Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
10 августа 15:15Распечатать

СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВ-
НОГО ИНТЕГРИЗМА


 

Религиозный интегризм имеет несколько двойственный характер: так, исламские интегристы, мечтая о "реставрации халифата", стремятся к политическому и финансовому могуществу исламской уммы, к его интеграции и консолидации, к технической и интеллектуальной модернизации. И все это при постоянной апелляции к "традиционным ценностям ислама". Пожалуй, то же мы можем заметить и при встрече с внешне казалось бы вовсе не сродным явлением: католическим интегризмом. Тот же в известном смысле "традиционализм" плюс те же интеграция и модернизация, но на сей раз еще и в области культа.

Есть еврейский интегризм – все талмудические, сефардские, хасидские и прочие раввины, религиозные и общественные деятели Израиля и еврейства должны, наконец-то, осознать общность интересов, общие обязательства и т.д. Этому интегризму не чужд и своего рода традиционализм, если вспомнить, как Вл. (Зеев) Жаботинский ратовал за исключительное употребление, после его реставрации, иврита. Есть индуистский – кстати, чрезвычайно влиятельный в современной Индии, -- интегризм, иначе именуемый коммунализмом, корни которого уходят в деятельность Арья самадж (19 в.). Своеобразному православному интегризму были близки взгляды о. Серафима (Роуза).

Известно дугинское: "модернизация без вестернизации". Возможно, это приложимо к любому (за исключением разве что католического, западного) религиозному интегризму.

А вот, на первый только взгляд, довольно неожиданное явление: древлеправославный интегризм. Признаки оного внимательным наблюдателям стали заметны уже давно: все по классической схеме – подчеркнутый традиционализм, мечтания о реставрации (Святой Руси – Третьего Рима – Нового Израиля), интегризм как таковой ("Все старообрядчество" Ф. Мельникова и пр.), авангардные подходы и технологии при решении актуальных задач, идеократия...

Пожалуй, наиболее значительной базой для древлеправославного интегризма, подлинным его вдохновителем и, вместе с тем, оплотом является Русская Православная Старообрядческая Церковь (Московская митрополия). Во многом идеология древлеправославного интегризма зиждется на суждениях ряда членов РПСЦ. Некоторые близкие древлеправославному интегризму мысли высказывались еще представителями старшего поколения этой Церкви – например, священноиереем Леонтием Пименовым – хотя и не совсем внятно, и далеко не в чистом виде...

Куда более определенно, ясно и последовательно означенные идеи излагались Андреем Езеровым (Москва). Ему, собственно, и принадлежит сам термин "древлеправославный интегризм". Он же настаивал и на большей близости (хотя бы исторической) всех старообрядцев меж собой, нежели с никониянами. Он первым стал настаивать на нравственной ответственности "исторической Церкви" (РПСЦ) пред Богом не только за всех старообрядцев, но и за весь великорусский и российский народ, едва ли не за все человечество... Близкие сему идеи высказывал и Никола Старухин (Алтай).

Наиболее характерным и влиятельным современным идеологом "древлеправославного интегризма" можно считать священноиерея Евгения Чунина (г. Ржев), являющегося, кстати, председателем соборной комиссии РПСЦ по диалогу с беспоповцами. Обладая известным тактом, он немало способствовал укреплению позиций "древлеправославного интегризма". Образцом для "древлеправославных интегристов" служит соответствующая деятельность св. Василия Великого по сплочению староникейцев, "младоникейцев" и полуариан. Пример, безусловно, примечательный, да вот только времена-то не те...

Интересно, что есть у "древлеправославного интегризма" серьезные критики не только с либеральной, но и с обскурантской позиции. Это протоиерей Валерий Шабашов, священноиерей Елисей Елисеев (особенно) и другие. Тем не менее, семинар старообрядческих СМИ в середине октября 2001 года в Москве произвел впечатление настоящего триумфа "древлеправославного интегризма", да вот только всерьез ли и надолго ли?

 Бюро независимых религиоведческих расследований

(под ред. А. Езерова)


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования