетия". Еврейский историк доктор Исраэль Альдад в интервью американскому журналу "Таймс" подтвердил решимость сионистов разрушить иерусалимские святыни и построить свой храм, заявив, что "Израиль должен построить храм на его историческом месте". Когда его спросили, как это можно сделать, он ответил: "Кто знает, может произойти землетрясение и что-либо еще, что может все изменить". Реализация сионистского проекта на земле Палестины породила конфликты между арабским населением и вновь прибывавшими из разных стран еврейским колонистами.

В частности в Иерусалиме около стены Аль-Бурак, которую евреи называют "Стеной Плача", происходили многочисленные столкновения между палестинцами и евреями. Из-за этих волнений британские мандатные власти в 1930 году назначили международную комиссию, которая должна была установить, кому же принадлежит стена.

На основе анализа показаний палестинцев - владельцев земли - и евреев было установлено преимущественное право мусульман и палестинцев на стену Аль-Бурак. В докладе был сделан вывод, что лишь мусульмане являются владельцами западной стены и только у них есть законные права на нее, так как она является неотъемлемой частью священной площади Харам аш-Шариф, которая находится во владении вакфа. Мусульманам также возвращался проход-тротуар, расположенный перед стеной и перед районом, известным как квартал Аль-Магариба, и расположенный с обратной стороны стены, которая считается, в соответствии с положениями ислама и шариата, местом, стороны которого означают праведность и добро.

В 1967 году между Исламским вакфом Иерусалима и оккупационным правительством Израиля был подписан договор, по которому признавалось, что Харам-аш-Шариф находится в ведении вакфа, подчиняющегося муфтию Иерусалима и Палестины. После подписания мирного договора с Иорданией в 1992 году за ней также признавалось право наблюдения и контроля за Священной Мечетью и производства ремонтных работ, реконструкции, исследований ее текущего состояния.

Ремонт и реконструкция - в данном случае мера совершенно не лишняя, учитывая многочисленные попытки нанести вред мечети. Кроме того, израильский суд неоднократно выносил решения о запрете доступа евреев в Харам-аш-Шариф. Однако представители различных еврейских экстремистских организаций, в первую очередь Комитета подготовки к строительству Храма, с завидным упорством добивались разрешения посещать Харам аш-Шариф, несмотря на то, что еврейская религия запрещает всем евреям, кроме главного раввина, входить туда, чтобы не осквернить Святая Святых. Израильский суд то запрещал, то отменял разрешение на вход в Харам аш-Шариф.

Последний раз этот запрет был наложен после визита туда нынешнего израильского премьера Ариэля Шарона и вспыхнувшей после этого последней интифады. Однако более года назад представители иудейских радикальных движений добились права входа в мечеть, основываясь на религиозном вердикте других раввинов, которые разрешили евреям войти в Мечеть и молиться там. Представители этих течений отвергают идею начала строительства Храма только после прихода еврейского Мессии, как это проповедуют другие раввины. Они заявляют, что не могут быть полностью религиозными евреями, если не помолятся в Храме, потому что большинство священных книг включает множество правил и ритуалов, совершаемых в Храме, и без соблюдения этих священных ритуалов невозможно претендовать на совершенство в вере. Позиции сторон по данному вопросу, что называется, взаимоисключающие, но за представителями еврейских экстремистов стоят власти государства Израиль, которые недвусмысленно заявляют о своей позиции. Так, недавно израильский президент Моше Кацав заявил, что Харам аш-Шариф должен быть поделен между мусульманами и иудеями, приводя в пример раздел мечети Ибрагима (Авраама) в аль-Халиле (Хевроне) после массового убийства молившихся в ней палестинцев еврейским экстремистом Барухом Гольдштейном в 1994 году. Тогда под предлогом обеспечения безопасности израильские власти передали большую часть мечети в распоряжение евреев и прекратили в нее доступ мусульман перед иудейскими праздниками под предлогом предотвращения беспорядков.

Не приходится сомневаться, что в случае реализации установок израильских политических кругов, третью по значимости святыню ислама ожидает участь мечети Ибрагима. Это со всей наглядностью проявилось в начале мая 2005 г., когда под предлогом предупреждения столкновений между мусульманами и евреями, израильская полиция и службы безопасности перекрыли мусульманам доступ в мечеть Аль-Акса. Со временем, конфликт будет только усиливаться, так как в стане еврейских радикалов нарастают мессианские настроения, и с их стороны, прежде всего, со стороны движения "Гуш Эмуним" слышатся призывы ускорить приход мессии, развязав массовую бойню на земле Палестины, которая по их представлениям будет угодна высшим силам и обеспечит торжество специфически ими понимаемой справедливости.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования