Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
17 июня 14:12Распечатать

Евгений Королёв. ОБЩИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЗНАМЕНАТЕЛЬ. О чём может свидетельствовать объединение РПЦ МП и РПЦЗ(Л)?


За те месяцы, что ведутся споры о возможности "воссоединения двух ветвей Русской Православной Церкви" – Московского патриархата (РПЦ МП) и Зарубежной под омофором митрополита Лавра (РПЦЗ(Л)), - меня не покидает ощущение какой-то существенной недоговорённости, поверхностности дискуссии, ведущейся вокруг этого процесса. Очень страстная, и временами драматичная, сокрушающая всяческие авторитеты, она остаётся какой то пустой, надуманной, подобно политическому шоу, когда все понимают – что бы на нём ни говорилось, это не имеет никакого отношения к истинным целям участников.

Нам говорят:
- Раскол – это плохо!
- Так, - соглашаемся мы.
- Раскол надо преодолеть!
- Правильно, - поддерживаем мы.
- Преодоление раскола суть объединение! – продолжают просвещать нас.
- И это правильно, - продолжаем соглашаться мы.
- Давайте объединяться! – резюмируют свои доводы "знающие люди".

И вот тут возникает какая-то заминка: а чего ради разъединялись-то? Ведь церковное разделение – это не скандал в буйном семействе – побузили-помирились – и так по нескольку раз за день. Церковный раскол – это свидетельство каких-то глубочайших, каких-то существеннейших процессов духовно-нравственного характера. Более того, это возникновение какой-то особой, совершенно новой духовно-нравственной реальности.

Что касается реальностей мирских – как то: экономической, политической и других, - возникших в связи с революционными событиями в России начала ХХ века, то здесь всё более или менее ясно. Понятны и субъективные составляющие многих церковных нестроений того периода. Но кто может ясно и однозначно ответить на вопрос: о возникновении какой духовно-нравственной реальности свидетельствовал раскол в Российской Православной Церкви? В чём эта реальность выражалась, и какое значение имела?

В одном из своих интервью, говоря о возможности созыва очередного Великого Православного Собора, Вселенский Патриарх Варфоломей I отметил, что главную трудность составляют не организационные и не теоретические стороны этого мероприятия, а недостаточность "богословской, то есть опытной зрелости".

Думается, что именно эта же причина делает преждевременной объединение РПЦ МП и РПЦЗ(Л). До сих пор остаются открытыми вопросы, без осознания которых никакое административное слияние не сможет обеспечить истинного церковного единства. Более того, такое слияние лишь станет поводом для более интенсивного раскручивания центробежных процессов в церковной жизни.

Реальное воссоединение Российской Православной Церкви должно означать только одно – полное и окончательное осознание ответов на вопросы:

1) Какая духовно-нравственная реальность вызвала преодолеваемый ныне раскол?

2) Что происходит с той, изначальной реальностью при нынешнем воссоединении церкви? Она нивелируется, и в РПЦ восстанавливается прежнее положение? Или она "перекрывается" новой духовно-нравственной реальностью, возникшей в рамках событий последних дней, лет, десятилетий? И если это так, если речь идёт о новой – "перекрывающей" реальности, то в чём выражается эта реальность, какое значение имеет она?

По большому счёту, среди русских православных людей нет и не может быть настоящих противников церковного воссоединения. Не было бы и нынешних споров, если бы процесс этот протекал не "шиворот-навыворот", а так, как ему и полагается, – с предварительного разбирательства: кто, с кем и почему разошёлся в РПЦ при советской власти? А также, кто, с кем и почему объединяется сегодня? Спорить же о том, нужно нам воссоединение Церкви или нет – занятие бестолковое.

Вместе с тем, все те, кто заинтересован именно в оздоровлении церковной жизни, а не в чём-то ещё, связанном с формальным провозглашением единства, должны озаботиться о том, чтобы нынешние объединительные тенденции не стали бы поводом к новым церковным раздорам и нестроениям.

Кому и для чего нужно превращать сугубо рабочие, "проходные" ситуации в тупиковые? Кому и для чего, под предлогом желанного для всех воссоединения, нужно провоцировать новую волну противостояния?

Только тем, кто за формальным, механическим слиянием двух конкурирующих контор пытается спрятать ту самую духовно-нравственную реальность, вызвавшую ситуацию церковного раскола. Ту самую реальность, составной частью которой явились сами эти люди, сохраняющие и нынешнее своё общественное положение только путём сохранения этой реальности.

Никто не может с уверенностью назвать имена такого рода сторонников скорейшего слияния. Вместе с тем, их без труда можно узнать в противниках серьёзного, соборного рассмотрения вышеназванных вопросов. Нельзя придумать ничего более глупого, как пытаться убедить их в необходимости прежде всего духовно-нравственного воссоединения, и только потом административного. Эта песня не про них. Наивно также пытаться каким-либо образом принудить их к осмыслению причин раскола, форм его проявления и значения. Имея "под ковром" безусловную поддержку со стороны кукловодов разыгрываемого ныне спектакля, они практически не досягаемы для какого-либо иного влияния.

Такое положение, конечно же, очень и очень некрасиво. Но не смертельно же! Пусть "они" продолжают "неуклонно гнуть свою прямую линию". В конце концов, только в этом и состояло "их" назначение, которое "они" с успехом выполнили в уходящий период российской истории.

В том случае, если церковное воссоединение будет проведено по форсируемому ныне Кремлём сценарию, то к какому общему духовно-нравственному знаменателю будут приведены все те, кто участвует в этом процессе, начиная со 2 марта 1917 года по Р.Х.?


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования