Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
31 июля 00:01Распечатать

Игнатий Алексеев.УБИЙСТВА СВЯЩЕННИКОВ: между заказом сатаны и криминальным беспределом


Злодейское убийство католического священника в Сантьяго де Чили прямо в церкви и в богослужебном облачении заставило многих содрогнуться от ужаса. Действительно, сатанист или душевнобольной, убивающий священнослужителя прямо в храме – явление зловещее и довольно редкое. Впрочем Латинская Америка – место скрещения самых разных религиозных традиций и направлений, именно там развились и вполне процветают некоторые откровенно антихристианские эзотерические культы, продолжающие традиции "нордической ареософской" религии гитлеровской Германии. Во многих странах этого континента сильны языческие жреческие традиции, вроде сантеро и других, поэтому при всей отвратительности убийства священнослужителя , можно себе вообразить мотивы убийцы.

Убийство жреца (а слово "иерей" в переводе с греческого и означает жреца) всегда было одним из самых жестоких преступлений, отчасти еще и потому, что оскорбление касается и самого божества. За убийство жрецов убийц настигали самые жестокие казни - это знает всякий, кто читал Гомера. В современном мире, сложившемся в христианскую эпоху, на убийство служителя культа также смотрят весьма плохо и оценивают его как в некотором смысле "святотатство" хотя бы в смысле того, что священнослужитель - по определению существо незлобивое и кроткое, чуждое насилия и не могущее на оное ответить насилием.

Ужасное убийство в Сантьяго обращает с свою очередь наши мысли к русской земле, где также погибло в новейшие времена немало священнослужителей, и поклонники Перуна или Ярилы тут не при чем. Зададимся вопросом: как и почему убивают священников в наши времена и в прошедшем столетии? Социологически важным будет этот параметр для оценки состояния российского общества и его нравов.

1. Предыстория.
Начать тут, конечно, можно с революционных репрессий, жертвами которых стали десятки тысяч священнослужителей. В документах и житиях новомучеников отчетливо видно, что священнослужителей истребляли целенаправленно как социальный класс, "опору царизма". И хотя среди палачей были и те, кто имел религиозные мотивы и стремился "кишкой последнего попа удавить последнего царя", однако нам кажется, что главный мотив был все же социально-политический: большевикам надо было выстраивать новую социальную структуру (для чего они по рецептам французской революции уничтожали старую, вместе с ее опорами), и даже если не учитывать религиозной составляющей новой пролетарской классовой идеологии, то ясно, что священнослужители были в этой системе лишними.

В 30-х гг. ХХ в. священников истребляли уже по накатанной схеме: власть просто не знала, как ей с ними еще можно обойтись. Решение созревало и созрело к войне – оказалось, что священнослужителей можно использовать как патриотический ресурс. С этого времени власти прибегали к репрессиям в исключительных случаях, да и там старались не доводить дело до "высшей меры". В 50-60 гг. насильственные смерти священников чрезвычайно редки и не выходят за рамки обычной криминальной статистики.

С приближением коллапса советской власти у различных религиозных групп появилась своя суперструктура, они стали выявлять собственные религиозно-политические интересы и соответственно спецслужбы иногда действовали довольно решительно.

2. Политический "заказ".
Время "застоя" было отмечено относительным затишьем – несколько криминальных инцидентов в провинции не меняют в целом благополучной картины. Упоминания достойно разве загадочное убийство в Омске архиепископа Мефодия (Мензака). В ночь с 22 на 23 октября 1974 года в доме епархиального управления, на улице Успенского № 26, где проживали омские архиереи, было найдено его тело со следами истязаний и побоев. Из материалов следственного дела видно, что убийцысначала сломали Мефодию шею, затем нанёсли по всему телу множество ударов бронзовой статуэткой, а после. ножницами. Видя, что он еще жив, они связали архиепископу руки и хладнокровно задушили его шнуром от электролампы. Началось следствие, проводимое силами омской милиции и КГБ, приехала группа из Москвы. Но расследование ничего не выяснило. Наиболее правдоподобной до сих пор остается версия о том, что убийство Мефодия дело рук бывших бандеровцев, которые приговорили владыку Мефодия к смертной казни за его участие в ликвидации УКГЦ и в сталинском "присоединительном соборе" 1949 г. В национал-патриотической печати встречаются описания этого убийства как "ритуального", видимо, по причине жестокости убийства.

Многим памятны ужасные новости, пришедшие из "ярузельской" Польши об убийстве в 1984 году священника Ежи Попелушко, капеллана движения "Солидарность". Осенью 1984 г. Владислав Частонь, которому сейчас 76 лет, являлся заместителем министра внутренних дел Польши и главой Службы безопасности. В 1990 г. он был задержан вместе с Платеком и провел под арестом два года. В настоящее время прокурор вновь обвиняет его в том, что он руководил убийством священника Попелушко. Непосредственными исполнителями убийства были три офицера Службы безопасности из IV отдела, "работавшего" с католическим духовенством. И хотя Частонь и ген. Платек утверждают, что "частная" инициатива убийства священника исходила от "отдельных сотрудников" спецслужбы и МВД Польши, почти всем ясно, что о. Попелушко "заказали" в высших эшелонах польской власти. Это убийство все же было политическим – о. Ежи был одним из лидеров "Солидарности", а польские коммунисты с ней боролись, пока не был достигнут консенсус.

Вернемся однако в Россию. В 1986 году старообрядческую общественность всколыхнуло убийство двух священников – оо. Евгения Бобкова и Василия Морозова. О. Евгений погиб около подмосковного г. Пушкино в аварии такси. Он хотел сесть в автомобиль с Леонтием Пименовым, будущим священником, но шофер вдруг отказался посадить Леонтия Пименова в салон. Машина рванула с места и на полной скорости (а был сильный гололед) боком врезалась в стоящий грузовик. Водители такси и грузовика выскочили и убежали. Угрозыск так и не нашел их (!!!), да, собственно и не искал. Иерей Евгений был своеобразным "серым кардиналом"Старообрядческой Церкви тех времен при еп. Анастасии (Кононове), и пытался активизировать церковную жизнь, работал с молодежью, имел доступ даже в некоторые кабинеты власти и водил дружбу со многими иерархами РПЦ МП, например с будущим митрополитом Филаретом (Вахромеевым), был он также знаком и с погибшим столь же загадочно партийным боссом Машеровым. Именно о. Евгений привел к первоиераршеству митр. Алимпия (Гусева). Существует версия, что позиция активного священника показалась слишком опасной – власти решили от него избавиться. По общепринятому мнению, многократно публиковавшемуся старообрядческой прессой, именно КГБ инсценировало "несчастный случай". Несколько месяцев спустя в Молдавии был убит другой активный священник, работавший с молодежью и отказавшийся сотрудничать с КГБ – о. Василий Морозов. Старообрядцы рассказывают, что неизвестный убийца гнался за батюшкой на тракторе по полю. Догнав, он зарезал его и спокойно уехал, Разумеется, ни трактор, ни убийцу не нашли.

2. Эра беспредела (90-е гг.)
Но настоящий шок испытала общественность несколько позже. Утром 9 сентября 1990 г. на тропинке к железнодорожной станции "Семхоз" был убит протоиерей Александр Мень. Неизвестный ударил его тяжелым предметом (вероятно, топором) по голове. Священник в бессознательном состоянии дошел до своего дома и умер от потери крови. Отец Александр Мень был популярным проповедником и автором многих книг, имевшим множество учеников. Резонанс от этого убийства был очень велик. Все задавались вопросом "Кому это выгодно?" Следствие, длившееся несколько лет, зашло в тупик, убийцы так и не были осуждены. Несколько лет назад в печати появилось довольно убедительная версия о чисто бытовой, криминальной подоплеке этого дела. Предполагаемый убийца – пьяница и уголовник просто спутал о. Александра с другим человеком, тем более, что священник был одет в гражданское платье. Споры идут до сих пор, а о. Александр был даже прославлен как мученик за веру в одной из альтернативных православных Церквей (РИПЦ). Обстоятельства его убийства и ход следствия описан в книге С. Бычкова, бывшего духовным сыном покойного.

26 декабря 1990 года, немного спустя после убийства о. А. Меня в Москве был убит секретарь митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия архимандрит Лазарь (Солнышко). Обстоятельства убийства были загадочными, однако правоохранительным органам удалось задержать сотрудника Отдела внешних церковных сношений РПЦ МП Михаила Потемкина (ставшего позднее епископом одной из ответвлений РИПЦ под именем Мануила (Платова)). Тогда он просидел в Бутырском следственном изоляторе почти два года. В прессу (газета "Московский комсомолец" от 19.10.2000) просочились сведения, что в деле имеется "голубой след" - Солнышко и Петемкин состояли в связи. По тем временам убийство монаха, связанное с возможным скандалом было весьма заметным событием, однако следствие так и не кончилось судом. То ли дело замяли, то ли у следствия не было достаточно улик.

Тем временем, в феврале 1991 года был зверски убит настоятель храма Богородицы в Путинках игумен Серафим Шлыков – тоже сотрудник ОВЦС. Старшему следователю прокуратуры, который вел дело об убийстве игумена Лазаря, удалось нащупать "голубые" связи как в одном, так и в другом деле – сообщают С. Бычков и А. Колпаков в статье, опубликованной в том же "Московском комсомольце". Тогда на теле священнослужителя нашли следы истязаний, которые могли быть интерпретированы следствием в качестве садо-мазохистских проявлений.

3. Заказ Диавола и конец 90-х гг.
На Пасху 1993 г. произошло убийство, выходящее за все мыслимые рамки. Трое монахов Оптиной пустыни были хладнокровно зарезанына рассвете. Преступник Николай Аверин оказался дьяволопоклонником, который рассказал следствию, что получил "приказ от дьявола". Если убийство о. Александра Меня подняло и, в некотором смысле, мобилизовала либеральную церковную общественность, то зверское ритуальное убийство было поднято на щит право-консервативной церковно-патриотической общественностью. Увы, преступник не принадлежал к "избранному народу", однако в патриотических кругах одно время были модны разговоры о "заказе Мирового Синедриона" и "искупительной жертве за Россию".

Тем временем в Иране при загадочных обстоятельствах был убит протестантский священник Айк Овсепян-Мехри в 1994 году. Случай этот нетипичный уже потому, что впоследствии его семья получила 150 млн. иранских риалов (18750 долларов США) в качестве компенсации за "цену крови". В исламских странах убийство христианских священников – в общем, дело не очень редкое. Но дело было не в Судане, где христиане подвергаются геноциду, а в Иране, шиитской стране с твердым исламским порядком.

В Росси же убийства священников становились обыденным делом. В пустынной деревне Жарки Ивановской области в самую новогоднюю ночь 1994 года был зверски убит молодой иеромонах Нестор (Савчук), постриженный в монашество с именем Нестор в честь Нестора Летописца. Следователь прокуратуры А.А. Генералов в месячный срок провел расследование и Юрьевецкий районный народный суд приговорил местного изувера А. Таламонова к четырем годам лишения свободы. Суд счел, что убийца был не вполне вменяем.

Продолжились убийства сотрудников ОВЦС МП. В 1996 г. погиб священник Георгий Зяблицев, сотрудник ОВЦС. Он был убит по возвращении из-за границы в собственной квартире после нескольких часов жестоких истязаний. О. Георгий отвечал за католический сектор и много путешествовал по казенным делам, распоряжался значительными суммами денег. Рассматривалось две основных версии: "голубой след" (следствие располагало данными о ревности как возможном мотиве убийства), а также – грабеж с убийством, ведь о. Георгий мог перевозить с собой значительную сумму денег.

С приближением к современному моменту растет число чисто криминальных историй. Благосостояние столичных попов повышается, а в провинции растет нищета, на фоне которой даже полунищие провинциальные священнослужители стали казаться грабителям и убийцам лакомой добычей. 12 октября 1998 г. в Бресте произошло новое жестокое убийство священнослужителя. На выезде из города в автомобиле был найден труп настоятеля Свято-Никольской церкви отца Михаила (в миру Михаила Сацюка). Следствие пришло к выводу, что причиной убийства был экономический мотив, убийца преследовал цель ограбления.

Архимандрит Петр (Посаднев) был убит в доме, расположенном на территории Форосской церкви в Крыму, в три часа ночи 20 августа 1997 года. Ему было нанесено 21 ножевое ранение в область лица, шеи, груди, перерезаны оба локтевых сустава. Сами повреждения говорили о том, что священника перед смертью жестоко пытали, пытаясь получить какие – то сведения. По одной из версий – преступники хотели узнать, где находятся ключи от сейфа, в котором могли храниться не только деньги, но и папка с компроматом на неких высокопоставленных граждан. В СМИ муссировалась тема "антирусских" настроений в Крыму и вообще на Украине.

В 1997 г. в Санкт-Петербурге был убит известный протоиерей Александр Жарков, незадолго до этого перешедший из РПЦ МП в РПЦЗ. Обстоятельства убийства рассказаны подробно в книге Т. Сениной, и нет необходимости повторять их здесь. Причиной убийства явилась борьба за храм св. Мученицы Елизаветы и землю, на которой он был построен. Исполнители находились в контакте с некоторыми священнослужителями, желавшими получить храм.

Убийство настоятеля церкви Ильи пророка протоирея Бориса Пономарева, совершенное 16 июля 1998 г. в деревне Ильинская Слобода Можайского района Московской области, милиция раскрыла довольно быстро. Как оказалось, со священником расправились трое рецидивистов. Они были прихожанами его церкви, и протоиерей иногда их приглашал к себе в гости (заметим в скобках: странная дружба попа с уголовниками). Преступники приметили в его доме несколько старинных икон и решили ограбить священника. Ночью они ворвались к Пономареву, связали его жену и родственницу, а самого протоирея убили.

В январе 1998 г. в Ярославской области был зверски убит сатарообрядчекский священноинок Димитрий (Расстегаев). Причиной смерти его стала квартира в Ярославле, которую молодой священник собрался продать, уезжая на новый приход в Белую Криницу. Банда квартирных грабителей, обосновавшаяся на Ярославщине под вывеской риэлтерской фирмы "Партнер", убила священнослужителя, расчленила тело и бросила в подпол избы, в которой началась пьяное застолье. Бандитов поймали только через три года.

3. Новое тысячелетие со старыми криминальными традициями (2000-е гг.)
Недавно СМИ сообщили, что в Литве на 22 года лишения свободы за убийство в январе 2001 г. каунасского ксендза Ричардаса Микутавичюса, был осужден некий Иван Квасков. Мотив убийства – ограбление. В июле 2001 г. тремя ударами ножа был убит 45-летний священник Игорь Розин. Убийцей оказался 24-летний местный житель Ибрагим Хапаев, страдающий шизофренией. Установлено, что убийство было совершено не по религиозным мотивам и не с целью ограбления, а в связи с психическим заболеванием убийцы.

Как уже сообщалось в СМИ, 21 марта 2001 г. в пос. Тура Красноярского края произошло убийство православного священника о. Григория ( Яковлева). Подозреваемый, личность которого, по данным следствия, до сих пор не установлена, заявил, что он якобы кришнаит и совершил это преступление по "приказу Кришны". Общества сознания Кришны спешно открестились от всякой связи с преступником, но этот случай, пожалуй, более других напоминает "оптинское дело".

Не только представители РПЦ МП, РПЦЗ или РПСЦ становятся жертвами бандитов. Например, 30-летний священник-лютеранин Геннадий Аркин был убит 9 февраля 2002 пьяным сыном квартирной хозяйки с целью ограбления. А 10 декабря 2003 г. в Киеве были обнаружены тела двух мужчин с ножевыми ранениями. Как позже выяснилось, убитые являлись священнослужителями Украинской православной церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП).

В Татарстане в понедельник 14 октября 2002 г. был убит настоятель сельской церкви Тихвинской иконы Божией матери Московского Патриархата. Тело 85-летнего священника Ильи Ефимова было найдено утром в палисаднике собственного дома. Преступник ударил священнослужителя тяжелым предметом в висок. Травма оказалась смертельной. Причина убийства та же – ограбление.

4. Cui prodest?
Таким образом, можно вполне отчетливо видеть, что существуют, в общем, три основные причины убийств священников. Первая, самая многочисленная, - криминальные мотивы, вымогательство, грабеж. Уровень благосостояния священников растет, социальная позиция становится ближе к "польской модели" (по-польски священник даже именуется "князем", ксёндз), а в целом по стране нищета рождает самые чудовищные бандитские порождения. Для убийц просто нет ничего особенного – убить попа, разграбить церковь… Это – отчасти следствие десятилетий атеизма, порой агрессивного, привитого советской властью, но также и разлагающего действия современной эпохи с ее консумеризмом и культом денег. Нередко в дело косвенно замешивается и политика – как в случае со старообрядческим священником Бобковым, ксендзом Ежи Попелушко или питерским протоиереем А. Жарковым.

Второй мотив – деликатный. В среде священнослужителей (как и в остальном обществе) есть люди нетрадиционной сексуальной ориентации, которые тяготеют к созданию микросоциальной группы – так проще и естественнее выживать. Но неестественность их существования в среде духовенства создает особый аспект всей истории – о них не принято говорит гласно, да и судебные перспективы крайне слабы. Таких убийств (обусловленных социальной спецификой) – очень мало, мотив убийства этот – маргинален, но в целом можно сказать, что этих случаев стало меньше. В США, например, "педофильский скандал" вызвал убийство священника-гея. В 2004 г. при потворстве охраны в американской тюрьме был убит священник-педофил Джон Джеган, об этом сообщили многие информационные агентства.

И, наконец, третий сюжет – несколько случаев убийств на религиозной почве или на почве психопатических расстройств. Убийцы "по приказу Сатаны" или "по воле Кришны" похожи на убийц с диагнозом "шизофрения". Такие убийства для верующих людей являются обычно символом борьбы Сатаны против Церкви. Граница между психической патологией и бесовской одержимостью тонка. Тенденция, увы, очевидна – священники все чаще становятся жертвой бандитов и убийц, которым способствуют безумные маньяки и сатанисты.

В государствах, где закон стоит превыше всего, к самым страшным и жестоко караемым преступлениям относятся те, что посягают на жизнь сотрудников охраны правопорядка. В странах с былой христианской (клерикально-государственной) традицией существует тенденция к сакрализации государства, так что по логике развития наиболее строго должны караться убийства госслужащих, высших чиновников и священников – то есть тех, кто составляет опору государства и общественной нравственности. Возможно, с ростом благосостояния народа и устрожением ответственности по вышеуказанной схеме количество убийств священнослужителей несколько пойдет на убыль. Но с сатаной договориться нельзя... 


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования