Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
16 июня 18:29Распечатать

Иван Нелюбов. РЕЛИГИЯ ВСТРЕЧАЕТСЯ С ДИПЛОМАТИЕЙ. Послесловие в двух частях к последнему саммиту ОИК. Часть первая. Вперед, Турция!


Последний саммит Организации Исламская конференция (ОИК) – это действительно классический случай встречи религии и дипломатии. Ведь ОИК – единственная межгосударственная структура, созданная по признаку религиозной принадлежности, но при этом в сферу ее интересов входит весь комплекс политических, экономических и социально-культурных вопросов.

Основанная в сентябре 1969 года в ответ на захват Израилем второй по значению мусульманской святыни - иерусалимской мечети аль-Акса, ОИК была призвана стать своего рода панисламской ООН, с подобными ооновским профильными специализированными организациями. Институты-то созданы были, но в целом сама ОИК так и не стала по настоящему влиятельным и действенным фактором международных отношений, в том числе и на Ближнем Востоке.

Несколько иллюстраций для примера: все решения ОИК носят исключительно рекомендательный характер, за исключением решений по ...протокольным и регламентным вопросам. Или, например, во время войны в Афганистане так и не получила развития и воплощения идея о вводе объединенного воинского контингента ОИК в эту страну, что, безусловно, стало бы высшим выражением международной дееспособности ОИК.

Итак, в диспозиции вокруг едва ли не главной на сегодня международной проблемы - отношений Запада с арабо-мусульманским миром, первая составляющая - это ОИК – организация с громкими регалиями, но, кажется, с не очень большими возможностями.

Вторая же - бушевский план "Великого Ближнего Востока", предусматривавший, как известно, консолидацию мусульманских стран на основе политических моделей американской демократии. После того, как его отвергли многие лидеры мусульманских стран, в том числе и союзники Вашингтона, а лидеры "большой восьмерки" на минувшем саммите в США отказали в просьбе президента Буша "скинуться" на реализацию этого плана, стало очевидно, что вряд ли он сможет стать ключом к решению проблемы взаимоотношений Запада с мусульманским миром.

Есть еще фактор третий - Турция, страна, которой американцы отводили роль локомотива в реализации своего ближневосточного плана. В этой стране 98 % из 65-миллионного населения составляют мусульмане. Страна стремительно прошла эволюцию от Оттоманской Порты, считавшей себя прямой наследницей первых мусульманских халифатов, до республиканского режима, установленного в прошлом столетии Кемаль-пашой Ататюрком, при котором, несмотря на сохранение исламской символики и атрибутики, на религию и религиозные структуры оказывалось давление, порой схожее с советским.

В настоящее время премьер-министром страны является лидер ориентирующейся на исламские принципы Партии справедливости Реджеп Тайб Эрдоган. Перед ним стояла и стоит очень сложная задача - соединить традиционные исламские ценности и секулярную политическую систему страны, её достаточно высокотехнологичную и динамичную экономику, а также курс на интеграцию с Западом, прежде всего с Европой. Такое положение можно охарактеризовать как стояние "меж двух огней".

Со стороны мусульманской общественности часто раздавались призывы: "Эрдоган – решайся!", "Эрдоган – определяйся!". И Эрдоган решился, причем достаточно удачно. Внешнеполитические ходы Турции в контексте последнего саммита ОИК напомнили прекрасно разыгранный шахматный дебют.

Первым своим ходом Турция солидаризировалась с позицией большинства мусульманских стран в том, что демократия ни в коем случае не может быть навязана исламскому миру извне. Устами главы МИДа Анкара объявила, что не поддержит никакие инициативы, если они будут идти вразрез с интересами мусульманских стран. Турция продемонстрировала миру (и особенно США), что она намерена быть самостоятельным игроком в нынешней ближневосточной партии.

Уже от этого хода Турция получила первый результат - добилась от 57 стран-членов ОИК признания за Северным Кипром названия государства, а не турецкой общины, как было ранее. Подчеркнем, правда, что речь идет о признании названия, а не государства де-юре, что могло бы повлечь установление с ним дипломатических отношений. Тем не менее, это очень важный шаг на пути прорыва многолетней международной изоляции турецкой части Кипра.

Следующим ходом Турция перехватила инициативу по озвучиванию четкой и емкой формулировки политики возможных реформ в мусульманских странах. Эти предложения прозвучали в выступлении на конференции шефа турецкой дипломатии Абдулы Гюля. Причем Турция перехватила ее у консервативных мусульманских кругов, прежде всего, из арабских стран.

Новизна турецкой декларации в том, что в ней впервые было предложено не увязывать экономические и социальные реформы в конкретных странах с решением палестино-израильской проблемы. А. Гюль также заявил, достаточно смело для мусульманской аудитории, что не существование Израиля как такового является причиной сложной ситуации на Ближнем Востоке, но конкретные недальновидные действия израильского правительства.

А ведь известно, что именно лозунги освобожденияПалестины и святынь аль-Кудса (Иерусалима) являются питательной средой для экстремизма в религиозном исламском антураже, корни которого, опять же, уходят в арабский мир. Конечно, вполне реально спрогнозировать арабо-турецкие трения в исламских делах (кстати, исторически традиционные). Но пока очевидно, что инициатива – в руках Турции.

И наконец кульминацией национальной дипломатии стало то, что саммит произошел в Турции, и впервые в истории ОИК тайным голосованием на пост генсека этой организации избран турецкий представитель – интеллектуал Экмельдин Ишаноглу, который в своем инаугурационном выступлении провозгласил однозначный курс на реформы в ОИК и мусульманском мире.

Итак, итогом завершившегося саммита министров иностранных дел стран ОИК в Стамбуле стала рельефная демонстрация намерения Анкары усилить свое влияние в мусульманском мире, причем не только экономическое, которое и так уже достаточно весомо, но и геополитическое, и духовно-культурное.

Есть ли у Турции внутренние предпосылки, чтобы и дальше продолжать реализовывать это преимущества? Это единственная среди мусульманских государств (за исключением, пожалуй, Малайзии) страна с высоко диверсифицированной и достаточно динамичной экономикой. Турция имеет возможности для геополитического и геоэкономического влияния не только в Азии, но и в Европе.

На минувших выборах в Европарламент почти 4-миллионная европейская турецкая община, проживающая, в основном, в Германии и Нидерландах, провела туда трех своих кандидатов. Причем очевидно, что ныне лицо евротурецкой общины – это уже далеко не лицо гастарбайтера: европарламентарием от Германии стал миллионер Огер, сделавший состояние на отправке немцев на отдых в Анталью и Аланью.

Турция - одна из немногих мусульманских стран, имеющая ровные отношения с Израилем. Анкара заинтересована в технологиях, в том числе и военных, из Израиля. Для последнего сотрудничество с Турцией (и в меньшей степени с Иорданией) также необходимо, причем жизненно. Только с помощью ресурсов этих стран можно решить важнейшую для еврейского государства проблему нехватки питьевой воды.

Потенциальное усиление Турции приведет также к активизации культурного и религиозного миссионерства из этой страны, несколько, хотя и не совсем, приутихшего в последние годы. Основным направлением этой деятельности станут просторы Евразии - бывшие среднеазиатские республики СССР, а также тюркское и мусульманское население современной России. Причем вероятно, что политические векторы Москвы и Анкары в этой сфере могут, мягко говоря, не совпадать, несмотря на то, что Россия прочно занимает второе место во внешней торговле Турции, а 1,2 миллиона россиян ежегодно проводят на турецких курортах свой отпуск.

Так что, если делаи в дальнейшем пойдут столь активно, премьер Эрдоган может назвать свою партию, наподобие берлускониевской в Италии, - "Вперед, Турция!"

Продолжение см. здесь


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования