Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
10 июня 14:26Распечатать

Климент Фатимский. АРХИМАНДРИТ КЛИМЕНТ ШЕПТИЦКИЙ (1869-1951) - как второй Всероссийский Греко-католический Экзарх. Часть первая


Вступление

"Великороссийские Экзархи о. Леонид Федоров и о. архимандрит Климентий праведностью и святостью жизни достойно стоят рядом со своим учителем и "духовным отцом" митрополитом Андреем Шептицким", - Патриарх Иосиф Слипый[1]

Приступая к рассмотрению личности экзарха архимандрита Климента Шептицкого и его трудов на ниве развития идеи Единства со Вселенской [католической] Церковью, и привлечении к этому единству России, необходимо сказать о достаточно скудном состоянии источников по означенному вопросу. Традиционный абсолютный информационный вакуум в самой России, относительно того, что связано с католичеством восточного обряда в целом, с одной стороны лоббируется РПЦ МП, с другой стороны осложняется пассивностью, граничащей с неискренностью, в лице официальных латинских структур.

Благодаря усилиям отдельных авторов[2], для специалистов доступны книги о первом экзархе Леониде Федорове. Освещение жизни и деятельности второго экзарха архимандрита Климента Шептицкого, приобретя определенный интерес в украиноязычных публикациях, что само по себе не может не радовать, но вполне очевидным остается то, что доступность этой информации для российского читателя, увы, - минимальна.

О существовании третьего экзарха Преосвященного епископа Андрея Каткова (+ 1995 г.) до сего дня не знают даже многие из специалистов по истории церкви, что уж тут говорить о духовенстве и верных, а также о прочих людях из числа наших православных братьев.

Таким образом, актуальность настоящей работы, как говорится, - налицо. Жизненный подвиг великих людей - мучеников, исповедников, молитвенников, пастырей и организаторов Российской Католической Церкви византийского обряда, среди которых наидостойнейшее место занимает отец Климент Шептицкий, заслуживает того, чтобы быть известным народу, в духовной истории которого он оставил глубокий след. Сегодня особо остро стоит вопрос научного изучения, осмысления и глубокого применения его наследия и опыта на благо единства со Вселенской Церковью российского народа.

Источниковедческая база такова: основное место, безусловно, занимают документы, связанные с именем высокопреосвященного Митрополита Андрея Шептицкого, - это документы и материалы, собранные в первом томе "Церква i церковна еднiсть" книги "Митрополит Андрей Шептицький: Життя i Дiяльнiсть", изданной во Львове в 1995 г. Отчасти, при написании данной работы, автором привлекались сведения из сборника "Мартирология Українських Церков. Т. II. Українська католицька церква", изданного в 1985 г. в Торонто, Балтимор, издательством "Смолоскип". Определенный интерес представляют замечания и воспоминания Патриарха Иосифа Слипого[3], взятые из книги "Iпiзнаете правду…", вышедшей во Львове в 2004 г.

- Чем ценны эти сведения? - Патриарх Иосиф не только лично хорошо знал отца Климента, но и трудился вместе с ним в деле возрождения и установления Экзархатов, они вместе готовили и проводили Соборы Экзархов в 1941-1942 гг., готовили итоговые документы, принимали участие в работе Архиепархиальных соборов во Львове и других церковных мероприятиях.

После смерти митрополита Андрея Шептицкого (+ 1944 г.) владыка Иосиф Слипый заступил на пост возглавителя Украинской Греко-католической Церкви, а архимандрит Климент, таким образом, стал его помощником в решении многих административно-церковных вопросов.

В качестве перспективы развития исследовательского интереса можно указать на изучение документов, связанных с периодом ареста, следствия, суда и содержания в неволе из соответствующих архивов.

Личность экзарха

"Он был необычайно предан своему брату, - и соработником, и правой рукой почти во всех делах. Дополнял он митрополита в практическом выполнении великих планов", - Патриарх Иосиф Слипый[4]

Священник и мученик архимандрит Климент Шептицкий, младший брат Митрополита Андрея, родился 17 ноября 1869 г. в деревне Прилбичи близ Яворова. Он изучал право в Мюнхене и Париже и получил степень доктора в знаменитом университете древнего Кракова. Был представителем австрийского парламента и членом Национального Совета. В 1912 г., последовав позднему монашескому призванию, он вступил в монастырь студитов. Этим шагом он прервал свою успешную светскую карьеру. Свое богословское образование завершил в Инсбруке, 28 августа 1915 г. был рукоположен во священники. Во время II Мировой Войны он предоставлял убежище преследуемым евреям[5].

Как писал об о. Клименте Патриарх Иосиф Слипый: "Он был тормозом в отважных и не раз рискованных стремлениях и предприятиях и лил холодную воду, как говорил сам о. Климент, на разгоряченный запал вулканической натуры своего брата"[6].

В продолжение многих лет он был игуменом студитского монастыря в Униве, и в 1944 г. после смерти митрополита Андрея отец Климент был утвержден архимандритом-настоятелем. По воспоминаниям: "Отец архимандрит имел большое правило до Божественной Литургии, проводил строгое монашеское житие, исполнял все труды, возложенные на монаха, предавался духовным подвигам… Для монахов в монастырях был весьма рассудительный и смиренный"[7]. Все его отношения с братией строились на основе Христовой свободы. Сам архимандрит довольствовался тем, что предписано уставом, ограничивал себя во всем, придерживался строгого поста.

Студиты сберегали чистый киевский обряд, недаром в их типиконе сказано: "Чем старше традиции Востока, тем больше они связывают монахов со Святой Католической Церковью"[8].

Архимандрит Климент, будучи экзархом Великой России, явился, в том числе, видимым связующим звеном традиций единой неразделенной Киевской Церкви, от которой ведет свое просвещение Светом веры и Московская Русь. Российский Католический Экзархат византийского обряда он воспринимал как сфокусированное, канонически и догматически оформленное, сохраняемое и пронесенное через мрачные века отступничества, ведение полноты истины, восстановленная в чистоте вера Древней Руси, как части Вселенской Церкви.

Экзархат России и Сибири

Наследие первого экзарха и верных, погибших в СССР

Полномочия, которыми обладал в силу папского благословения митрополит Андрей Шептицкий[9], позволили ему оформить Российский экзархат в мае 1917 г. Первый экзарх протопресвитер Леонид Федоров получил подтверждение через Конгрегацию Восточных Церквей в 1921 г.

В 1931 г. выходит статья доктора Иосифа Слипого, будущего святителя и мученика Украинской Церкви, посвященная Петроградскому Греко-католическому Собору 1917 г. В ней содержатся сведения, имеющие отношение не только ко времени управления протопресвитера Леонида Федорова, но также проясняют и административно-правовое положение отца Климента как второго канонического возглавителя Экзархата. Итак, в статье "Петроградский Синод, 1917 г.", читаем: "5. Экзарх и его права (16-24)[10]. Российской католической Церковью правит Экзарх в достоинстве протопресвитера. Его территория простирается на всю царскую Россию, кроме Украины и Белой Руси в их этнографических границах. На указанной территории он имеет епископскую власть… Экзарх имеет право надзора и контроля над всем церковным имуществом и цензуры печатных изданий подведомственного ему духовенства... Перед изданием новых законов обязан предложить их своему совету и выслушать их мнение. При продолжительном отсутствии особого распоряжения Апостольского Престола, они остаются в силе после утверждения митрополитом Андреем. При разрешении трудных вопросов Экзарх может временно пользоваться законодательством русской, греческой и иных воссоединенных и отделенных[11] Церквей, а также латинской Церкви"[12].

После ареста, физического отстранения от управления и последующей смерти в ссылке святителя Леонида Федорова, Экзархат оставался вакантным с 1935 г.

Забота митрополита Андрея Шептицкого

События политической истории принуждали митрополита Шептицкого адекватно реагировать. В 1939 г. происходит захват Галиции войсками СССР. Украинская Греко-католическая Церковь с этого момента живет и действует в одном государстве со своими собратьями, православными украинцами, русскими и белорусами. С начала немецко-фашистского вторжения на территорию СССР в 1941 г., при освящении событий церковной истории на этих землях, необходимо учитывать особенности военного времени.

В это же время митрополит Андрей предполагал из числа кандидатов, воссоединившихся из православия, избрать достойных к посвящению в епископский сан для возглавления новых греко-католических епархий. Причем, двух или трех на территории Великой Украины и "при необходимости, еще одного для России и Белоруссии"[13]. Однако, "принимая во внимание деликатность вопроса и трудности, которые имеются для направления духовенства в восточные регионы в глубине России", Папане счел своевременным удовлетворить это прошение[14].

В феврале 1940 г. митрополит обращался к властям СССР с просьбой дозволить ему, вместе с еще 10 священниками выехать к украинским ссыльным в Сибирь и другие части Союза с душепастырскими целями. Из пастырского послания от 01.4.1940 г.: "Речи свои направляют на обман. Под их губами – яд змеин. На их дорогах разруха и смерть"[15]. Так характеризовал коммунистическую власть Моисей украинского народа. В этом же послании митрополит Андрей обращается к духовенству с призывом готовиться к миссионерскому труду на территории коренной России[16].

Канонические обоснования устроения экзархатов

"Для будущей воссоединительной работы на Украине, в России и Белоруссии должна быть сотворена с самого начала иерархия собственного обряда и той нации, которая абсолютно преобладает на территории, чтоб не повторились блуждания страстей, как это было в Польше…" - Из письма экзархов в Рим, 1941 г.[17].

Российский католический экзархат не был упразднен никакими документами и, поэтому после смерти своего законного возглавителя Леонида Федорова, он не утратил законности и оказался вдовствующим.

ØС 9 октября 1939 г. начитается возложенное Священноначалием в лице митрополита Андрея служение святителя Климента как экзарха Российской Католической Церкви византийского обряда. Терминологически он стал именоваться: "Экзархат России и Сибири".

Служение Климента Шептицкого есть наследование трудов и, как увидим далее, мученического креста своего предшественника Леонида Федорова. Одновременно владыка Андрей устанавливает еще новые церковно-территориальные единицы:

ØЭкзархат, территориально охватывающий Волынь, Подляшье, Полесье и Холмщину, во главе с епископом Николаем Чарнецким[18].

ØЭкзархат Белоруссии с отцом А. Неманцовичем.

ØЭкзархат Великой Украины с отцом Иосифом Слипым[19].

Территориальное размежевание экзархатов было установлено с учетом этнографических, географических и исторических причин.

18-19 сентября 1940 г. во Львове, тайно состоялся Первый Собор экзархов для территории СССР, на котором были приняты планы работы экзархатов в советской действительности и приняты соответствующие постановления[20].

26 сентября 1940 г. митрополит Андрей получил письмо от Госсекретаря Аэлозия Малльоне, посланное из Рима 30 мая, относительно права на восстановление экзархатов[21]. Также Пий XII давал новые полномочия относительно Советской России, при этом упразднялись прежние, как письменные, так и устные благословения, данные Пием X, Бенедиктом XV и Пием XI.

12 октября 1940 г. владыка Андрей известил экзархов о решении Папы Пия XII относительно установленных им экзархатов[22].

Он заявил экзархам, что в том новом юридическом состоянии, в котором оказалась воссоединительная церковная работа на территории СССР, "он отказывается от какой-либо установки и не имеет впредь права принимать отчеты экзархов относительно исполнения их обязанностей. Обращаясь к экзархам, оратор сказал, что им необходимо вынести решение, что делать далее"[23].

24 января 1941 г. все четыре экзарха написали обширное письмо в Апостольскую столицу, в котором объясняли необходимость восстановления экзархатов. Учитывались обстоятельства советского времени. Письмо послано тайно, получено в Риме 30 октября 1941 г.[24]

22 декабря 1941 г. кардинал Тиссеран пишет письмо, в котором уведомляет митрополита Андрея, что Пий XII утвердил наименованных митрополитом экзархов, это тайное послание дошло 12 февраля 1942 г.[25] Госсекретарь Ватикана, после долгого перерыва в отношениях между Святым Престолом и Русской церковной провинцией, вызванного обстоятельствами военного времени, информировал, в частности, в пункте № 3: "Святейший Отец именует наидостойнейшего о(тца) Климентия Шептицкого, игумена студитов, апостольским экзархом (апостольским администратором) верных восточного обряда великой России и Сибири, покуда Святой Престол не решит иначе"[26].

Также в пункте № 6 сообщается, что руководство новыми экзархами, среди которых о. Климент, поручается владыке Андрею, они обязаны уведомлять его по всем важным вопросам и ожидать от него наставлений, когда это касается вопросов общего характера[27].

К теме настоящей работы имеет интерес пункт № 9: "Святейший Отец подает на рассмотрение Святой Конгрегации Церкви восточного обряда постановления, принятые экзархами на своих совещаниях, которые проходили во Львове 18 и 19 сентября 1940 г., а также 13-16 июня 1941 г., с тем, чтобы эти постановления были предложены для утверждения Святейшему Отцу после того, как их рассмотрение покажет их законность и своевременность"[28].

Второй Собор Экзархов 1941 г. уточняет территориальное размежевание, пункт № 2 гласит: "До Великороссийского экзархата относится этнографическая Великороссия, Финляндия и Сибирь"[29].

Третий Архиепархиальный Собор Экзархов 1942 г. прошел в условиях немецкой оккупации, на нем принят ряд декретов о деятельности Церкви в этих условиях[30].

Практическая работа для России (Соборы)

Как уже отмечалось, мы имеем возможность работы с отдельными документами, относящимися к работе Соборов Экзархов, а именно:

I.Собор Экзархов, Львов, 18-19 сентябрь 1941 г.

II.Собор Экзархов, Львов, 13-16 июнь 1941 г.

III.Собор Экзархов, Львов, 9-15 июня 1942 г[31].

Акцентируя внимание на деятельности отца Климента, именно как экзарха, следует в целом обозначить те проблемы, которые были, впрочем, общими для его соработников и если можно так сказать, коллег на означенном поприще:

·Положение религии в СССР в целом, мученичество и исповедничество, страдания и разрушения

·Церковно-каноническое и государственно-правовое состояние Православной Церкви, несвобода в вопросах внутри церковной жизни, расколы, секты и т.д.

·Религиозная грамотность народа и проблемы катехизации и религиозного просвещения

·Возможность работы над единством Святой Церкви

Экзарх Великой Украины, доктор отец Иосиф Слипый, говорил в 1940 г., о способах установления связей, аналитической и подготовительной работе на советской территории. Его волновали вопросы, связанные со сбором сведений о реальном положении религии в коммунистическом рабстве, особенно за последние два десятилетия[32]. Что виделось, как реально насущное и первоочередное, так это подготовка молитвенников, катехизисов, библейских справочников для населения по ту сторону границы. На Соборе 1942 г. отец Климент докладывал, "что с трудом старался подготовить катехизис и популярную литературу[33]. Очевидно, что доступ до Экзархата пока еще совсем невозможен"[34].

О тяжелом положении в Советской России, где курится дым сожженных церквей, выставлены тела замордованных священников, томятся церковники в лесных дебрях с пилами в руках или с лопатами при копании каналов, говорилось на Архиепархиальном Соборе 1940 г. в докладе другого экзарха епископа Николая Чарнецкого: "Наконец современное терпение униатов на Соловках: в лесах Кавказа, и над Охотским морем с именами Преосвященного экзарха Леонида Федорова, о. Николая Щепанюка и сестер инокинь из Москвы[35] – вот непрерывная мартирология Святой Унии"[36].

На Соборе 1941 г. во Львове звучит доклад "Состояние отделенной Церкви в Союзе Советских Республик пред войной 1941 г.", в котором дается картина реального положения вещей в РПЦ от избрания на Московском Поместном Соборе 1917-1918 гг. Святейшего Патриарха Тихона, чреда проблем с легитимностью наследования власти после его смерти, положение в диаспоре, далее приводятся примеры современной жизни: "В Москве есть, может быть, 10 действующих церквей. Храм Василия Блаженного превращен в музей. В Ленинграде есть две церкви, какие, для этого большого города, должно быть, очевидно, переполнены верными. Среди низших слоев слышны голоса: Скучно без религии, церкви должны быть. Говорят также, что среди молодежи сильно религиозное возрождение… Нет однако, никаких вестей о состоянии в Сибири, хоть там есть много наших ссыльных…"[37]. С Кавказа и Кубани людям приходилось ездить на Украину с целью крещения детей, в Ростове остался только один храм в пригороде.

Обратите внимание, в этом выступлении 1941 г. звучит очень важная мысль: "Для нас в несчастье может быть счастьем то, что переселенные наши верные… вглубь России могут творить первый шаг единства…"[38]. Сегодня мы с вами свидетели исполнения этих пророческих слов. "Доброй основой для работы над отделенными могут быть наши выселенные – священники – и верные, с которыми необходимо поддерживать связь"[39].

В 1941 г. в тяжелейших условиях осознавалось: "Несмотря на тяжелый гнет, действительно, появляется большая надежда возвращения многочисленных верных в России… до Католической церкви"[40], далее экзархи разъясняли, что уже сейчас многочисленные верующие из Петербурга, Московской, и иных областей, переселенные, начинают посещать греко-католические церкви, принимать святые Таинства крещения, миропомазание, покаяние, причастие, венчание, покупают молитвенники, приобретают образа и распятия: "Поскольку боятся латинизации, сначала относились к обряду нашей церкви с неким недоверием… и иногда открыто спрашивали, употребляется ли у нас для Святого Причастия пресный хлеб, все ли службы совершаются по соответственным литургическим обрядовым восточным особенностям"[41].

Звучат на Соборе слова и о том, что вмешательство государственных сил "инспирирует все побуждения в церковной политике… Нет сомнения, что это подрывает доверие верных к церковной иерархии… Что до нашей работы, то нельзя ограничивать себя мыслью, что нас там примут с отверстыми раменами. Будут трудности, и при том большие, прежде всего со стороны отделенного духовенства, со стороны правительства…, хотя без сомнения, что в общем можно считать симпатии со стороны верных… Что до нас самих, то должны глубже изучать условия отделенной церкви в самых мельчайших деталях…"[42].

В практическом отношении экзарх Климент Шептицкий понимал насущные проблемы, стоящие перед ним и искал способы их решения. Так в 1942 г. он говорил: "Думаю, что необходимо будет поделить экзархат на российский и сибирский… Его беспокоил вопрос подготовки священников, как только появится возможность доступа до Экзархата"[43].

Предлагалось назначить для Сибири генерального викария, и начать подготовку среди воспитанников духовной семинарии, желающих в будущем трудиться в пределах Московщины. Для студентов Академии ввести предмет изучения русского языка, чтобы облегчить в будущем их труд, обсуждались возможные кандидаты среди священников, способные для работы в Великороссии (о. Новицкий, выпускники "Руссикума", Оболенский, Урусов и др.)[44].

[1] Iпiзнаете правду…- Львiв, 2004. – с. 220. (Цитаты из украинских источников даны в переводе автора).

[2] См.: Василий, диакон ЧСВ. Леонид Федоров. – Рим, 1966.; Волконский П.М., кн. Экзарх Леонид Федоров (Некролог). - //Логос. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1993, № 48. – с. 10-45.; Юдин А.В. Леонид Федоров. М.: Христианская Россия, 2002. – 304с.

[3] Слипый Иосиф, доктор богословия, патриарх, род. 17.2.1892г., с 1939г. архиепископ, с 1944г. – митрополит, наследовал Андрею Шептицкому на кафедре главы УГКЦ, 11.4. 1945г. арестован, Сибирь, Заполярье, Мордовия, с 1953г. - ссылка, 1957г. – вновь осужден на восемь лет, в 1962г добавлен срок, 9.2.1963г. – освобожден, участник II Ватиканского Собора, умер 7.9.1984г в Риме.

[4] Iпiзнаете правду. – с. 216.

[5] См.: http://vselenstvo.narod.ru/index/news/blessed.htm

[6] Iпiзнаете правду. – с. 216.

[7] Там же. – с. 219.

[8] Вступ до Уставу, 1920. - //Типикон. – Львiв, Свiчадо, 1996. – с. 10.

[9] Папа Пий X благословил это в 1908г.

[10] Цифрами обозначены соответствующие пункты из решения Синода 1917г. в Петрограде.

[11] Отделенные церкви (верные, духовенство) – здесь и далее, имеются в виду православные, не имеющие полного единства с Римом.

[12] Слiпый Й. Петроградський Синод, 1917 р.: Док. № 71. - //Митрополит Андрей Шептицкий: Життя i Дiяльнiсть: Церква i церковна еднiсть. Т. I.- Львiв: Свiчадо, 1995. – с. 180.

[13] Лiст вiд кард. Тiссерана: Док. № 135. - //Митрополит Андрей Шептицкий. – с. 332.

[14] Там же. – с. 332.

[15] Андрей (Шептицкий), митрополит. Из пастырского послания "О безбожной атеистической власти", 1 апреля 1940г. - Мартирология Українських Церков. Т. II. Українська Католицька церква. – Торонто, Балтимор: Смолоскип, 1985. – с. 61.

[16] Там же. – с. 62.

[17] Лiст УГК Экзархiв до Секретаря Схiдної Конгрегацiї: Док. №143. - // Митрополит Андрей. – с. 364.

[18] Чарнецкий Николай, род. 1884г., с 1909г. священник, в 1919г. вступил в орден редемптористов, Апостольский визитатор в Восточных областях Польши, 08.02.1931г. хиротонисан в сан епископа в Риме, хиротонию совершали: еп. Станиславский Григорий Хомишин, еп. Петр Бучис и итало-греческий еп. Меле, высоко образованный человек, владел несколькими иностранными языками, прекрасно знал русскую литературу, не только светскую, но и богословскую, переписывался с рядом православных священников на Волыни, в 1945г. арестован, был в Сибири, в 1956г. освобожден, умер 02.4.1959г. во Львове.

[19] См.: Мартирология. – с. 60.

[20] Там же. – с. 62.

[21] Там же. – с. 63.

[22] Там же.

[23] Лiст УГК Экзархiв до Секретаря Схiдної Конгрегацiї: Док. №143. - // Митрополит Андрей. – с. 359.

[24] Мартирология. – с. 63-64.

[25] Там же. – с. 64.

[26] Лiст вiд кард. Тiссерана: Док. № 135. - //Митрополит Андрей. – с. 331.

[27] См.: Там же. – с. 332.

[28] Там же.

[29] Постанови II Собору Екзархiв: Док. № 147. - //Митрополит Андрей. – с. 369.

[30] Мартирология. – с. 64.

[31] Встречается утверждение о том, что всего было четыре экзарших Собора: "Екзархи вiдбули чотири синоди (1940-1944), в яких о. Климентiй брав безпосередню участь". – см.: Блаженний Климентiй Шептицький… - //Мученики – Джерело чудотворної сили. – Львiв: Постуляцiйний центр…, 2004. - с. 63.

[32] Повiдомлення о. Йосифа Слiпого: Док. № 139. - //Митрополит Андрей. – с. 340.

[33] Симптоматично, в условиях войны и оккупации церковные люди думают о насущном для народа, о книгах, о просвещении, тогда, как на одном из Синодов РПЦ МП, в разгар перестройки, обсуждался вопрос прикрутки крестика на архиерейскую митру. Наверное, в анализе, этих симптомов и есть ответ на вопрос о причинах личного неприятия патриархом Алексием II (Редигером) папы Войтылы и УГКЦ, как таковой, со своей иерархией, разделившей судьбу паствы. У русского народа, по этому поводу есть поговорка: "Правда глаз колет".

[34] Протоколи III Архiеп. Собору Екзархiв: Док. № 150. - //Там же. – с. 385.

[35] Монахини из общины матушки Екатерины Абрикосовой, арестованы в 1923г., места связанные с исповедническим путем этой общины: Москва (Бутырская тюрьма), Соловки, Тобольск, Ярославль, Кострома, Иркутск, Тамбов, Малоярославец, Семипалатинск.

[36] Iз доповiдiеп. Николая Чарнецького: Док. № 140. - //Там же. – с. 341.

[37] Доповiдь еп. Йосифа Слiпого: Док. № 142. - //Там же. – с. 349.

[38] Там же. – с. 355.

[39] Там же. – с. 356.

[40] Лiст УГК Экзархiв до Секретаря Схiдної Конгрегацiї: Док. №143. - //Митрополит Андрей. – с. 363.

[41] Там же.

[42] Доповiдь еп. Йосифа Слiпого: Док. № 142. - //Митрополит Андрей. – с. 356-357.

[43] Протоколи III Архiеп. Собору Екзархiв: Док. № 150. - //Там же. – с. 385.

[44] Там же.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования