Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
15 апреля 15:24Распечатать

Евграф Клеонов. ЗАЧАПКА О СТАРОВЕРСКИХ ПИСЬМАХ. По поводу послания старообрядческого Митрополита Андриана папскому нунцию в Москве в связи с кончиной Иоанна Павла II


Смерть Папы Римского Иоанна Павла II, конечно, явилась горестной вестью для многих людей, а особенно для миллионов католиков и верующих из других Церквей-сестер. Свои соболезнования в Ватикан прислали многие государственные деятели, главы деноминаций, Церквей, юрисдикций. На фоне этих траурных телеграмм миру явилось и послание главы РПСЦ Митрополита Андриана, адресованное Апостольскому нунцию в РФ архиепископу Антонио Меннини, в котором Митрополит, выразив приличествующие случаю горькие чувства сожаления о невосполнимой утрате, высказался в том смысле, что многочисленные публичные "покаяния" покойного понтифика были "живым примером христианского смирения и произвели глубокое впечатление на современное общество".

Многие старообрядцы возмутились духом от этих слов и стали сгоряча обвинять Митрополита Андриана едва ли не в унии с латинством. Разумеется, это не так. Во-первых, сам Митрополит ничего, как известно, не решает. В РПСЦ все решает "Освященный Собор" в лице нескольких известных протоиереев и пары заслуженных мирян. Собственно говоря, для РПСЦ это – давняя традиция. То же самое было при покойном Митрополите Алимпии. С другой стороны, трудно представить себе более несовместимые явления, чем "папежничество" и староверие: дистанция между ними, как говорится, огромного размера.

Целый ряд публицистов бросился ругательски ругать старообрядческую митрополию за "провокационный поступок". На самом деле, поступок не столь уж бессмыслен, особенно в свете политики митрополии последнего времени. Эту политику по аналогии со светской историей можно назвать политикой "открытости, ускорения и перестройки". И как нередко случается при отсутствии хорошо проработанного стратегического проекта, работники начинают по наитию забивать все гвозди подряд, класть кровлю там, где нужно бы оставить место для проветривания, и снимать кровлю там, где она должна была бы защищать от непогоды и бури. Непосредственная причина сего, наверное, в недостаточной богословской и канонической грамотности и простой светской образованности "группы советников" Митрополита. Может быть, дело в некоторой несовременности советников, в их обращенности к прошлому, мешающим им прозревать опасности будущего?

Но есть и более серьезный вопрос: какие цели преследуют Митрополит Андриан и его соратники, поздравляя президента с переизбранием, встречаясь с десятками архиереев главенствующего исповедания, посылая соболезнования представителю Ватикана и совершая другие "внешнеполитические" деяния, достаточно нехарактерные для традиционного древлеправославия? Дело, все же, не в самих действиях (в конце концов, даже в вопросе восстановления иерархии староверы приняли совет графа Бенкендорфа, а митр. Иннокентий (Усов) встречался с королем Югославии), а в рекламной шумихе, которая их сопровождает. Нельзя закрывать глаза на то, что уровень публичности в обществе возрос, и замалчивать какие-то встречи становится все труднее. Целью всей политики "открытости" РПСЦ, как представляется внешней публике, является встраивание белокриницкого староверия в нынешней "духовно-патриотический" бомонд на правах своеобразной РПЦ МП-2. То есть респектабельной и терпимой "государствообразующей" конфессии, для которой вопросы духовные автономны по отношению к политике, дипломатии и пиару. В свете этой цели и надо воспринимать "соболезнующие писания". Примерно ту же линию поведения несколько лет назад подсказывали РПСЦ иерей Леонтий Пименов и публицист А.Г. Дугин.

Какие же противоречия между текстом письма нунцию и церковным преданием можно, с точки зрения самих же старообрядцев, выявить?

"Урок евангельского милосердия", оказывается, заключается только в том, что "покаяние" Папы перед иудеями и протестантами послужит "образцом построения отношений между другими конфессиями". Но вдумаемся в смысл и образ этого покаяния. Папа не произвел никаких собственно церковных или канонических действий. Он не проводил исправления книг, вычищая из них "антисемитские" фразы, отказался осудить "антииудейский" фильм Гибсона, не изменил отношения к Евангелию, не выступал с новыми догматическими инициативами. Все его "покаяния" были дипломатическими и публичными частными действиями, своего рода пиар-акциями. Говорят, что из проекта послания Митрополита Андриана исчезла фраза о том, что покаяние понтифика – хороший пример для РПЦ МП. Неужели Митрополит Андриан хочет от главенствующей Церкви такой же показухи?

Далее в послании высказываются похвалы Папе за содействие "падению некоторых тоталитарных режимов". Но доподлинно известно, что Папа при всей его нелюбви к советскому режиму и польским коммунистам, до конца высказывался против американской кампании в Ираке, сердечно общался с Фиделем Кастро и вообще шире смотрел на вещи, чем кажется с узко-диссидентской точки зрения.

Далее, странным кажется, особенно если иметь в виду традицию древлеправославия, превозношение старообрядческим Митрополитом "глубокого обновления Католической церкви". Ведь именно эта сторона деятельности покойного понтифика для консервативных православных наиболее спорна. Неужели о. Евгений Чунин или Митрополит Андриан считают "прогрессом" 20-минутные мессы под гитару или молитвы на стадионах вместе с баптистскими проповедниками? Вряд ли. В чем же тогда положительная сторона "папских новин"? Может быть, владыке Андриану или его заместителям хочется путешествовать по странам и континентам, пересекая параллели и меридианы? Или встречаться с Далай-ламой? Тоже маловероятно.

И, наконец, с точки зрения той самой "истовости", о которой часто заявляют старообрядцы, выставление Римского Папы в качестве "образца христианского смирения" едва ли допустимо. По крайней мере, для предшественников Митрополита Андриана образцами христианского смирения, как известно, были древние египетские отцы и Арсений, епископ Уральский, а не Франциск Ассизский и Святая Тереза. Кроме того, догматические различия между древлеправославием и католичеством едва ли не больше, чем между староверием и никонианством. Поэтому прежде выставления еретических (с внутрицерковной точки зрения) предстоятелей образцами смирения, было бы желательно немного свериться с трудами святых Отцов и защитников древлеправославия.

Понятно, в общем, что в условиях нынешней моноконфессиональной политики государства взаимные симпатии конфессий, попавших во "второй сорт", возрастают. И возможно даже, Митрополиту Андриану и следовало по-человечески пособолезновать католикам. Написать доброе письмо о том, какой замечательный человек и духовный лидер миллионов покинул сей бренный мир, о том, что он помогал униженным и оскорбленным, выступал против несправедливых войн, нашел в себе мужество публично заявить о том, что римские понтифики не всегда бывают правы… Но, кажется, Митрополит передоверился не очень тщательным спичрайтерам.

Наконец, можно в порядке предположения указать на чрезмерные симпатии окружения Митрополита Андриана к таким спорным фигурам истории старообрядчества как Иларион Кабанов (Ксенос), епископ Михаил (Семенов) и священноинок Симеон (Дурасов). Все три указанных персонажа, при самой глубокой вере, часто проявляли недозволительную широту догматических взглядов. Почему-то считается, что смиренность, незлобивость и молитвенность как бы искупают все остальное. Из церковного предания известно, что большими молитвенниками и постниками были и патриарх Несторий, и Ориген, и явно неавторитетный для староверов кронштадтский протоиерей Иоанн Сергиев. Так что здесь надобно некоторое различение. Мыслимо ли, чтобы отцы древлеправославия, такие как дьякон Федор, выговцы или известный начетчик Носов подписали подобные слова?

Послание Митрополита Андриана еще раз показало, сколь необходимо для старообрядцев "учение книжное", сколь пагубным может быть убеждение, что в древнем предании Церкви нет ответов на духовные вопрошания нынешнего лукавого времени.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования