Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
МыслиАрхив публикаций ]
03 июня 13:57Распечатать

Михаил Фатеев. РАССЕЯННЫЕ ПО СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ. Заметки о русскоязычных католиках в Израиле


Чувства, с которыми летел в Израиль, можно, пожалуй, сравнить с ощущениями любителя научной фантастики, который внезапно получил возможность побывать на Марсе. Лишь спустя несколько часов после приземления, оказавшись в маленькой церквушке на горе Кармель, построенной на месте пещеры, где жил библейский пророк Илия, я понял, что это не сон. Впрочем, что заставило меня очнуться, еще не известно. Может быть, объявление при входе в базилику, которое сообщало, что по воскресеньям в приходской церкви, адрес такой-то, в 18 часов совершается месса по-русски. В сущности, именно с этого началось мое знакомство с русскоязычными католиками Израиля.

На волне эмиграции из бывшего Советского Союза в Землю Обетованную прибыло множество христиан: евреев или членов их семей. Точной цифры не назовет никто. Официальные данные израильского правительства указывают, что в этой стране проживает 142 тысячи христиан, решительное большинство которых составляют арабы. Однако, важно обратить внимание на то, что согласно местному законодательству, гражданство предоставляется лишь иудеям, либо репатриантам, указавшим в графе "вероисповедание" "неверующий". Поэтому многие евреи-христиане официально относятся к приверженцам иудаизма. В частных разговорах священнослужители различных Церквей утверждают, что здесь живет более 100 тысяч евреев-христиан, прибывших из России. Большинство из них православные. Однако есть и католики.

Первого "русского" католика в Израиле я встретил случайно. Прогуливаясь по узким, пестрым и шумным улочкам старого Иерусалима, мы с друзьями зашли в таверну, расположенную в одном из заулков армянского квартала. При входе висел портрет почтенного старца, открывшего это заведение несколько десятков лет назад, из динамиков ненавязчиво лилась народная музыка, а на самом видном месте стояла коллекция покрытых пылью и паутиной бутылок армянского коньяка еще советских времен, неизвестно как попавших в древний город. К нам подошел хозяин таверны и, узнав, что мы из России, с радостью сообщил, что его жена бывшая наша соотечественница – еврейка из Петербурга. Услышав о прибытии земляков под каменные своды своего ресторана, к нам вышла и сама хозяйка. Разговорившись с ней, я и узнал, что она уехала из города на Неве 15 лет назад, что она католичка, отлично помнит отца Иосифа Павилониса, в те времена бывшего настоятелем церкви в Ковенском переулке. Однако о русских католиках в Израиле она и не слышала, да и в церковь захаживает крайне редко.

Через некоторое время я понял, что подобная ситуация является обычной для многих русскоязычных католиков, осевших в стране, где "текут молоко и мед". Как оказалось, арабо-израильский конфликт проявился и в церковной жизни. В связи с тем, что решительное большинство католиков Израиля - как духовенства, так и мирян – палестинцы, приходящие в местные общины евреи были принимаемы, скажем так, без особой радости. Никакого желания работать с ними у местного клира не было. Однако, это не помешало нескольким инициативным католикам создать ряд общин. Пожалуй, самыми яркими личностями были супруги Александр и Регина Дериевы.

В 1990 году, еще в Советском Союзе, в Казахстане, они крестились в католической Церкви. Годом позже переехали в Израиль. Александр достаточно быстро собрал единомышленников и организовал русское католическое общество Святого Иуды Фаддея, а так же начал издавать русскоязычный католический журнал "Радость Воскресения". В 1993 году начались регулярные воскресные мессы на русском языке в ассумпционистской церкви святого Петра Галликанте, где настоятелем в ту пору был о.Роббер Фортин, в 80-е годы служивший в Москве. Вскоре появились и другие священники. Органист храма Гроба Господня францисканец Армандо Пьеруччи написал музыку на религиозные стихи Регины Дериевой и на текст русской мессы. Благодаря инициативе Александра издавались компакт-диски с русскими духовными песнопениями.

Впрочем, активность католиков обратила на себя внимание не только христиан. Начались преследования как со стороны религиозных евреев, так и со стороны государства, которое отрицательно относилось к тому, что евреи-католики при репатриации указывали ложную информацию о своем вероисповедании. В 1996 году семья Дериевых была лишена израильского гражданства, и через некоторое время они были вынуждены покинуть страну. Благодаря шведскому католическому епископу Александр и Регина получили статус беженцев и осели в Скандинавии.

Испытания выпали на долю других активистов и целых общин. Кого-то уволили с работы, а монастырь в Бейт-Джамаль, в котором собирались русские католики, даже пытались поджечь. По ряду причин были вынуждены уехать из страны и священники, опекавшие русские общины. В итоге одни перестали ходить в церковь вообще, другие ушли к мессианским евреям (кто временно, кто навсегда). Общинная жизнь русских католиков в Израиле к концу 90-х практически прекратилась. Монахи, которых я встретил в храме св. Петра Галликанте, ничего не смогли сказать о русских католиках в Иерусалиме. Впрочем, о. Армандо Пьеруччи из храма Гроба Господня оказался более осведомленным на этот счет.

Ранним утром в воскресенье я отправился на воскресную мессу, которая совершалась в самой главной христианской святыни мира – часовне Гроба Господня. В 6:30 около Кувуклии собрались разноязычные монахи-францисканцы, служащие в храме, смуглые монахини из Ордена Матери Терезы, да несколько мирян из разных стран мира. Рядом со мной сидела старушка из Аргентины. Месса совершалась на латыни. После литургии мы побеседовали с о. Армандо о его творчестве, о музыке для русскоязычной мессы. Время от времени он встречается со священником, служащим для русских, но в храме Гроба Господня русская католическая литургия не совершается. Так что после отъезда Александра Дериева контакты о. Армандо с русскими католиками почти прекратились.

И еще немного о католиках и русских в Иерусалиме. Зайдя в храм святой Марии Магдалины Русской Православной Церкви Заграницей на Масличной горе, я встретил брата Иакова. Этот американский католик, студент семинарии, приехал в Иерусалим и … принял в православие. Сейчас живет в гостевых покоях монастыря, изучает русский и церковнославянский, готовится стать священником.

Кстати, именно благодаря Александру Дериеву мне все же удалось достать телефон о. Славомира Абрамовского, который служит русскую мессу в Хайфе. К сожалению, встретиться мы смогли лишь в последний день моего пребывания в Израиле. Мы созвонились, и я встретил в холле своей тель-авивской гостиницы двух одетых в черные рубашки людей. Как оказалось, отец Славомир приехал со своим помощником – студентом миссионерской семинарии "Redemptoris Mater" украинцем Евгением. Отец Славомир личность интересная. По первому своему образованию он врач, окончил Медицинскую академию в Варшаве, работал в престижных клиниках. Однако, бросив успешную карьеру, в 1993 году поступил в семинарию, принадлежащую к неокатехуменальному движению. Работал в Казахстане, Украине, России и Грузии.

В Израиль о. Славомир приехал два года назад. Первые полгода лишь изучал язык, да присматривался к местным реалиям, беседуя с прихожанами разных церквей. Лишь 6 марта 2003 года отслужил свою первую мессу на русском, в цистерианском аббатстве Латрун, недалеко от Иерусалима. Место было выбрано не случайно, вход в церковь не на виду, а значит войти в нее можно попасть незамеченным. Некоторое время назад на помощь к нему приехал еще один священник – словак о. Ян, - что помогло поделить страну на два русских прихода, чтобы душепастырство было более эффективным.

Чаще всего русскоязычных католиков приходится искать. То в одном приходе сообщат, что видели "русского", то в другом. Так и собирают заново общины эти двое священников. В течение нескольких месяцев о. Славомир жил на нелегальном положении, т.к. израильское правительство отказывалось дать ему визу. Но сейчас вопрос урегулирован. Впрочем, по местному законодательству в стране запрещена миссионерская деятельность, за которую грозит до полугода тюремного заключения. Однако, по словам священника, пока ему не известны случаи, чтоб кто-то был осужден по этой статье.

Сегодня русские мессы служатся регулярно лишь в нескольких городах. Еженедельно проходит богослужение в Хайфе, два раза в неделю в аббатстве Латрун, городках Ки Карпарис и Маале Адумим, называемом многочисленными русскими эмигрантами, живущими в нем, Красногорском. Кроме того, немало русских католиков ходят в еврейскоязычные приходы в Бер-Шеве и Яффе. Есть и интересная община в Тиберии. Здесь семья русских католиков познакомилась с общиной мессианских евреев, у которой нет пастора. В итоге, по просьбе протестантов, о. Славомир еженедельно проводит для них литургию Слова, а раз в месяц, по их же настоянию, служит католическую мессу, в которой все дружно участвуют. Такой вот экуменизм.

Что интересно, гораздо больше, чем русскоязычных католиков, в Израиле греко-католиков с Украины, которые абсолютно лишены душепастырской опеки. Последнее время неугомонный польский священник подумывает о том, чтоб изучить восточный обряд.

Три часа разговора пролетели незаметно. Я отдал о. Славомиру привезенные с собой молитвенники и богослужебные тексты на русском. Он благодарил. Прежде чем расстаться предложил помолиться, после "Отче наш" он решил прочитать открывшуюся наугад фразу из Библии. Мой скептический настрой изменился диаметрально, когда случайной фразой оказалась: "Идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное".


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования